Система образования в Японии имеет
одну отличительную особенность, например,
состав групп и классов каждый
год меняется, а так же меняется
и состав преподавателей. В конце
года школьники сдают экзамены, поэтому
учебный год для них – это
лишь подготовка к ним. Этим же можно
объяснить и массовое посещение
многочисленных частных курсов, особенно
тех, которые организуют преподаватели
на дому. Но самое интересное то, что
с основами профессий молодые
японцы знакомятся еще в школе.
Внедрение
инноваций в образовательный
процесс
Внутрипредметные инновации: то есть
инновации, реализуемые внутри предмета,
что обусловлено спецификой его преподавания.
Примером может служить переход на новые
УМК и освоение авторских методических
технологий.
Общеметодические инновации: к ним относится
внедрение в педагогическую практику
нетрадиционных педагогических технологий,
универсальных по своей природе, так как
их использование возможно в любой предметной
области. Например, разработка творческих
заданий для учащихся, проектная деятельность.
Внедрение инноваций в образовательный
процесс, использование новых технологий
в обучении преподавателями вузов. Для
этого необходимо постоянное обучение
и повышение квалификации профессорско-преподавательского
состава путем добавления в организационную
структуру вузов специальных отделов;
• оптимальный баланс использования
внутренних ресурсов вуза;
• нематериальные ресурсы, под которыми
подразумевается инфраструктура, обеспечивающая
инновационное развитие, выявление
приоритетных направлений и разработок
в области новых технологий и
организации процесса обучения;
• инвестиционные средства и распределение
финансирования по этапам инновационного
процесса.
Все перечисленные компоненты являются
необходимыми для деятельности вуза,
важны не только для достижения конкурентного
преимущества внутри системы образования,
но и на мировом рынке.
Инновационное развитие систем высшего
образования в нашем понимании
представляет собой процесс, позволяющий
формировать и реализовывать
услуги инновационного типа при помощи:
• совокупности взаимодействующих
преемственных образовательных
программ и государственных стандартов;
• сети учреждений независимо от их организационно-правовых
форм, типов и видов;
• органов управления образованием
и подведомственных им учреждений и
организаций.
Функционирование подсистемы поддержания
платежеспособного спроса на молодых
специалистов - выпускников вузов
осуществляется благодаря государственным
инвестициям и капиталовложениям
физических и юридических лиц
путем формирования единой инвестиционной
программы, системы образовательных
кредитов, использования различных
моделей финансирования образования,
в том числе и совместного,
со стороны государства, донорских,
благотворительных, частных организаций
и лиц, включая создание инвестиционного
капитала некоммерческой структурой -
эндаумент. Он представляет собой фонд,
наполняемый за счет благотворительных
пожертвований для финансирования некоммерческих
учреждений, в том числе высших учебных
заведений. При этом полученный от инвестирования
доход направляется в пользу той организации,
для поддержки которой был создан эндаумент.
В общем, условия спроса, как одна из детерминант
национального конкурентного преимущества,
влияют не только на развитие отрасли,
но и определяют характер и скорость внедрения
инноваций, вводимых вузами. При этом качественная
сторона спроса на внутреннем рынке играет
важную роль при формировании конкурентных
преимуществ страны.
Подсистема совершенствования
структуры и стратегии вузов
включает создание условий для формирования
наиболее оптимальной архитектуры
высшего учебного заведения и
разработку принципов повышения
его конкурентоспособности. В различных
странах эти учреждения организуются
по-разному, для каждого из них
разрабатываются свои стратегии
и цели. Национальные преимущества
являются результатом правильного
соотношения между их выбором
и источником конкурентоспособности
в том или ином вузе. Подсистема сотрудничества
с родственными и поддерживающими отраслями
заключается в достижении конкурентных
преимуществ в процессе взаимодействия
с различными предприятиями и фирмами.
Основные субъекты инновационной деятельности
в рыночной экономике - малые фирмы, средние
предприятия и крупные корпорации. Способность
обеспечивать эффективную разработку
и внедрение нововведений - важнейший
фактор поддержания их конкурентоспособности,
а в целом - основа инновационного процесса
и движения к новой стадии экономического
развития страны - экономике знаний . Это
способствовало разработке и совершенствованию
механизмов управления процессом создания
и становления организационного знания.
