Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Радиотехническая система ближней навигации РСБН-4Н разработана с учетом опыта, накопленного в процессе технической эксплуатации системы РСБН-2Н. В основу разработки системы РСБН-4Н был положен принцип преемственности, что позволило использовать бортовое оборудование типа РСБН-2С без его доработки. Особое внимание при разработке этой системы ближней навигации было уделено повышению надежности, уровня автоматизации и расширению тактических и технических возможностей системы. Для
РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ РСБН-4Н
Общие сведения
Радиотехническая
система ближней навигации
Система РСБН-4 представляет собой комплекс наземных и бортовых устройств, предназначенный для определения текущих значений полярных координат самолета (азимут и наклонная дальность) на его борту, а также определения полярных координат самолетов, находящихся в зоне действия системы, на земле с помощью индикатора кругового обзора.
Как известно, информация о текущих значениях азимута и дальности обрабатывается с помощью бортовых вычислительных устройств и используется для решения различных задач самолетовождения.
Состав оборудования и размещение на местности. Комплекс наземных средств системы РСБН-4 взаимодействует с бортовым оборудованием РСБН-2С или его модификациями.
В состав
комплекта бортового
Комплектация бортовой аппаратуры может быть различной и производиться в зависимости от типа самолета. При этом ей присваивается определенный литер. От литера зависит комплектация приборами КППМ, блоками связи и антенно-фидерной системой.
В состав наземных средств радиотехнической системы РСБН-4 (РСБН-4Н) входят: антенно-фидерная система; азимутально-дальномерный радиомаяк, смонтированный в кузове двухосного прицепа; контрольно-выносной пункт (КВП), установленный на некотором удалении от радиомаяка; источники электропитания; выносной индикатор кругового обзора (ВИКО) и пульт дистанционного управления, устанавливаемые на расстоянии до 30 км, например, на КДП.
В аппаратном помещении (кузове) установлены следующие группы оборудования: радиопередающие и радиоприемные устройства; импульсно-навигационная и контрольно-проверовочная аппаратура; индикатор кругового обзора (ИКО); аппаратура автоматической стабилизации скорости вращения азимутальной антенны; контрольно-измерительная аппаратура; аппаратура исполнительного пункта дистанционного управления и щит питания и вентиляции.
Все основные блоки РСБН-4Н имеют 100%-ный резерв. Исключение составляют вспомогательная и нестандартная измерительная аппаратура, а также устройства, обладающие высокой надежностью (привод вращения антенны и блок питания электромагнитного усилителя антенны). В одиночном комплекте выполнены также антенно-фидерные устройства.
Источником электропитания радиомаяка является электростанция, в состав которой входят:
для стационарных аэродромов, имеющих надежную сеть 380/220 В 50 Гц—2 комплекта преобразователей 218 СД и 1 комплект передвижной электростанции ЭСД-20М;
для полевых аэродромов—1 комплект преобразователя 218СД и 2 комплекта ЭСД-20М.
Питающим
напряжением для всего
Система РСБН-4Н выполняется только в мобильном (передвижном) варианте, поэтому вся основная аппаратура расположена в серийно выпускаемом кузове К66-У1Д, установленном на прицепе (на рис. 9.1 показан общий вид РСБН-4Н). Радиомаяк может транспортироваться грузовым автотранспортом, по железной дороге и воздушным транспортом.
Конструкция крепления кузова к прицепу обеспечивает съем кузова, что бывает необходимо при транспортировке самолетом.
Вся аппаратура, расположенная в кузове, смонтирована в блоках типовой конструкции размером 270 X 380 X 490 мм, в которых элементы расположены по левую и правую стороны от центральной вертикальной рамы. Такое расположение обеспечивает свободный доступ к монтажу, позволяет' более эффективно использовать объем блоков и обеспечивает хорошую вентиляцию. Механизмы удержания и поворота блоков позволяют выдвинуть блок и повернуть его на угол около 90°.
Элементной базой электронных блоков системы РСБН-4Н являются электровакуумные и полупроводниковые приборы повышенной надежности.
