США как центр мировой глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Тема глобализации и региональной экономической интеграции на протяжении последних десятилетий остается одной из наиболее актуальных. Система международных отношений, в которой основным субъектом являлось суверенное национальное государство, претерпевает значительные изменения. Интеграционные процессы, активно развивающиеся в последнее время на всех континентах, представляют собой качественно новую форму межгосударственного взаимодействия.

Оглавление

Ведение 2
1.Глобализация и ее центр – США 4
1.1Глобализационные процессы, их роль и влияние 4
на экономику разных стран
1.2 США как центр глобализации 8
2.США и мировая интеграция
2.1Интеграционные процессы в мире. Причины интеграции. 14
2.2США и интеграционные процессы в Западном полушарии 16
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат по гуляеву.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Помимо совершенно новых схем построения "мира по-американски", что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и  даже повышение конфликтного потенциала.

При возникновении идеи однополярного мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать его стабильность.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство. Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом. … Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет.»

Если говорить о промышленной политике, то необходимо отметить, что в некоторых отраслях Соединенные Штаты занимают прочные позиции, а в других – слабые. В таких отраслях, как фармацевтика аэрокосмическая, они чувствуют себя достаточно уверенно, но в других отраслях дела идут не так хорошо. США теряю позиции в тех отраслях, где наиболее большой рынок сбыта и значительный прибыльный потенциал на будущее.

Десять лет  тому назад компьютерная и телекоммуникационная отрасли Америки занимали такие  же высокие позиции, как и фармацевтическая, и большинство других отраслей тоже были в лучшем состоянии. Главное проявление конкуренции ожидается со стороны объединенной Европы, что может получить превосходство, что касается экономии, благодаря увеличению масштабов производства в таких отраслях, как производство электричества. Вызов американской продуктовой промышленности кинет тоже Европа, которая будет иметь сравнительный с Соединенными Штатами размер объединенной площади обрабатываемых земель. Открытая Восточная Европа станет источником дешевых предложений. Япония догнала США в производстве производственной и сельскохозяйственной техники и перегнала в производстве телекоммуникационного оборудования. Европа обошла Америку по производству стали. В 1991году американская автомобильная промышленность потеряла 6.8 млрд. долларов, а импорт японских автомобилей в США равнялся двум третьим ее торгового дефицита с Японией.

США – крупнейший экспортер мира, в большей степени  зависящий от экспорта, чем, скажем, Япония, что заграничные филиалы американских компаний владеют преобладающей долей мирового экспорта, в сравнении с компаниями на американской земле, что четверть ВВП США зависит от мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.США и мировая интеграция

2.1Интеграционные  процессы в мире. Причины интеграции.

Международная экономическая интеграция - процесс  объединения стран на основе развития глубоких взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, а также проведение согласованной  межгосударственной экономической  политики.

Направлена международная экономическая интеграция на формирование эффективной структуры национальных хозяйств, постепенное сближение и выравнивание уровней их экономического развития.

Формы международной экономической  интеграции:

1. Зона свободной  торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле.

2. Таможенный союз. Свободное  перемещение товаров и услуг  внутри группировки дополняется  единым таможенным тарифом и  единой внешнеторговой политикой  по отношению к третьим странам. Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к третьим странам, то есть к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачу ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

3. Общий рынок (единый  рынок). Ликвидируются барьеры между  странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. На этом этапе происходит также разработка политики развития отраслей и секторов экономики, общей для всех интегрирующихся стран.

4. Экономический и валютный  союз.

Факторы (причины) международной экономической интеграции:

  • возросшая интернационализация хозяйственной жизни;
  • углубление международного разделения труда (МРТ) (специализация и интеграция);
  • развивающийся научно-технический прогресс (НТП) и научно-техническая революция (НТР);
  • повышение степени открытости национальных экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2США и интеграционные процессы в Западном полушарии

 

Совсем недавно  почти одновременно состоялись два  форума - саммит Америк в Сантьяго и  встреча в верхах руководителей  стран - членов СНГ, где обсуждались вопросы, в чем-то удивительно схожие.