В современных экономических условиях
они представляют собой основу эффективного
функционирования компаний во всех сферах
экономической деятельности. В связи с
этим получило развитие такое направление,
как управление знаниями и работниками,
которые являются прямыми носителями
знаний. Поэтому формируются новые требования
к образовательным программам - как вузовским,
так и последипломным и корпоративным.
Получил развитие образовательный аутсорсинг,
который заключается и в индивидуальном
консультировании, и в создании корпоративных
университетов, основная цель которых
- непрерывное обучение работников компании.
Такое взаимодействие позволяет максимально
совместить требования и особенности
конкретной фирмы и рынка в целом и высокий
уровень преподавания, свойственный профессиональному
образовательному учреждению и основанный
на последних научных достижениях.
Предлагаемая схема формирования
конкурентных преимуществ показывает,
какую реструктуризацию можно проводить
в вузе для того, чтобы усовершенствовать
его работу в условиях рыночной экономики.
В целом эффективное использование
каждой из четырех упомянутых подсистем
позволит создать в условиях глобализации
и интеграции современную инновационную
систему высшего образования, отвечающую
требованиям конкурентоспособности
национальной экономики.
Государственные
и негосударственные вузы
Как будет развиваться система
высшего образования в будущем?
Каковы перспективы развития негосударственных
вузов? Стратегическое направление развития
будет определяться общим курсом политических
реформ. Но есть все основания говорить
о том, что Россия будет двигаться на пути
рыночных преобразований. В связи с этим
сегодня всех заботит вопрос о том, как
не потерять на этом пути те достижения,
которые были у России в области образования.
Многие из возникших сейчас проблем, в
частности падение высшего образования,
обусловлены не объективными причинами,
а отсутствием адекватной законодательной
базы, а часто и неисполнением тех законов,
которые уже есть. Ситуация будет усугубляться
и система высшего образования будет находиться
в тупике, все больше отставая от европейских
стран, до тех пор, пока окончательно не
решится вопрос о единых правах и обязанностях
всех вузов – и государственных, и негосударственных.
В настоящее время реальные требования
намного выше к негосударственным вузам
и они находятся в гораздо более тяжелых
конкурентных условиях. Поэтому они становятся
более мобильными в плане ответов на потребности
населения, так как гораздо больше вынуждены
думать о качестве учебного процесса,
о том, чтобы привлекать к нему лучших
преподавателей. Именно эти вузы вынуждены
стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее
нормативам количество докторов и кандидатов
наук, они стараются приглашать на работу
лучших ученых и педагогов и достаточно
быстро избавляются от преподавателей,
которых студенты оценивают негативно.
Этот процесс для них облегчается благодаря
более гибкой контрактной системе. В государственных
вузах студенты годами вынуждены слушать
лекции преподавателей, которые не соответствуют
требованиям высшей школы, но избавиться
от них практически невозможно.
Те, кто работают в негосударственных
вузах, знают, что срыв занятий
педагогом без соответствующей
медицинской справки является
чрезвычайной ситуацией, которая
обсуждается, а преподаватель
подвергается экономическим санкциям,
в государственных же вузах
срыв занятий – ежедневная
обыденность. Это, в свою очередь,
также приучает студентов к
необязательности и вырабатывает
у них соответствующий стиль жизни.
Все видят, как бурно развивается материальная
база негосударственных вузов по сравнению
с государственными, хотя внебюджетные
вливания в последние намного больше за
счет платной формы обучения, стоимость
которого здесь, как правило, выше. Но негосударственные
вузы тратят эти финансы на повышение
зарплаты, чтобы привлечь к себе лучших
преподавателей, а также на развитие материальной
базы. Государственные вузы, получающие
большие ресурсы, не очень-то занимаются
улучшением своей материальной базы, поскольку
прямо в этом не заинтересованы. Здесь
прекрасно понимают, что бюджетные средства
как шли, так и будут идти. Негосударственные
вузы строго следят за всеми психолого-педагогическими
инновациями, чтобы быстрее внедрить их
в учебный процесс и поднять рейтинг вуза
в глазах Министерства и населения.
