Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:58, реферат

Краткое описание

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, илирелигиозная теория.

Файлы: 1 файл

политология практика.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

Диффузная теория 

Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства  возникали у разных народов в  разное время, в том числе и  в результате заимствования опыта  соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы - когда  и почему государство появилось  впервые. 

Классовая теория 

Создателями классовой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная идея авторов данной концепции заключается в том, что возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы. 
 
 

2)Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству  как социальному институту присуща  двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны  сущность государства обусловлена  классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Рассмотрим классовую  природу государства. Государственная  власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных  слоев населения. Последнее может  осуществляться в форме прямого  насилия или пропагандистского  навязывания своей воли большинству  населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня  всё чаще СМИ называют четвёртой  властью.

В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный  деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Рассмотрим общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным  управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все  население, государство выполняет  функцию управления наиболее важными  сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство  является социальным арбитром, средством  социального компромисса между  правящими и управляемыми. Его  задача - преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация  интересов различных групп населения.

Таким образом, государство  призвано одновременно выполнять как  сугубо классовые задачи, так и  общие дела, вытекающие из природы  всякого общества.

Одним из показателей  прогресса цивилизации является историческое движение от классовой  к общесоциальной природе государства.

Сущность государства  обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в  обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее  благо, которое призвано выразить и  реализовать государство. Общее  благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности  общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое  на общемировом уровне, в масштабах  человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место. 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Онопозволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

форму правления, 

форму территориального (государственного) устройства 

политический (государственный) режим.

 
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

это, как правило, единоличное правление;

власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правленияабсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время  ограниченная монархическая форма  правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:

высшие  органы власти формируются  путем выборов  на определенный срок, либо должности в  них замещаются путем  назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

должностные лица несут политическую и юридическую  ответственность  за невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма  правления также относится к  одной из древних. Республики были и  в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарнуюРазличие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских  в настоящее время относятся  США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция  и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются  редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентскиеили полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой  административно-территориальную  и национально-государственную  организацию государственной  власти, раскрывающую взаимоотношения  между отдельными частями государства, в частности между  центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

единая  структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

единая  система законодательства для всего государства;

одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных  государственных  образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

субъекты  федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время  в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они  образованы по разным основаниям, имеют  различное устройство, различную  степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают  федерации, построенные по национальному  и территориальному признакам.

По национальному  признаку в основном строились такие  федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена  как по территориальному, так и  по религиозно-этническому признаку.

Информация о работе Теории происхождения государства