На мой взгляд, сегодня можно говорить, что и  в том, и в другом регионе страны-участницы  этих объединений решают вопросы  интеграции, причем, похоже, что мы находимся  примерно на одной и той же ее стадии. Только Западное полушарие идет по восходящей, а мы пребываем на противоположном векторе развития, когда от высокой степени унитаризма, существовавшего когда-то в Советском Союзе, переходим к положению, при котором прерываются нормальные экономические, политические и социальные связи.

Еще одна параллель  — отношения между крупной  державой и государствами, существенно  уступающими ей по размерам территории, населению, экономическому, политическому  и военному потенциалу. Отношения, не всегда развивающиеся однозначно, в которых часто наблюдаются разные тенденции — и к доминированию, и к взаимозависимости, и к взаимному притяжению, и к взаимному отталкиванию.

В подходе США  к Латинской Америке также  просматриваются разные этапы. Бесспорно, что война за освобождение США оказала весьма существенное влияние на Латинскую Америку. Но если говорить о следующем этапе, который начался с принятия на вооружение доктрины Монро, то это не только попытка предотвратить восстановление колониальных империй в Западном полушарии, но и провозглашение права США на особую роль, на доминирование в регионе, на патерналистское отношение к государствам Латинской Америки. И этот подход впоследствии привел к "дипломатии канонерок", которая выступала своего рода формой интеграции Западного полушария, когда Вашингтон пытался диктовать свою волю всем другим странам региона.

Были и другое периоды, такие, как политика добрососедства администрации Франклина Рузвельта, были попытки преодолеть жесткие  рамки политики США в период холодной войны, скажем, "Союз ради прогресса" администрации Кеннеди, но все-таки патерналистский подход со стороны Вашингтона на протяжении двухвековой истории оставался доминирующим.

Сейчас наметились новые тенденции в отношениях между США и Латинской Америкой, которые имеют очень большое значение не только для США и других стран Западного полушария, но и для мирового развития в целом. Как заявил на саммите в Сантьяго президент Клинтон, отношения между Северной и Южной Америкой могут быть образчиком для всего мира в XXI в. Анализ этой модели связей представляет не только академический, но и практический интерес.

Начну с оценки интересов США в регионе. Обычно латиноамериканская политика Вашингтона рассматривалась в Белом доме с учетом стратегических интересов США. Например, в исследовании Национального университета обороны в Вашингтоне двухлетней давности их сформулировано шесть:

  • обеспечение доступа к путям сообщения и транзита по ним, включая Панамский канал;
  • предотвращение господства враждебной державы в Западном полушарии;
  • поддержание ограниченного военного присутствия США в регионе;
  • обеспечение доступа к сырьевым ресурсам Западного полушария, включая, например, бокситы и нефть;
  • защита инвестиций США в регионе;
  • обеспечение поддержки со стороны латиноамериканских государств политики Вашингтона в мировых делах.

 Суть этих  интересов - следствие холодной  войны. Думается, что уже можно  говорить о том, что содержание  американских интересов начинает  существенным образом меняться.

Сегодня в Вашингтоне признают, что в Западном полушарии нет и в обозримом будущем не возникнет военной угрозы для США. На первый план выдвигаются экономические интересы, а что касается угроз, то сегодня таковыми являются незаконный оборот наркотиков, нелегальная иммиграция и т.д. Следует отметить еще несколько новых моментов в подходе США к Латинской Америке. Один из них связан с изменением демографической ситуации в США.

Соединенные Штаты  являются пятой страной в мире по численности испаноязычного населения. Продолжение этой демографической тенденции приведет к тому, что к 2050 г. испаноговорящие составят почти четверть населения страны. Фактическая двуязычность уже присутствует в ряде южных штатов. Это означает, что фактор культурный, цивилизаци-онный начинает приводить не только к взаимному отталкиванию, но и к взаимному притяжению. Однако главное, определяющее сегодня интересы США в Западном полушарии, это экономика. И связано это с тем, что быстрыми темпами возрастает степень врастания Соединенных Штатов в глобальный рынок.

