Современная образовательная политика в РФ ( высшее образование )

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Государственное высшее образование в России согласно Закону об образовании проводит обучение будущих специалистов по различным формам. Это очная, вечерняя, заочная формы и экстернат. Все этапы, которые необходимо пройти, чтобы получить государственное высшее образование в России.

Оглавление

Введение
Двухступенчатая система образования
Болонская система образования
Внедрение инноваций в образовательный процесс
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политолог.docx

— 37.75 Кб (Скачать)

Система образования в Японии имеет  одну отличительную особенность, например, состав групп и классов каждый год меняется, а так же меняется и состав преподавателей. В конце  года школьники сдают экзамены, поэтому  учебный год для них – это  лишь подготовка к ним. Этим же можно  объяснить и массовое посещение  многочисленных частных курсов, особенно тех, которые организуют преподаватели  на дому. Но самое интересное то, что  с основами профессий молодые  японцы знакомятся еще в школе.

Внедрение инноваций в образовательный  процесс

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность. Внедрение инноваций в образовательный процесс, использование новых технологий в обучении преподавателями вузов. Для этого необходимо постоянное обучение и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава путем добавления в организационную структуру вузов специальных отделов;

• оптимальный баланс использования  внутренних ресурсов вуза;

• нематериальные ресурсы, под которыми подразумевается инфраструктура, обеспечивающая инновационное развитие, выявление  приоритетных направлений и разработок в области новых технологий и  организации процесса обучения;

• инвестиционные средства и распределение  финансирования по этапам инновационного процесса.

Все перечисленные компоненты являются необходимыми для деятельности вуза, важны не только для достижения конкурентного  преимущества внутри системы образования, но и на мировом рынке.

Инновационное развитие систем высшего  образования в нашем понимании  представляет собой процесс, позволяющий  формировать и реализовывать  услуги инновационного типа при помощи:

• совокупности взаимодействующих  преемственных образовательных  программ и государственных стандартов;

• сети учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и  организаций.

Функционирование подсистемы поддержания  платежеспособного спроса на молодых  специалистов - выпускников вузов  осуществляется благодаря государственным  инвестициям и капиталовложениям  физических и юридических лиц  путем формирования единой инвестиционной программы, системы образовательных  кредитов, использования различных  моделей финансирования образования, в том числе и совместного, со стороны государства, донорских, благотворительных, частных организаций  и лиц, включая создание инвестиционного  капитала некоммерческой структурой - эндаумент. Он представляет собой фонд, наполняемый за счет благотворительных пожертвований для финансирования некоммерческих учреждений, в том числе высших учебных заведений. При этом полученный от инвестирования доход направляется в пользу той организации, для поддержки которой был создан эндаумент.                                                                                    В общем, условия спроса, как одна из детерминант национального конкурентного преимущества, влияют не только на развитие отрасли, но и определяют характер и скорость внедрения инноваций, вводимых вузами. При этом качественная сторона спроса на внутреннем рынке играет важную роль при формировании конкурентных преимуществ страны.

Подсистема совершенствования  структуры и стратегии вузов  включает создание условий для формирования наиболее оптимальной архитектуры  высшего учебного заведения и  разработку принципов повышения  его конкурентоспособности. В различных  странах эти учреждения организуются по-разному, для каждого из них  разрабатываются свои стратегии  и цели. Национальные преимущества являются результатом правильного  соотношения между их выбором  и источником конкурентоспособности  в том или ином вузе. Подсистема сотрудничества с родственными и поддерживающими отраслями заключается в достижении конкурентных преимуществ в процессе взаимодействия с различными предприятиями и фирмами. Основные субъекты инновационной деятельности в рыночной экономике - малые фирмы, средние предприятия и крупные корпорации. Способность обеспечивать эффективную разработку и внедрение нововведений - важнейший фактор поддержания их конкурентоспособности, а в целом - основа инновационного процесса и движения к новой стадии экономического развития страны - экономике знаний . Это способствовало разработке и совершенствованию механизмов управления процессом создания и становления организационного знания. В современных экономических условиях они представляют собой основу эффективного функционирования компаний во всех сферах экономической деятельности. В связи с этим получило развитие такое направление, как управление знаниями и работниками, которые являются прямыми носителями знаний. Поэтому формируются новые требования к образовательным программам - как вузовским, так и последипломным и корпоративным. Получил развитие образовательный аутсорсинг, который заключается и в индивидуальном консультировании, и в создании корпоративных университетов, основная цель которых - непрерывное обучение работников компании. Такое взаимодействие позволяет максимально совместить требования и особенности конкретной фирмы и рынка в целом и высокий уровень преподавания, свойственный профессиональному образовательному учреждению и основанный на последних научных достижениях.

Предлагаемая схема формирования конкурентных преимуществ показывает, какую реструктуризацию можно проводить  в вузе для того, чтобы усовершенствовать  его работу в условиях рыночной экономики. В целом эффективное использование  каждой из четырех упомянутых подсистем  позволит создать в условиях глобализации и интеграции современную инновационную  систему высшего образования, отвечающую требованиям конкурентоспособности  национальной экономики.

