Кубанский государственный
университет физической культуры ,
спорта и туризма
факультет
сервиса и туризма
кафедра
экономики и менеджмента
Реферат
Современная
образовательная политика в РФ (
высшее образование )
Работу выполнила студентка
группы 10 СТ1
Брюханова Юлия Евгеньевна
Работу проверил доцент:
Пешков
Николай Николаевич
Краснодар
2012
Содержание
- Введение
- Двухступенчатая система образования
- Болонская система образования
- Внедрение инноваций в образовательный процесс
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Государственное высшее образование
в России согласно Закону об образовании
проводит обучение будущих специалистов
по различным формам. Это очная, вечерняя,
заочная формы и экстернат. Все этапы,
которые необходимо пройти, чтобы получить
государственное высшее образование в
России.
На первом этапе получения государственного
высшего образования в России
до недавнего времени были вступительные
экзамены в государственное высшее
заведение. С 2009 г. прием в государственные
вузы организован на системе баллов
сдачи единого государственного
экзамена (ЕГЭ). Причем, на разные специальности
необходимо сдавать ЕГЭ по разным
дисциплинам (за исключением математики
и русского языка). Что же получается?
Государственное высшее образование
в России ставит перед будущим
абитуриентом проблему выбора вуза задолго
до окончания 11 класса. Ученик должен планировать
заранее специальность, по которой
он хочет получать высшее образование.
ЕГЭ проходят в июне, а заявка
на дисциплины ЕГЭ в марте. Поэтому,
если ученик захотел получить государственное
высшее образование в России по специальности,
на которую предусмотрены его
баллы по дисциплине, им не заказанной,
то он лишается права получать высшее
образование в Росси именно по
этой специальности. Ему нужно либо
сдавать на специальность, по которой
предусмотрены сданные им ЕГЭ, либо
пересдавать ЕГЭ в установленном
порядке, то есть через год. Мы видим,
сто уже на первом этапе получения
государственного высшего образования
в России возникают большие проблемы,
понятие профессионального образования.
Итак, выбрав вуз, специальность в
соответствие со сданными ЕГЭ, пройдя
конкурс, абитуриент становится студентом
той или иной формы обучения. Чтобы
получить государственное высшее образование
в России, обучаясь по очной форме
получения высшего образования,
студент должен выполнять учебный
график на всех этапах обучения. Посещать
лекции, семинарские и практические
занятия, выполнять лабораторные работы
и т.д. Не стоит забывать, что получить
государственное высшее образование в
России можно обучаясь на бюджетной и
коммерческой основах. В системе государственного
высшего образования в любом вузе есть
бюджетные (бесплатные) места. Однако,
конкурс на получение государственного
высшего образования в России бесплатно
очень и очень большой. Поэтому, в основном,
чтобы получить государственное высшее
образование в России, необходимо платить,
и, зачастую, достаточно много. Поэтому
студенту необходимо работать, чтобы оплачивать
обучение и получить государственное
высшее образование в России. По этой причине
посещение занятий становится под вопросом.
На помощь студенту и преподавателю приходят
информационные и коммуникационные технологии,
повышающие качество профессионального
образования.
С 2001 г. появилась возможность получить
государственное высшее образование
в России обучаясь по любой форме с применением
дистанционных технологий - новое направление
в педагогике профессионального образования.
Отпадает обязанность посещать все занятия.
Достаточно выполнить тот минимум, который
требует преподаватель и с применением
средств информационных и коммуникационных
технологий пройти контроль полученных
знаний, не выходя из дома в любое удобное
время. Таким образом, в настоящее время
любой гражданин может получить государственное
высшее образование в России!
Двухступенчатая
система образования
В России вводится двухступенчатая
система высшего образования 6 декабря 2007
года.
В октябре президент РФ подписал закон
о введении двухуровневой системы образования.