Механизмы рыночных реформ и естественного
отбора будут по всем законам объективного
развития приводить к тому, что именно
государственные вузы будут становиться
все менее престижными.
И самое важное, это стремление
негосударственных вузов избавиться
от взяточников. Их руководители
хорошо понимают, что это компрометирует
имидж института в городе, и
быстро избавляются от нечистых
на руку сотрудников. Государству
же это невыгодно потому, что
с этих сумм не платятся
налоги. А во многих государственных
вузах система поборов поставлена
на поток. Именно поэтому становятся
массовыми переводы студентов
из государственных вузов в негосударственные.
При этом они говорят: «Их бесплатное обучение
обходится мне дороже, чем ваше платное».
Моральный урон при этом никто не подсчитает.
Ректор государственного вуза часто не
в состоянии бороться с данной системой,
поскольку преподаватель избран по конкурсу
на пятилетний срок, а студенты, как правило,
боятся выносить это на судебное рассмотрение,
опасаясь за свою дальнейшую судьбу в
системе бесплатного обучения. Главной
задачей обучения является не натаскивание
студентов, не заучивание ими определенных
фактов, а формирование у них механизмов
самообучения и самовоспитания, целостное
развитие личности. Решение этой задачи
возможно только тогда, когда вуз обеспечивает
высокий уровень мотивации к развитию
этих механизмов. Для этого вузу необходимо
стать культурным центром, где молодому
человеку психологически комфортно, где
его уважают и ценят не только за результаты
его учебной деятельности, что остается
характерным для традиционного подхода
в обучении.
Необходимо понять, что государственные
вузы борются с негосударственными
по всем законам конкурентной борьбы,
которая всегда обостряется весной и летом,
в период вступительных экзаменов. Руководители
государственных вузов понимают, что время
работает не на них, и они проигрывают
позиции. Будущее – за элитными учебными
заведениями. Мы хорошо знаем, что Царскосельский
лицей за очень короткий период времени
подготовил людей, которые стали интеллектуальной
элитой России и ее визитной карточкой
на поколения. Поэтому элитарность учебного
заведения должна стать ориентиром на
пути его развития.
Означает ли это, что все негосударственные
учебные заведения лучше государственных?
В негосударственных учебных заведениях
продают дипломы; наверное, есть такие
факты. Но гораздо чаще это делается в
государственных вузах, поскольку возможностей
для этого там больше. Хочется особо подчеркнуть,
что компрометация высшего образования
происходит за счет быстрого роста количества
филиалов вузов. Существуют вузы, которые
имеют десятки, а иногда и сотни филиалов,
где они реально не имеют возможности
обеспечить необходимое качество учебного
процесса, при этом один и тот же московский
профессор очень часто числится во всех
этих филиалах одновременно. Целесообразно
закрыть и значительное количество негосударственных
вузов, которые были открыты на пустом
месте, а их руководители никогда не работали
не только деканами и заведующими кафедрами,
но и даже простыми преподавателями.
Встает вопрос; каковы должны быть
критерии качества высшего образования?
Сейчас их устанавливает Министерство.
Однако оно во многом заинтересованный
орган, поскольку является учредителем
только государственных вузов. Можно
ли в этом случае говорить о его
объективности, какими бы компетентными,
высокоинтеллигентными и патриотично
настроенными людьми ни были его руководители?
В настоящее время решение
о лицензировании новых специальностей
в негосударственных вузах принимается
Советом ректоров государственных
вузов. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: 1. Существенное
расширение сети российских вузов и беспрецедентный
рост числа студентов за последние 10 лет
повлек за собой не только положительные,
но и ярко выраженные отрицательные последствия.
Слово «рынок» поставлено в кавычки, поскольку
широкое употребление этого понятия в
публицистике не оправдано фактическим
положением дел. В действительности такого
рынка нет уже по той причине, что нет различимости
товара. Под разными брендами фактически
предлагается всюду один и тот же продукт.