Государственные и негосударственные вузы

Как будет развиваться система  высшего образования в будущем? Каковы перспективы развития негосударственных  вузов? Стратегическое направление развития будет определяться общим курсом политических реформ. Но есть все основания говорить о том, что Россия будет двигаться на пути рыночных преобразований. В связи с этим сегодня всех заботит вопрос о том, как не потерять на этом пути те достижения, которые были у России в области образования.  Многие из возникших сейчас проблем, в частности падение высшего образования, обусловлены не объективными причинами, а отсутствием адекватной законодательной базы, а часто и неисполнением тех законов, которые уже есть. Ситуация будет усугубляться и система высшего образования будет находиться в тупике, все больше отставая от европейских стран, до тех пор, пока окончательно не решится вопрос о единых правах и обязанностях всех вузов – и государственных, и негосударственных. В настоящее время реальные требования намного выше к негосударственным вузам и они находятся в гораздо более тяжелых конкурентных условиях. Поэтому они становятся более мобильными в плане ответов на потребности населения, так как гораздо больше вынуждены думать о качестве учебного процесса, о том, чтобы привлекать к нему лучших преподавателей. Именно эти вузы вынуждены стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее нормативам количество докторов и кандидатов наук, они стараются приглашать на работу лучших ученых и педагогов и достаточно быстро избавляются от преподавателей, которых студенты оценивают негативно. Этот процесс для них облегчается благодаря более гибкой контрактной системе. В государственных вузах студенты годами вынуждены слушать лекции преподавателей, которые не соответствуют требованиям высшей школы, но избавиться от них практически невозможно.

 Те, кто работают в негосударственных  вузах, знают, что срыв занятий  педагогом без соответствующей  медицинской справки является  чрезвычайной ситуацией, которая  обсуждается, а преподаватель  подвергается экономическим санкциям, в государственных же вузах  срыв занятий – ежедневная  обыденность. Это, в свою очередь,  также приучает студентов к  необязательности и вырабатывает  у них соответствующий стиль жизни.              Все видят, как бурно развивается материальная база негосударственных вузов по сравнению с государственными, хотя внебюджетные вливания в последние намного больше за счет платной формы обучения, стоимость которого здесь, как правило, выше. Но негосударственные вузы тратят эти финансы на повышение зарплаты, чтобы привлечь к себе лучших преподавателей, а также на развитие материальной базы. Государственные вузы, получающие большие ресурсы, не очень-то занимаются улучшением своей материальной базы, поскольку прямо в этом не заинтересованы. Здесь прекрасно понимают, что бюджетные средства как шли, так и будут идти. Негосударственные вузы строго следят за всеми психолого-педагогическими инновациями, чтобы быстрее внедрить их в учебный процесс и поднять рейтинг вуза в глазах Министерства и населения.                                                                                                                                   Механизмы рыночных реформ и естественного отбора будут по всем законам объективного развития приводить к тому, что именно государственные вузы будут становиться все менее престижными.

 И самое важное, это стремление  негосударственных вузов избавиться  от взяточников. Их руководители  хорошо понимают, что это компрометирует  имидж института в городе, и  быстро избавляются от нечистых  на руку сотрудников. Государству  же это невыгодно потому, что  с этих сумм не платятся  налоги. А во многих государственных  вузах система поборов поставлена  на поток. Именно поэтому становятся  массовыми переводы студентов  из государственных вузов в негосударственные. При этом они говорят: «Их бесплатное обучение обходится мне дороже, чем ваше платное». Моральный урон при этом никто не подсчитает. Ректор государственного вуза часто не в состоянии бороться с данной системой, поскольку преподаватель избран по конкурсу на пятилетний срок, а студенты, как правило, боятся выносить это на судебное рассмотрение, опасаясь за свою дальнейшую судьбу в системе бесплатного обучения. Главной задачей обучения является не натаскивание студентов, не заучивание ими определенных фактов, а формирование у них механизмов самообучения и самовоспитания, целостное развитие личности. Решение этой задачи возможно только тогда, когда вуз обеспечивает высокий уровень мотивации к развитию этих механизмов. Для этого вузу необходимо стать культурным центром, где молодому человеку психологически комфортно, где его уважают и ценят не только за результаты его учебной деятельности, что остается характерным для традиционного подхода в обучении.

