Роль рынка ценных бумаг в обеспечении экономического развития РК”

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:09, биография

Краткое описание

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы. Он включает в себя контроль изменений состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Файлы: 1 файл

Билеты для спец. оценки 4 курс2010.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

-мерах  по снижению дорожного, бытового и производственного травматизма;

-стимулировании  здоровых стандартов питания,  ликвидации нутрициональных дефицитов  (кальций, йод, селен и иные  ценные микроэлементы);

-создании  экономических стимулов к укреплению  семьи, деторождению, кардинальном  улучшении системы родовспоможения, охраны материнства и детства.

Реализация  третьей задачи будет основываться на:

-внедрении  экосистемного трансрегионального  принципа реализации программ  устойчивого развития регионов  Казахстана;

- установлении  целевых критериев устойчивого развития для всех крупных промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии;

-борьбе  с опустыниванием;

- сохранении  экологических систем, ландшафтов  и биологического разнообразия;

-внедрении  более эффективного экономического  механизма охраны окружающей  среды, в том числе в целях  продвижения стратегии более  чистого производства;

-развитии  объектов альтернативной энергетики;

-использовании  основных положений и механизмов  международных соглашений для привлечения средств на улучшение экологических параметров казахстанской промышленности ("зеленые инвестиции");

-очистке  территории страны от "исторических  загрязнений", стимулировании системы  менеджмента отходов. 

Обеспечение успешной реализации внутренней и внешней политики

-Реализация  четвертой задачи будет основываться  на:

- консолидации  политических сил вокруг идеи  устойчивого развития;

- поддержке  создания в стране общественных  движений, выражающих интересы исторически  единого казахстанского народа, в том числе будущих поколений;

-возможности  создания в стране международной  зоны устойчивого развития;

-обеспечении  активного и реального участия  Казахстана в международных организациях, проведении ряда крупных международных форумов под эгидой Республики Казахстан;

-развитии  эффективной системы местного  самоуправления. 

  1. Основные  этапы оценки месторождений
 
 
  1. Функции платежей за природные  ресурсы

В теории природоресурсные платежи выполняют, в первую очередь, компенсационную  и стимулирующую функцию. Компенсационная функция реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановления природных ресурсов, их воспроизводство. Стимулирующая функция направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду, на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов (например, уменьшение количества отходов).

Иногда называют еще и фискальную функцию, то есть функцию пополнения бюджета. Однако эта функция идет вразрез с двумя основными по двум причинам.

1. Компенсационная  и стимулирующая функции могут  быть реализованы только через  создание специальных фондов, куда  будут поступать и откуда будут  расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Фискальная функция, в противовес компенсационной и стимулирующей, предполагает направление средств в единый бюджет государства или иного публично-правового образования без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства. Природоресурсные платежи не должны иметь первоочередной задачей пополнение общих доходов государства. Они должны иметь целевой характер.

2. Компенсационная  и стимулирующая функция направлены на то, чтобы уменьшить базу платежей. То есть, уменьшается вредное воздействие на окружающую среду – уменьшается база платежа. Тем самым уменьшается объем платежей в бюджет. Фискальная же функция, наоборот, требует как можно больше доходов в бюджет.Получается такое противостояние трех функций: компенсационной и стимулирующей против фискальной. Противостояние это усиливается, если платеж наделен формой налога.

Все существующие сейчас природоресурсные платежи можно  разделить на два вида: налоговые и неналоговые. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами – это земельный и водный налог, НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов. Неналоговые платежи – это платежи за пользование лесным фондом, плата за негативное воздействие на окружающую среду, система платежей за пользование недрами.  

 

Билет № 29 

  1. Направление экологизации экономического развития
 

Существование экологических ограничений на пути техногенного развития казахстанской экономики требуют поиска путей смены «тупикового» типа развития, экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития. Необходимость анализа эффективности природопользования с позиций конечных экономических результатов исследования хорошо показывает реальные границы и объект экономики природопользования как науки. Большинство имеющихся представлений об экономике природопользования являются «суженными», они обычно рассматривают проблемы использования собственно природных ресурсов фактически только на первых этапах природно-продуктовой цепочки, борьбу с загрязнением окружающей среды как следствием экономического развития.Сейчас необходим макроподход, представление экономики природопользования как некой мета-науки, в рамках которой необходимо исследовать все народное хозяйство с позиций экологизации экономического развития, снижения нагрузки на окружающую среду.