Со всей определенностью можно утверждать,
что структура рынка труда в России в настоящее
время и в ближайшем будущем не в состоянии
найти применение для растущего числа
выпускников вузов, что приведет к росту
социальной напряженности в стране. Обманутые
карьерные ожидания сотен тысяч молодых
людей – это серьезная угроза. Если старшее
поколение, состоящее из людей, получивших
высшее образование до 1992 г., с чрезвычайной
болезненностью и лишь отчасти, но все-таки
адаптировалось к изменению ситуации,
то адаптация к жизненным условиям выпускников
вузов первого десятилетия XXI века более
проблематична. Их ожидания, разбуженные
и усиленные СМИ, достаточно высоки –
опросы в 15 регионах показали, что студенты
старших курсов почти поголовно ориентируются
на первый заработок в размере не ниже
12 – 18 тысяч рублей в месяц и на работу
в среднем управленческом звене. Необходимость
сокращения числа студентов вузов многим
представляется очевидной, равно как очевидна
непопулярность такой меры у населения
в городах любого размера и на селе, не
говоря уже об администрации вузов и корпусе
преподавателей. Теоретически повсеместное
введение ГИФО, т.е. формулы «деньги следуют
за студентом» должно со временем привести
к фактическому отмиранию множества слабых
вузов.
Высокий спрос на высшее
образование, вызванный убежденностью
молодых людей и их родителей
в карьерной ценности диплома,
привел к резкому расширению
коммерческого приема в вузы,
а вместе с этим – и к
существенному снижению требований
к качеству учебного процесса.
Процесс создания филиалов и
представительств крупных вузов в малых
городах, с одной стороны есть несомненное
благо, так как это отчасти компенсировало
трудности поступления в вуз для жителей
глубинки. С другой стороны это не могло
не повлечь за собой дальнейшее ослабление
требований к студентам и преподавателям.
К тому же , для весомого числа юношей поступление
на учебу в вуз (а затем и в магистратуру,
и в аспирантуру) является средством избежать
призыва в вооруженные силы. Необходимо
считаться с тем, что значительная часть
студенчества сочетает учебу с постоянным
заработком, тогда как низкие оклады преподавателей
вынуждают до трети из них либо к расширенному
совместительству, либо к репетиторству.
Ни первое, ни второе обстоятельство официально
«не существуют». Мы имеем дело с новым
феноменом: работающие студенты начинают
предъявлять собственные требования к
компетенциям и квалификациям, критически
относиться к построению учебных программ
и уровню преподавания. Пока еще такие
претензии высказываются робко, но переход
к ГИФО может привести к существенным
изменениям. Необходимо принять во внимание
тот факт, что две трети родителей и вузовских
преподавателей считают уровень подготовки
абитуриентов в средней школе неудовлетворительным,
а свыше трети родителей студентов утверждают,
что поступление в вуз невозможно без
взятки. При этом множество вузов и колледжей,
государственных и частных, не имеет условий
для качественной подготовки специалистов,
поскольку существующая бюджетная система
финансирования не рассчитана на обновление
дорогостоящего оборудования. Преодоление
этого через увеличение бюджетного финансирования
нереально, тогда как для преодоления
отставания в оснащенности необходима
выработка качественно новых отношений
вуза с научным центром по модели московского
Физтеха, или с бизнес-корпорацией, на
что до настоящего времени оказались готовы
лишь единичные вузы и единичные компании,
вроде ЮКОСа.
Заключение
Для половины россиян вузовский
диплом – нечто вроде свидетельства
о гражданской полноценности. Большинство
работодателей также трактуют высшее
образование как «необходимую степень
социализации, безотносительно к
профессии, указанной в дипломе».
Как следствие, за последние годы
число первокурсников сблизилось с
числом выпускников школ. Рынок труда
не сможет найти применение такому
количеству людей с дипломами –
значит, неизбежны обманутые ожидания
и рост числа недовольных в обществе.