 Необходимо понять, что государственные  вузы борются с негосударственными по всем законам конкурентной борьбы, которая всегда обостряется весной и летом, в период вступительных экзаменов. Руководители государственных вузов понимают, что время работает не на них, и они проигрывают позиции. Будущее – за элитными учебными заведениями. Мы хорошо знаем, что Царскосельский лицей за очень короткий период времени подготовил людей, которые стали интеллектуальной элитой России и ее визитной карточкой на поколения. Поэтому элитарность учебного заведения должна стать ориентиром на пути его развития.                                                                                                  Означает ли это, что все негосударственные учебные заведения лучше государственных? В негосударственных учебных заведениях продают дипломы; наверное, есть такие факты. Но гораздо чаще это делается в государственных вузах, поскольку возможностей для этого там больше. Хочется особо подчеркнуть, что компрометация высшего образования происходит за счет быстрого роста количества филиалов вузов. Существуют вузы, которые имеют десятки, а иногда и сотни филиалов, где они реально не имеют возможности обеспечить необходимое качество учебного процесса, при этом один и тот же московский профессор очень часто числится во всех этих филиалах одновременно. Целесообразно закрыть и значительное количество негосударственных вузов, которые были открыты на пустом месте, а их руководители никогда не работали не только деканами и заведующими кафедрами, но и даже простыми преподавателями.

Встает вопрос; каковы должны быть критерии качества высшего образования? Сейчас их устанавливает Министерство. Однако оно во многом заинтересованный орган, поскольку является учредителем  только государственных вузов. Можно  ли в этом случае говорить о его  объективности, какими бы компетентными, высокоинтеллигентными и патриотично  настроенными людьми ни были его руководители? В настоящее время решение  о лицензировании новых специальностей в негосударственных вузах принимается  Советом ректоров государственных  вузов. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: 1. Существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. Слово «рынок» поставлено в кавычки, поскольку широкое употребление этого понятия в публицистике не оправдано фактическим положением дел. В действительности такого рынка нет уже по той причине, что нет различимости товара. Под разными брендами фактически предлагается всюду один и тот же продукт. Со всей определенностью можно утверждать, что структура рынка труда в России в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов, что приведет к росту социальной напряженности в стране. Обманутые карьерные ожидания сотен тысяч молодых людей – это серьезная угроза. Если старшее поколение, состоящее из людей, получивших высшее образование до 1992 г., с чрезвычайной болезненностью и лишь отчасти, но все-таки адаптировалось к изменению ситуации, то адаптация к жизненным условиям выпускников вузов первого десятилетия XXI века более проблематична. Их ожидания, разбуженные и усиленные СМИ, достаточно высоки – опросы в 15 регионах показали, что студенты старших курсов почти поголовно ориентируются на первый заработок в размере не ниже 12 – 18 тысяч рублей в месяц и на работу в среднем управленческом звене. Необходимость сокращения числа студентов вузов многим представляется очевидной, равно как очевидна непопулярность такой меры у населения в городах любого размера и на селе, не говоря уже об администрации вузов и корпусе преподавателей. Теоретически повсеместное введение ГИФО, т.е. формулы «деньги следуют за студентом» должно со временем привести к фактическому отмиранию множества слабых вузов.

 Высокий спрос на высшее  образование, вызванный убежденностью  молодых людей и их родителей  в карьерной ценности диплома,  привел к резкому расширению  коммерческого приема в вузы, а вместе с этим – и к  существенному снижению требований  к качеству учебного процесса. Процесс создания филиалов и  представительств крупных вузов в малых городах, с одной стороны есть несомненное благо, так как это отчасти компенсировало трудности поступления в вуз для жителей глубинки. С другой стороны это не могло не повлечь за собой дальнейшее ослабление требований к студентам и преподавателям. К тому же , для весомого числа юношей поступление на учебу в вуз (а затем и в магистратуру, и в аспирантуру) является средством избежать призыва в вооруженные силы. Необходимо считаться с тем, что значительная часть студенчества сочетает учебу с постоянным заработком, тогда как низкие оклады преподавателей вынуждают до трети из них либо к расширенному совместительству, либо к репетиторству. Ни первое, ни второе обстоятельство официально «не существуют». Мы имеем дело с новым феноменом: работающие студенты начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания. Пока еще такие претензии высказываются робко, но переход к ГИФО может привести к существенным изменениям. Необходимо принять во внимание тот факт, что две трети родителей и вузовских преподавателей считают уровень подготовки абитуриентов в средней школе неудовлетворительным, а свыше трети родителей студентов утверждают, что поступление в вуз невозможно без взятки. При этом множество вузов и колледжей, государственных и частных, не имеет условий для качественной подготовки специалистов, поскольку существующая бюджетная система финансирования не рассчитана на обновление дорогостоящего оборудования. Преодоление этого через увеличение бюджетного финансирования нереально, тогда как для преодоления отставания в оснащенности необходима выработка качественно новых отношений вуза с научным центром по модели московского Физтеха, или с бизнес-корпорацией, на что до настоящего времени оказались готовы лишь единичные вузы и единичные компании, вроде ЮКОСа.

Заключение

Для половины россиян вузовский  диплом – нечто вроде свидетельства  о гражданской полноценности. Большинство  работодателей также трактуют высшее образование как «необходимую степень  социализации, безотносительно к  профессии, указанной в дипломе». Как следствие, за последние годы число первокурсников сблизилось с  числом выпускников школ. Рынок труда  не сможет найти применение такому количеству людей с дипломами – значит, неизбежны обманутые ожидания и рост числа недовольных в обществе.

Информация о работе Современная образовательная политика в РФ ( высшее образование )