Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:58, реферат
И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, илирелигиозная теория.
Диффузная теория
Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.
Безусловно, государства
возникали у разных народов в
разное время, в том числе и
в результате заимствования опыта
соседей, однако диффузная теория не
дает ответа на главные вопросы - когда
и почему государство появилось
впервые.
Классовая теория
Создателями классовой
теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Основная идея авторов данной концепции
заключается в том, что возникновение
государства есть результат объективных
социально-экономических процессов, приводящих
к возникновению в обществе антагонистических
классов. Государство возникает там и
тогда, где и когда происходит разделение
общества на классы.
2)Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.
Любому государству
как социальному институту
Рассмотрим классовую природу государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.
В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.
Рассмотрим общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.
Будучи главным
управленческим центром общества, официально
объединяя и представляя все
население, государство выполняет
функцию управления наиболее важными
сферами жизни общества, выражает
общенациональные интересы. Государство
является социальным арбитром, средством
социального компромисса между
правящими и управляемыми. Его
задача - преодоление социальных противоречий,
конфликтов, разногласий, учет и координация
интересов различных групп
Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.
Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.
Сущность государства
обусловливается объективной
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Онопозволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
форму
правления,
форму
территориального (государственного)
устройства
политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают
форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками:
это, как правило, единоличное правление;
власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;
Выделяют две
разновидности монархической
формы правления: абсолютную(
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:
высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма
правления также относится к
одной из древних. Республики были и
в рабовладельческом мире, при
феодальном строе (аристократическая
республика в Древнем Риме или
демократическая в Древней
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.
В "чистом" виде
президентские и парламентарные
республики сегодня встречаются
редко. Широко используются смешанные
формы, например, полупрезидентскиеили
Понятие формы государственного
устройства относится к характеристике
территориальной организации
Форма
государственного устройства
представляет собой
административно-
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки:
полное территориальное
единство государства. Это означает,
что административно-
для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;
единая система законодательства для всего государства;
одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:
существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
две
системы законодательства: обще
субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному
признаку в основном строились такие
федерации, как бывший СССР, бывшие
Чехословакия и Югославия. Такого рода
федерации оказались
По территориальному
признаку образованы США, ФРГ и др.
Иногда оба признака комбинируются.
Например, федерация в Индия построена
как по территориальному, так и
по религиозно-этническому