Если раньше 90% студентов учились пять-шесть
лет по программе «специалист», то с 2009
г. у нас будут действовать западные стандарты:
до четвертого курса учишься на бакалавра,
после этого по конкурсу или за деньги
поступаешь в магистратуру и там доучиваешься
еще два года. Лишь для некоторых профессий
сохранится прежний стандарт обучения:
5-6-летний «специалитет» с получением
диплома «специалист». «Это врачи, инженеры,
летчики, работники транспорта, военные,
чьи профессии «могут быть опасными для
личности и государства», - всего из 530
сегодняшних специальностей для 120»,- говорит
Нелли Розина, замдиректора департамента
госрегулирования в сфере образования
Минобрнауки. Этого решения ждали с
2003 г., когда Россия подписала Болонское
соглашение, призванное унифицировать
систему высшего образования в Европе,
по трем уровням (сама система пришла в
Европу из США): бакалавр, магистр, доктор
наук (Philosophical Degree, Ph.D). Кроме единой квалификации
соглашение предполагает взаимное признание
дипломов странами-подписантами, которых
сейчас 46, включая Россию. На практике
это означает, что студент может начать
учиться в Москве, продолжить, например,
в Голландии, а пройти обязательную для
магистров стажировку в Германии.
Проблема признания квалификаций
назрела давно - полученные в России
дипломы во многих странах не признаются,
их требуется подтверждать особыми
тестами и экзаменами. Российская
высшая школа до вступления в Болонский
клуб шла по пути заключения двухсторонних
соглашений по признанию дипломов -
такие соглашения есть, например, с
Францией, Италией, но далеко не со всеми
странами. Кроме того, каждый десятый
студент уже учится по европейской
системе, но даже этим студентам приходится
подтверждать квалификацию для продолжения
учебы за границей и, как правило,
с понижением: тех, кто в России
получил диплом магистра, на Западе
признают лишь бакалаврами.
Однако до автоматического
признания российских дипломов
нужно еще дожить - уж очень
велики различия в европейской
и нашей системах высшего образования.
И дело даже не в содержании
теоретической части, а в самих
методах, с помощью которых
формируется будущий специалист.
Студент в западном университете
обладает гораздо большей свободой
в выборе предметов и сам
назначает время экзамена, когда
чувствует, что готов к нему.
«В отличие от России на
Западе 70% учебного времени отводится
на самостоятельную работу», - подчеркивает
Андрей Шуйский из компании
«Парта». В России же высшее
образование в основном построено
на двух формах подачи материала
- лекции и семинары. Это делает
наше образование несколько абстрактным.
Надо думать, именно поэтому во
всем мире так ценятся российские
программисты, математики и физики-ядерщики
и так скептически воспринимаются
выпускники экономических и медицинских
(прикладных) специальностей. Некоторые
западные эксперты, например проработавший
в России пять лет нидерландский
бизнесмен Итс Кивитс, вообще считают,
что российское образование в принципе
ориентировано на заучивание знаний и
отработку простых навыков, а не на развитие
«практической жилки» и собственной инициативы
человека.
На Западе нет единого стандарта
по содержанию программ, да и в целом
там больше специальностей, и если
в России студент должен сразу
выбрать факультет и, соответственно,
предмет изучения (история, право
или химия), то в Европе широко распространены
программы «двойного диплома» (например,
специалист по бизнесу и юриспруденции
или бизнесу и медицине) или
так называемые Joint Degrees - программы,
предполагающие одновременное изучение
двух дисциплин в равном объеме. Возможно
и Combined Degrees - изучение двух разных дисциплин,
когда одна из них является основной, а
другая дополнительной.
Есть и другие, более мелкие
отличия (например, во многих вузах
не следят за посещаемостью), но
в целом можно сказать, что
в наш вуз сложнее поступить,
а западный – окончить. «Чтобы «подогнать»
каждую специальность под принятый за
рубежом стандарт, каждый вуз должен будет
провести большую работу», - уточняет проректор
по международному сотрудничеству МИСИС
Евгений Левашов. Придется поменять учебный
план, перенеся практические знания в
программу первых четырех лет обучения,
теорию - на уровень магистратуры, привлечь
к разработке некоторых программ профессиональные
сообщества. Есть и другие сложности.
Сторонники Болонского процесса
считают, что это соглашение -
дверь в Европу и из Европы
к нам. Оппоненты говорят, что
качество нашего образования
не вызывает сомнений и новые
порядки его только снизят. К
тому же не понятно, зачем
в России нужен бакалавриат, кого
будут готовить на этом уровне - готовых
практиков или низший персонал? Множество
нерешенных вопросов позволяют экспертам
прогнозировать, что если к 2009 г. у нас
и появится двухуровневая система, то
своя, «российская», а переходный период
будет продлен. «С принятием закона о двухуровневой
системе образования диалог на эту тему
отнюдь не закончен», - считает председатель
совета ректоров вузов Республики Карелии
Анатолий Воронин. Зато конкурс при
поступлении в магистратуру появится
уже скоро. По разным оценкам, бесплатно
обучаться на этой программе сможет в
2-10 раз меньше студентов, чем на бакалавриате.
