Современная образовательная политика в РФ ( высшее образование )

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Государственное высшее образование в России согласно Закону об образовании проводит обучение будущих специалистов по различным формам. Это очная, вечерняя, заочная формы и экстернат. Все этапы, которые необходимо пройти, чтобы получить государственное высшее образование в России.

Оглавление

Введение
Двухступенчатая система образования
Болонская система образования
Внедрение инноваций в образовательный процесс
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политолог.docx

— 37.75 Кб (Скачать)

Кубанский государственный  университет физической культуры , спорта и туризма

факультет сервиса и туризма

кафедра экономики и менеджмента

 

Реферат

Современная образовательная политика в РФ ( высшее образование )

 

 

 

Работу выполнила студентка  группы 10 СТ1

Брюханова Юлия Евгеньевна

 

Работу проверил доцент:

Пешков  Николай Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

Содержание 

  1. Введение
  2. Двухступенчатая система образования
  3. Болонская система образования
  4. Внедрение инноваций в образовательный процесс
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное высшее образование  в России согласно Закону об образовании  проводит обучение будущих специалистов по различным формам. Это очная, вечерняя, заочная формы и экстернат. Все этапы, которые необходимо пройти, чтобы получить государственное высшее образование в России.

На первом этапе получения государственного высшего образования в России до недавнего времени были вступительные  экзамены в государственное высшее заведение. С 2009 г. прием в государственные  вузы организован на системе баллов сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Причем, на разные специальности  необходимо сдавать ЕГЭ по разным дисциплинам (за исключением математики и русского языка). Что же получается? Государственное высшее образование  в России ставит перед будущим  абитуриентом проблему выбора вуза задолго  до окончания 11 класса. Ученик должен планировать  заранее специальность, по которой  он хочет получать высшее образование. ЕГЭ проходят в июне, а заявка на дисциплины ЕГЭ в марте. Поэтому, если ученик захотел получить государственное  высшее образование в России по специальности, на которую предусмотрены его  баллы по дисциплине, им не заказанной, то он лишается права получать высшее образование в Росси именно по этой специальности. Ему нужно либо сдавать на специальность, по которой  предусмотрены сданные им ЕГЭ, либо пересдавать ЕГЭ в установленном  порядке, то есть через год. Мы видим, сто уже на первом этапе получения  государственного высшего образования  в России возникают большие проблемы, понятие профессионального образования.

Итак, выбрав вуз, специальность в  соответствие со сданными ЕГЭ, пройдя конкурс, абитуриент становится студентом  той или иной формы обучения. Чтобы  получить государственное высшее образование  в России, обучаясь по очной форме  получения высшего образования, студент должен выполнять учебный  график на всех этапах обучения. Посещать лекции, семинарские и практические занятия, выполнять лабораторные работы и т.д. Не стоит забывать, что получить государственное высшее образование в России можно обучаясь на бюджетной и коммерческой основах. В системе государственного высшего образования в любом вузе есть бюджетные (бесплатные) места. Однако, конкурс на получение государственного высшего образования в России бесплатно очень и очень большой. Поэтому, в основном, чтобы получить государственное высшее образование в России, необходимо платить, и, зачастую, достаточно много. Поэтому студенту необходимо работать, чтобы оплачивать обучение и получить государственное высшее образование в России. По этой причине посещение занятий становится под вопросом. На помощь студенту и преподавателю приходят информационные и коммуникационные технологии, повышающие качество профессионального образования.

С 2001 г. появилась возможность получить государственное высшее образование в России обучаясь по любой форме с применением дистанционных технологий - новое направление в педагогике профессионального образования. Отпадает обязанность посещать все занятия. Достаточно выполнить тот минимум, который требует преподаватель и с применением средств информационных и коммуникационных технологий пройти контроль полученных знаний, не выходя из дома в любое удобное время.  Таким образом, в настоящее время любой гражданин может получить государственное высшее образование в России!