Принципиальные  теоретические моменты  в экологизации экономического развития, переходу к устойчивому  развитию в условиях транформации экономики. Необходимость анализа эффективности природопользования с позиций конечных экономических результатов исследования хорошо показывает реальные границы и объект экономики природопользования как науки. Большинство имеющихся представлений об экономике природопользования являются «суженными», они обычно рассматривают проблемы использования собственно природных ресурсов фактически только на первых этапах природно-продуктовой цепочки, борьбу с загрязнением окружающей среды как следствием экономического развития.В этом случае происходит своеобразное разделение экономики на «природные» отрасли и виды деятельности, непосредственно связанные с природопользованием, и все остальные отрасли. Представляется, что данный подход является ни экологически, ни экономически эффективным. Стремление «охранять природу внутри природы» далеко не всегда дает нужный результат. С учетом современных экономических реалий данный экоцентрический, ограничительный подход не способен предотвратить дальнейшую экологическую деградацию, он может также привести к неэффективному использованию средств, неправильному распределению инвестиций.

Альтернативные  варианты решения экологических  проблем представляют собой совокупность таких экономических вариантов, которые базируются на развитии отраслей и видов деятельности, непосредственно не связанных с эксплуатацией природных ресурсов и с охраной окружающей среды, а также на экологосбалансированных макроэкономических мероприятиях. Непосредственно прямые природоохранные мероприятия, меры по охране окружающей среды должны реализовываться лишь при невозможности решения экологических проблем при данном технологическом уровне на основе альтернативных вариантов или малоотходных и безотходных технологий. Для осуществления позитивных структурно-технологических изменений в экономике необходима разработка эффективной структурной политики. Это система целенаправленно осуществляемых мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для более эффективного использования всех видов ресурсов.

Современные экологические, экономические, социальные реалии в мире и в РК делают необходимым скорейшее и эффективное решение экологических проблем вне зависимости от величины имеющегося природного капитала. И здесь природоохранный потенциал структурнотехнологических изменений огромен. Экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ресурсов из первичных (прежде всего сельское хозяйство и добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь), а затем и в третичные (сферы преимущественно интеллектуальной деятельности и услуг).

В целом  очевидна необходимость резкого  увеличения доли в экспорте конечной, наукоемкой и высокотехнологичной  продукции. Для этого в стране имеется достаточный научный и производственный потенциал. Будущее мировой торговли, по оценкам некоторых специалистов, за макротехнологиями - совокупностью знаний и технологий для выпуска наукоемкой продукцииРесурсосберегающее изменение структуры народного хозяйства позволит уменьшить объемы экспорта природных ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.

Традиционным  способом охраны окружающей среды являются прямые природоохранные мероприятия. Они стали практически первым ответом на деградацию природы в результате техногенного развития экономики. Экспансия промышленности и сельского хозяйства на природу породила желание защититься путем строительства различного рода очистных сооружений, фильтров, «отгородить» экосистемы от техносферы за счет создания охраняемых природных территорий, совершенствовать систему захоронения и складирования отходов, восстанавливать нарушенные земли путем рекультивации и т.д.

Современные инвестиции надо делить так, чтобы не умереть сегодня (это прямые природоохранные  мероприятия) и выжить завтра (главным образом, это структурная перестройка). Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития.

В целом  реальная экологизация экономического развития, переход от техногенного типа развития к устойчивому позволят сэкономить и высвободить из производственного  процесса огромное количество природных ресурсов, уменьшить загрязнения и отходы при увеличении конечных результатов. 
 

  1. Понятие экологического ущерба, нанесенного окружающей среде

Понятие «экологический ущерб» как  вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, - такое состояние природных объектов, которое характеризуется их загрязнением, превышающим нормативы качества и препятствующим использованию этих объектов по целевому назначению.

Под экономическим  ущербом от загрязнения окружающей среды понимаются фактические и  возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей природной среды, включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения.

Эколого-экономическая  оценка ущерба, нанесенного окружающей природной среде, заключается в определении фактических и возможных (предотвращаемых) материальных и финансовых потерь и убытков от ухудшения в результате антропогенного воздействия качественных и количественных параметров окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов (водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).

Существует два  методологических подхода к определению  экономического ущерба, наносимого в  результате загрязнения:

-косвенный (укрупненный) подход;

-реципиентный подход (на основе прямого счета).

Косвенный подход к оценке экономического ущерба предполагает использование ряда показателей, отражающих значения ущербообразующих факторов, произведение которых позволяет  определить укрупненную величину экономического ущерба. Реципиентные методики основаны на определении экономического ущерба от действия загрязнения на конкретные виды реципиентов путем суммирования различных составляющих потерь, выраженных в денежной форме.

Виды экологического ущерба

По отраслям права, предусматривающим ответственность  за экологические правонарушения, последние  делятся на:административные, дисциплинарные, уголовные, гражданско-правовые. Так  же, как и в отношении выделения  видов ответст-венности, выделять иные виды правонарушений (международно-правовые, например) нецелесообразно, т.к. в конечном итоге они сводятся к названным четырем видам.

Перспективными  подходами к определению вреда (ущерба), нанесенного окружающей среде, должны стать подходы, основанные на:

Информация о работе Роль рынка ценных бумаг в обеспечении экономического развития РК”