Сегодня североамериканская экономика не является закрытой, ориентированной вовнутрь. Одно из пяти рабочих мест в США ныне связано с экспортом товаров и услуг. При администрации Клинтона за его счет была обеспечена примерно треть прироста валового внутреннего продукта. Вообще в последние шесть лет США переживают беспрецедентный стабильный экономический рост.

 

В экономическом  отношении Западное полушарие представляет собой сегодня наиболее динамичный рынок для североамериканских товаров  и услуг. В первую очередь это связано с НАФТА. С момента создания зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой торговля между ними выросла на 65% и достигла почти полтриллиона долларов. В прошлом году экспорт США в страны Латинской Америки и Карибского бассейна рос в три раза быстрее, чем объем поставок в другие районы мира, и составил внушительную сумму - 286 млрд долл. На долю Западного полушария в общей сложности пришлось 63% прироста американского экспорта.

Если проанализировать весь импорт государств Западного полушария из развитых стран, то Канада и Мексика получают из США 85% этих поставок. Центральная Америка - 75, андские государства - 55, страны Меркосур - 40%.

Я думаю, что  этот фактор объясняет, почему сегодня  США взяли на вооружение идею экономической  интеграции Западного полушария, а создание межамериканской зоны свободной торговли стало одним из приоритетов внешней политики администрации Клинтона. При этом, как всегда бывает в таких случаях, за политическими лозунгами скрываются вполне реальные экономические интересы.  

Согласно оценкам  министерства торговли США, таможенные тарифы на латиноамериканские товары составляют всего около 2%, и больше половины из них поступает на североамериканский рынок без пошлины. В то же время  минимальные тарифы на североамериканские товары в странах Латинской Америки находятся на уровне примерно 5%, а в отдельных из них - 10-20%.

И зона свободной  торговли, и отмена таможенных тарифов - не просто жест доброй воли США по отношению к Латинской Америке. Это экономический интерес, диктуемый потребностями развития крупнейшей страны, которое будет все больше зависеть от результатов интеграции в Западном полушарии.

И с этой точки  зрения пора ставить вопрос о новой  Латинской Америке. Сегодня она  не только для россиян, но и для  всего мира - не просто что-то отдаленное, экзотическое и романтическое, а один из главных центров мирового развития. На долю Латинской Америки приходится 15% территории и примерно 10% населения земного шара. Это 475 млн человек и валовый внутренний продукт в 1,3 млрд долл. по обменному курсу. По паритету покупательной способности оценка ВВП Латинской Америки в два раза выше, около 2,5 трлн долл. Это означает, что Латинская Америка - четвертый после НАФТА, Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества регион мира по экономическому значению. Регион, который превосходит СНГ примерно в 1,5 раза по населению и валовому внутреннему продукту, а если брать паритет покупательной способности, то более чем в два раза. В последние годы Латинская Америка стала демонстрировать высокие темпы развития. В прошлом году ВВП латиноамериканских стран вырос более чем на 5%. Это самые высокие темпы в мире, если не считать Восточную Азию. Но, как известно, мировой финансовый кризис прошлого года больно ударил по Восточной Азии. Латинская Америка пострадала в меньшей степени, хотя и там бывали подобные вещи, например, мексиканский кризис, да и сейчас ряд государств испытывают не меньшие трудности, чем Россия в условиях продолжающегося экономического кризиса.

Очень важным фактором развития Латинской Америки стала ее притягательность для иностранных капиталовложений. Доля инвестиций в ВВП стран региона выросла с 16 до 21%. В этом залог сохранения высоких темпов экономического роста. Иностранные частные инвестиции в Латинской Aмepикe в прошлом году составили 80 млрд долл. (для сравнения: в России - около 7 млрд долл.). Сегодня прямые частные инвестиции США в Латинскую Америку достигли 150 млрд долл., что примерно в 20 раз больше, чем американские прямые частные инвестиции в Россию.

Информация о работе США как центр мировой глобализации