Двухступенчатая система образования

В России вводится двухступенчатая  система высшего образования   6 декабря 2007 года.               В октябре президент РФ подписал закон о введении двухуровневой системы образования. Если раньше 90% студентов учились пять-шесть лет по программе «специалист», то с 2009 г. у нас будут действовать западные стандарты: до четвертого курса учишься на бакалавра, после этого по конкурсу или за деньги поступаешь в магистратуру и там доучиваешься еще два года. Лишь для некоторых профессий сохранится прежний стандарт обучения: 5-6-летний «специалитет» с получением диплома «специалист». «Это врачи, инженеры, летчики, работники транспорта, военные, чьи профессии «могут быть опасными для личности и государства», - всего из 530 сегодняшних специальностей для 120»,- говорит Нелли Розина, замдиректора департамента госрегулирования в сфере образования Минобрнауки.  Этого решения ждали с 2003 г., когда Россия подписала Болонское соглашение, призванное унифицировать систему высшего образования в Европе, по трем уровням (сама система пришла в Европу из США): бакалавр, магистр, доктор наук (Philosophical Degree, Ph.D). Кроме единой квалификации соглашение предполагает взаимное признание дипломов странами-подписантами, которых сейчас 46, включая Россию. На практике это означает, что студент может начать учиться в Москве, продолжить, например, в Голландии, а пройти обязательную для магистров стажировку в Германии.

Проблема признания квалификаций назрела давно - полученные в России дипломы во многих странах не признаются, их требуется подтверждать особыми  тестами и экзаменами. Российская высшая школа до вступления в Болонский  клуб шла по пути заключения двухсторонних  соглашений по признанию дипломов - такие соглашения есть, например, с  Францией, Италией, но далеко не со всеми  странами. Кроме того, каждый десятый  студент уже учится по европейской  системе, но даже этим студентам приходится подтверждать квалификацию для продолжения  учебы за границей и, как правило, с понижением: тех, кто в России получил диплом магистра, на Западе признают лишь бакалаврами.

 Однако до автоматического  признания российских дипломов  нужно еще дожить - уж очень  велики различия в европейской  и нашей системах высшего образования.  И дело даже не в содержании  теоретической части, а в самих  методах, с помощью которых  формируется будущий специалист. Студент в западном университете  обладает гораздо большей свободой  в выборе предметов и сам  назначает время экзамена, когда  чувствует, что готов к нему.

 

 «В отличие от России на  Западе 70% учебного времени отводится  на самостоятельную работу», - подчеркивает  Андрей Шуйский из компании  «Парта». В России же высшее  образование в основном построено  на двух формах подачи материала  - лекции и семинары. Это делает  наше образование несколько абстрактным.  Надо думать, именно поэтому во  всем мире так ценятся российские  программисты, математики и физики-ядерщики  и так скептически воспринимаются  выпускники экономических и медицинских  (прикладных) специальностей. Некоторые  западные эксперты, например проработавший  в России пять лет нидерландский  бизнесмен Итс Кивитс, вообще считают, что российское образование в принципе ориентировано на заучивание знаний и отработку простых навыков, а не на развитие «практической жилки» и собственной инициативы человека.

На Западе нет единого стандарта  по содержанию программ, да и в целом  там больше специальностей, и если в России студент должен сразу  выбрать факультет и, соответственно, предмет изучения (история, право  или химия), то в Европе широко распространены программы «двойного диплома» (например, специалист по бизнесу и юриспруденции  или бизнесу и медицине) или  так называемые Joint Degrees - программы, предполагающие одновременное изучение двух дисциплин в равном объеме. Возможно и Combined Degrees - изучение двух разных дисциплин, когда одна из них является основной, а другая дополнительной.

 Есть и другие, более мелкие  отличия (например, во многих вузах  не следят за посещаемостью), но  в целом можно сказать, что  в наш вуз сложнее поступить, а западный – окончить. «Чтобы «подогнать» каждую специальность под принятый за рубежом стандарт, каждый вуз должен будет провести большую работу», - уточняет проректор по международному сотрудничеству МИСИС Евгений Левашов. Придется поменять учебный план, перенеся практические знания в программу первых четырех лет обучения, теорию - на уровень магистратуры, привлечь к разработке некоторых программ профессиональные сообщества. Есть и другие сложности.

