Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа
В ходе проектирования базовой платформы КА «Ямал» специалистами РКК «Энергия» и смежниками было освоено множество новых технических решений для данного класса аппаратов. Среди них: как уже было сказано – негерметичная компоновка отсеков, применение тепловых труб вместо активных систем терморегулирования, никель-водородные аккумуляторы в едином корпусе с высокими удельными характеристиками, объединенная двигательная установка на базе ЭРД.
Проект основан на четырех основных технологических решениях, ранее не реализованных в отечественной практике:
1. Негерметичный корпус КА (позволяет снизить массу конструкции, увеличить ресурс спутника).
2. Контурные антенны
с высоким коэффициентом
3. Линеаризованные
транспондеры (пропускная способность
ствола увеличивается, в
4. Однопунктовая схема управления (все операции управления КА проводятся из ЦУПа «Газкома» в подмосковном Королёве).
В ходе проектирования
базовой платформы КА «Ямал» специалистами
РКК «Энергия» и смежниками было
освоено множество новых
Система электроснабжения (СЭС) состоит из солнечных батарей (СБ) и никель-водородных аккумуляторов.
Благодаря внедрению
новых конструкторско-
Для буферизации электроэнергии на «Ямалах» установлен модуль никель-водородных аккумуляторов (МНВА), включающий в себя две никель-водородные аккумуляторные батареи (НВАБ) и средства термостатирования. Разработкой и изготовлением НВАБ занимался Уральский электрохимический комбинат совместно с «Энергией». При их создании был использован задел «бурановских» технологий. Электрическая разрядная мощность каждой из двух НВАБ составляет 1.5 кВт. Другие параметры неизвестны.
Объединенная двигательная установка (ОДУ) состоит из восьми электрореактивных двигателей (ЭРД) СПД-70 (производства ОКБ «Факел») и 12 газовых сопел, работающих на том же ксеноне, что и ЭРД. Сопла применяются на начальном этапе для стабилизации аппарата после отделения от РБ и в экстренных случаях. ЭРД же несут основную нагрузку при ориентации, коррекции орбиты и разгрузке маховиков системы управления. СПД-70 имеют удельный импульс 1440 сек, тягу 40 мН и электрическую мощность 0.67 кВт.
В состав ОДУ входят также системы электропитания (с напряжением до 300 В) и управления, а также блок автоматики тяговых модулей производства ОАО «АВЭКС».
Благодаря бортовой математике, ее совершенствованию, а также другим техническим решениям удалось достигнуть более экономичного расхода топлива. Запас ксенона – это определяющий параметр срока активного существования КА. Норма расхода ксенона составляет примерно 10 кг в год. Общий запас рабочего тела, хранящегося в двух баллонах высокого давления, – порядка 110–120 кг. То есть на заявленные 10 лет этого хватит. Теперь этот срок может быть увеличен до 15 лет.
Управление ориентацией
«Ямала» в штатном режиме осуществляется
с помощью комплекса
Корпусные трехслойные
панели «Ямала» весят 134.5 кг. Здесь
конструкторы выиграли порядка 20 кг по
сравнению с традиционными
В настоящее время загрузка транспондеров «Ямала-100» близка к насыщению. Около 40% ресурса используется ОАО «Газпром». Через спутник также осуществляется эксплуатация цифровых корпоративных сетей ОАО «Ростелеком», ЗАО «Востоктелеком», ЗАО «Угольтелеком», «Глобал Один», Минатома РФ, МО РФ, Минобразования РФ, Минфина РФ, Минсвязи Туркменистана и ряда других организаций.
Значительная часть
ресурса отведена под цифровое телевещание
(в формате MPEG-2) на регионы России
и СНГ. Через «Ямал-100» транслируется
25 каналов федеральных и местных
станций. Среди них каналы: «Культура»
(3 дубля), НТВ, ДТВ, ТНТ, TB-3, MTV, СТС, АСТВ,
«Школьник ТВ», три государственные
телевизионные программы
ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | Ямал-300К | |||||||||||||||||||||||||||||
Орбитальная позиция | 90 в.д. | |||||||||||||||||||||||||||||
Масса, кг | 1640 | |||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, выделяемая для электропитания бортового ретрансляционного комплекса, Вт | до 5600 | |||||||||||||||||||||||||||||
Рабочий диапазон частот | С, Ku | |||||||||||||||||||||||||||||
Количество и полоса транспондеров, МГц | 8 X 72 (C) 18 Х 72 (Ku) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Точность удержания спутника в орбитальной позиции по широте и долготе, град. | 0,05 | |||||||||||||||||||||||||||||
Срок активного существования, лет | 14 | |||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТОТНЫЙ ПЛАН СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1 С-диапазон | ||||||||||||||||||||||||||||||
Линия
вверх (левая круговая поляризация) |
5985 | 6055 | 6135 |
6375 | МГц | |||||||||||||||||||||||||
Линия
вниз (правая круговая поляризация) |
3570 | 3730 | 3810 | 4050 | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
Линия
вверх (правая круговая поляризация) |
5895 | 5975 | 6055 | 6215 | 6295 | |||||||||||||||||||||||||
Линия
вниз (левая круговая поляризация) |
3570 | 3650 | 3730 | 3890 | 3970 | МГц |
Полоса
частот каждого транспондера 72 МГц
ЧАСТОТНЫЙ ПЛАН СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1 Ku-диапазон | ||||||||||||||||||||||||||||||
Линия
вниз (вертикальная поляризация) |
10990 | 11075 | 11160 | М1 11450,5 |
11500 | 11580 | 11660 | МГц | ||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Линия
ввех (горизонтальная поляризация) |
14040 | 14125 | 14210 | 14300 | 14380 | 14460 | МГц |
Полоса частот каждого транспондера 72 МГц.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОНДЕРОВ СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1 | |||||
Рабочий диапазон частот | C | Ku | |||
Поляризация | Круговая | Линейная | |||
ЭИИМ max, дБВт | 44 | 50 | |||
G/T max, дБ/К | +2 | +4 | |||
Входная плотность
потока мощности насыщения (в зоне G/T max), дБВт/м2 |
-98 ÷ -78 | -99 ÷ -79 | |||
Тип усилителей мощности | Линеаризованные TWTA | Линеаризованные TWTA | |||
Характеристика линейности (C/IM3), дБ | 22 (при ОВО = -3дБ) | 22 (при ОВО = -3дБ) | |||
Режим работы транспондеров | Режим фиксированного усиления Режим АРУ | Режим фиксированного усиления Режим АРУ | |||
Резервирование | Приемники 2:4 Передатчики 9:12 |
МШУ и конверторы
1:2 Передатчики 6:8 |
Ракета-носитель "Протон-К" вывела космическую головную часть на опорную орбиту. Доставка блока из двух космических аппаратов с опорной орбиты на целевую осуществлялась космическим разгонным блоком типа ДМ (11С861-01). После разделения блока космических аппаратов "Ямал-200" на КА-1 и КА-2 переход космических аппаратов с целевой орбиты в рабочие точки стояния на ГСО выполняется автономно.