«Правительственные чиновники обещают,
что в магистры смогут попасть 40-50% бакалавров,
ректор МГУ Виктор Садовничий - что не
более трети, а пессимисты называют лишь
10-15%», - замечает депутат Госдумы Олег
Смолин. Для остальных обучение в магистратуре
будет платным. «Не исключено, что бакалавры,
которые не смогут поступить в магистратуру,
будут вынуждены пойти работать либо поступить
в платную магистратуру российского или
зарубежного вуза», - замечает руководитель
службы занятости МГУ Валерий Карезин.
Нынешних студентов все эти изменения
не коснутся. Но, как показал опрос национального
фонда подготовки кадров ГУ-ВШЭ, проведенный
прошлой осенью в нескольких российских
вузах, больше половины (57%) предпочли бы
оставить все как есть, треть (36%) – получить
диплом магистра и только 3% - бакалавра.
Болонская
система образования
Начиная с 2003 года, после присоединения
России к Болонскому соглашению, в
России повсеместно и интенсивно
вводится Болонская система образования.
Стремясь подогнать высшее образование
в России под европейские стандарты,
министерство образования вводит в
вузы двухступенчатую систему преподавания:
первая ступень – бакалавриат, вторая
– магистратура. Главными аргументами
министерства образования было то, что
российские студенты будут получать знания
европейского уровня, а так же с введением
общих правил образования получат возможность
поступать в магистратуру и продолжать
обучение в странах Евросоюза.
У этого нововведения есть свои плюсы
и минусы. Болонская система образования
имеет много противников как среди студентов,
так и среди преподавателей и ректоров
вузов. Некоторые из них высказывают мысль
о том, что Россия будет готовить для Запада
лаборантов. Но самым большим минусом
может стать то, что магистратура в России
будет платная. По прогнозам экспертов
бесплатных магистратур в России не будет.
В Европе, например, стоимость обучения
в магистратуре доходит от трех до пяти
тысяч евро в год.
Российский студенческий союз считает,
что лишая студентов возможности
получить бесплатное обучение в магистратуре,
ВУЗы таким образом нарушают Конституцию
РФ и Федеральные законы «О высшем послевузовском
профессиональном образовании» и «Об
образовании». В России Болонская система
образования приведет к тому, что произойдет
еще большая коммерциализация высшего
образования, по сути, как говорят некоторые
специалисты, это будет завуалированный
переход от бесплатного образования к
платному.
Болонская система образования
появилась в 1999 году в Болонье, когда
29 европейских стран решили сблизить
разные системы образования и
ввели двухступенчатую систему
высшего образования, которая дает
студентам возможность после
получения степени бакалавра
закончить магистратуру не только по
основной, но и по смежной специальности
и лучше подготовиться к профессиональной
деятельности. Были выработаны мировые
критерии оценки студентов. Таким образом,
сокращается количество общих, вводных
предметов, а упор делается на получение
профессиональных навыков. Качество образования
контролируется прозрачными и строго
регламентированными параметрами.
Некоторые оппоненты считают, что российские
вузы не смогут за 3-4 года выпустить высококвалифицированных
специалистов без потери качества образования
и чтобы полностью соответствовать Западу,
российскую методику образования нужно
полностью менять. Например, у нас не учитывается
время, потраченное на самостоятельную
работу дома, а учитываются только те академические
часы, которые были отбыты в аудитории.
Многие эксперты считают крайне неудовлетворительным,
что по программе бакалавриата вводных
предметов гораздо меньше, чем во время
подготовки специалиста, что может привести
к образованию пробелов во многих общеобразовательных
дисциплинах. В настоящее время разрыв
между школьной программой и вузовской
очень велик, а c переходом на Болонскую
систему он станет еще больше.
В Италии между школой и вузом существует
промежуточная ступень – колледж, без
которого невозможно поступить в институт.
Возможно, что и Россия пойдет по такому
же пути. Так же планируется параллельно
с внедрением Болонской системы создавать
в школах буферные классы для профессиональной
начальной подготовки детей. Современная
система образования в Японии включает
5 стадий – это детский сад, начальная
школа, средняя школа двух ступеней –
низшей и высшей — и университет. Система
высшего образования так же двухступенчатая
– бакалавриат и магистратура.