 Сторонники Болонского процесса  считают, что это соглашение - дверь в Европу и из Европы  к нам. Оппоненты говорят, что  качество нашего образования  не вызывает сомнений и новые  порядки его только снизят. К  тому же не понятно, зачем  в России нужен бакалавриат, кого будут готовить на этом уровне - готовых практиков или низший персонал? Множество нерешенных вопросов позволяют экспертам прогнозировать, что если к 2009 г. у нас и появится двухуровневая система, то своя, «российская», а переходный период будет продлен. «С принятием закона о двухуровневой системе образования диалог на эту тему отнюдь не закончен», - считает председатель совета ректоров вузов Республики Карелии Анатолий Воронин.  Зато конкурс при поступлении в магистратуру появится уже скоро. По разным оценкам, бесплатно обучаться на этой программе сможет в 2-10 раз меньше студентов, чем на бакалавриате. «Правительственные чиновники обещают, что в магистры смогут попасть 40-50% бакалавров, ректор МГУ Виктор Садовничий - что не более трети, а пессимисты называют лишь 10-15%», - замечает депутат Госдумы Олег Смолин. Для остальных обучение в магистратуре будет платным. «Не исключено, что бакалавры, которые не смогут поступить в магистратуру, будут вынуждены пойти работать либо поступить в платную магистратуру российского или зарубежного вуза», - замечает руководитель службы занятости МГУ Валерий Карезин.  Нынешних студентов все эти изменения не коснутся. Но, как показал опрос национального фонда подготовки кадров ГУ-ВШЭ, проведенный прошлой осенью в нескольких российских вузах, больше половины (57%) предпочли бы оставить все как есть, треть (36%) – получить диплом магистра и только 3% - бакалавра.

Болонская система образования

Начиная с 2003 года, после присоединения  России к Болонскому соглашению, в  России повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования. Стремясь подогнать высшее образование  в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в  вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Главными аргументами министерства образования было то, что российские студенты будут получать знания европейского уровня, а так же с введением общих правил образования получат возможность поступать в магистратуру и продолжать обучение в странах Евросоюза.                                                                                                                 У этого нововведения есть свои плюсы и минусы. Болонская система образования имеет много противников как среди студентов, так и среди преподавателей и ректоров вузов. Некоторые из них высказывают мысль о том, что Россия будет готовить для Запада лаборантов. Но самым большим минусом может стать то, что магистратура в России будет платная. По прогнозам экспертов бесплатных магистратур в России не будет. В Европе, например, стоимость обучения в магистратуре доходит от трех до пяти тысяч евро в год.

Российский студенческий союз считает, что лишая студентов возможности  получить бесплатное обучение в магистратуре, ВУЗы таким образом нарушают Конституцию РФ и Федеральные законы «О высшем послевузовском профессиональном образовании» и «Об образовании». В России Болонская система образования приведет к тому, что произойдет еще большая коммерциализация высшего образования, по сути, как говорят некоторые специалисты, это будет завуалированный переход от бесплатного образования к платному.

Болонская система образования  появилась в 1999 году в Болонье, когда 29 европейских стран решили сблизить разные системы образования и  ввели двухступенчатую систему  высшего образования, которая дает студентам возможность после  получения степени бакалавра  закончить магистратуру не только по основной, но и по смежной специальности  и лучше подготовиться к профессиональной деятельности. Были выработаны мировые  критерии оценки студентов. Таким образом, сокращается количество общих, вводных  предметов, а упор делается на получение  профессиональных навыков. Качество образования  контролируется прозрачными и строго регламентированными параметрами.                                                                                     Некоторые оппоненты считают, что российские вузы не смогут за 3-4 года выпустить высококвалифицированных специалистов без потери качества образования и чтобы полностью соответствовать Западу, российскую методику образования нужно полностью менять. Например, у нас не учитывается время, потраченное на самостоятельную работу дома, а учитываются только те академические часы, которые были отбыты в аудитории. Многие эксперты считают крайне неудовлетворительным, что по программе бакалавриата вводных предметов гораздо меньше, чем во время подготовки специалиста, что может привести к образованию пробелов во многих общеобразовательных дисциплинах. В настоящее время разрыв между школьной программой и вузовской очень велик, а c переходом на Болонскую систему он станет еще больше.                                                                                                                                                                В Италии между школой и вузом существует промежуточная ступень – колледж, без которого невозможно поступить в институт. Возможно, что и Россия пойдет по такому же пути. Так же планируется параллельно с внедрением Болонской системы создавать в школах буферные классы для профессиональной начальной подготовки детей. Современная система образования в Японии включает 5 стадий – это детский сад, начальная школа, средняя школа двух ступеней – низшей и высшей — и университет. Система высшего образования так же двухступенчатая – бакалавриат и магистратура.

Информация о работе Современная образовательная политика в РФ ( высшее образование )