Радиотехническая система ближней навигации в зависимости от поставленных радионавигационных задач может устанавливаться как в районе аэродромов, так и на трассах полетов. В последнем случае радиомаяк должен устанавливаться с учетом нерабочей зоны над ним (±45°) и высоты полетов по данным трассам. Для этого рекомендуется смещать радиомаяк от края воздушных коридоров или линии пути самолетов на величину двух нерабочих зон для конкретной высоты полетов.
В любом варианте установки РСБН-4Н необходимо выполнять следующие требования к местности:
Существенное влияние на качество работы радиомаяка (обеспечение максимальной дальности и точности в направлениях наибольшей интенсивности полетов) оказывает правильное размещение на местности его антенно-фидерных устройств (рис. 9.2).
При расположении радиомаяка в районе аэродрома желательно устанавливать его на расстоянии не более 600 м от оси ВПП, на траверсе её середины. При этом необходимо учитывать ранее приведенные требования к местности.
7. В результате предварительного осмотра площадки, намеченной для развертывания радиомаяка, определяются точка привязки радиомаяка (предполагаемая точка установки центра вращающейся азимутальной антенны), координаты этой точки, истинное северное направление на КВП, снимается также карта углов закрытия. Далее осуществляется разметка площадки, установка аппаратной машины и развертывание АФУ.
Антенны дальномерного передатчика и передатчика опорных сигналов (А1 и А2) устанавливаются на максимальном удалении от аппаратной машины, определяемой длиной ВЧ кабелей. При установке передающих антенн А1 и А2 следует учитывать то, что в направлениях от этих антенн на азимутальную антенну А5 образуются «затенения» этой антенны, что приводит к периодическим сбоям в работе радио-
маяка под малыми углами места в этих направлениях. Поэтому расстановка антенн должна производиться таким образом, чтобы указанные секторы «затенения» не совпадали с направлениями рабочих зон аэродрома или трассы.
Антенна КВП А6 устанавливается под углом и истинному северному направлению, кратным 10°, с точностью не хуже ± 30" и на удалении от антенны дальномерного передатчика А1, равном 130 ± 5 м. При установке антенны КВП следует учитывать воздействия на эту антенну других радиотехнических средств, поэтому необходимо, чтобы раскрыв антенны не был направлен в сторону радиосредств, создающих помехи.
Запрещается устанавливать КВП в секторе 340—350° градусов, а также в секторах ±20° от направлений на передающие антенны и ±30° от места установки агрегатов электропитания. Приемные антенны верхних и нижних углов A3 и А4 устанавливаются на кузове автомашины AM.
Тактико-технические данные. 1. Дальность действия радиомаяка зависит от высоты полета самолета и должна быть менее: 550 км при высоте Н = 36 000 м, 380 км при Н = 12 000 м, 250 км при Н = 5000 м, 195 км при Н = 3000 м и 50 км при Н = 250 м.
Число частотных каналов — 88.
Количество кодовых каналов 4.
Структурная схема наземного оборудования.
Упрощенная структурная схема РСБН-4Н приведена на рис. . Как отмечалось выше, основные блоки системы имеют 100%-ный 'резерв, поэтому рассмотрим взаимодействие наземного оборудования одного из комплектов, например, первого.
Для измерения азимута на борту самолета по радиолинии земля — борт необходимо передать азимутальный сигнал и серии опорных импульсов «35» и «36». Азимутальный сигнал излучается вращающейся азимутальной антенной A3, связанной с непрерывным каналом азимутально-опорного передатчика, входящего в РПДУ 1к. Опорные импульсы «35» и «36» вырабатываются датчиками сигналов ДС, связанными с вращающейся азимутальной антенной. Далее они формируются и кодируются в шифраторе опорных сигналов в блоке азимутального канала, входящего в комплекс блоков импульсно-навигационной аппаратуры (ИНА 1к). В ИНА 1к кроме шифратора опорных сигналов входят шифратор дальномерного канала, шифратор импульсов «180» и шифратор ретрансляции (кодирование ответных импульсов индикации для ВИКО), а также дешифратор радиоприемных устройств РПУ. Кодированные импульсы «35» и «36» модулируют импульсный канал азимутально-опорного передатчика РПДУ 1к и излучаются ненаправленной передающей антенной опорных сигналов А2.