Проектирование спутника связи Ямал

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

В ходе проектирования базовой платформы КА «Ямал» специалистами РКК «Энергия» и смежниками было освоено множество новых технических решений для данного класса аппаратов. Среди них: как уже было сказано – негерметичная компоновка отсеков, применение тепловых труб вместо активных систем терморегулирования, никель-водородные аккумуляторы в едином корпусе с высокими удельными характеристиками, объединенная двигательная установка на базе ЭРД.

Файлы: 1 файл

Ямал.docx

— 58.87 Кб (Скачать)

Проект основан  на четырех основных технологических  решениях, ранее не реализованных  в отечественной практике:

1. Негерметичный  корпус КА (позволяет снизить  массу конструкции, увеличить  ресурс спутника).

2. Контурные антенны  с высоким коэффициентом усиления (следствие – по всей зоне  покрытия удерживается примерно  одинаковая энергетика сигнала).

3. Линеаризованные  транспондеры (пропускная способность  ствола увеличивается, в частности  возможна передача семи телеканалов  в «цифре» вместо одного).

4. Однопунктовая схема управления (все операции управления КА проводятся из ЦУПа «Газкома» в подмосковном Королёве).

В ходе проектирования базовой платформы КА «Ямал» специалистами  РКК «Энергия» и смежниками было освоено множество новых технических  решений для данного класса аппаратов. Среди них: как уже было сказано  – негерметичная компоновка отсеков, применение тепловых труб вместо активных систем терморегулирования, никель-водородные аккумуляторы в едином корпусе с  высокими удельными характеристиками, объединенная двигательная установка  на базе ЭРД. Лимит массы также  заставил разработчиков широко применять  композиционные материалы практически  во всех элементах конструкции. 

Система электроснабжения (СЭС) состоит из солнечных батарей (СБ) и никель-водородных аккумуляторов.

Благодаря внедрению  новых конструкторско-технологических  решений удалось существенно  уменьшить массу трехслойных  сотовых панелей СБ – удельная масса составляет 2.91 кг/м2. Для примера: у панелей СБ КК «Союз» этот параметр более чем вдвое больше – 6.24 кг/м2. Всего же панели СБ (2х4) весят 86.4 кг, привод СБ (производства НИИ КП, Санкт-Петербург) – 10 кг. Кремниевые фотоэлектрические преобразователи солнечных батарей произведены на московском ГНПП «Квант», покрыты защитной пленкой, что уменьшает их радиационную деградацию. Можно вывести еще один определяющий параметр «Ямала» – удельная мощность СБ. Она составляет величину порядка 30 Вт/кг, если за снимаемую мощность принять 2500 Вт, заявленную для конца гарантийного срока эксплуатации. Это хороший показатель.

Для буферизации  электроэнергии на «Ямалах» установлен модуль никель-водородных аккумуляторов (МНВА), включающий в себя две никель-водородные аккумуляторные батареи (НВАБ) и средства термостатирования. Разработкой и изготовлением НВАБ занимался Уральский электрохимический комбинат совместно с «Энергией». При их создании был использован задел «бурановских» технологий. Электрическая разрядная мощность каждой из двух НВАБ составляет 1.5 кВт. Другие параметры неизвестны.

Объединенная  двигательная установка (ОДУ) состоит из восьми электрореактивных двигателей (ЭРД) СПД-70 (производства ОКБ «Факел») и 12 газовых сопел, работающих на том же ксеноне, что и ЭРД. Сопла применяются на начальном этапе для стабилизации аппарата после отделения от РБ и в экстренных случаях. ЭРД же несут основную нагрузку при ориентации, коррекции орбиты и разгрузке маховиков системы управления. СПД-70 имеют удельный импульс 1440 сек, тягу 40 мН и электрическую мощность 0.67 кВт.

В состав ОДУ входят также системы электропитания (с  напряжением до 300 В) и управления, а также блок автоматики тяговых  модулей производства ОАО «АВЭКС».

Благодаря бортовой математике, ее совершенствованию, а  также другим техническим решениям удалось достигнуть более экономичного расхода топлива. Запас ксенона  – это определяющий параметр срока  активного существования КА. Норма  расхода ксенона составляет примерно 10 кг в год. Общий запас рабочего тела, хранящегося в двух баллонах высокого давления, – порядка 110–120 кг. То есть на заявленные 10 лет этого хватит. Теперь этот срок может быть увеличен до 15 лет.

Управление ориентацией  «Ямала» в штатном режиме осуществляется с помощью комплекса двигателей-маховиков  «Колокол», входящего в БКУ. В  систему входят четыре двигателя-маховика и электронный блок. Масса «Колокола» – 31.8 кг, максимальная потребляемая мощность – 83 Вт. 

Корпусные трехслойные  панели «Ямала» весят 134.5 кг. Здесь  конструкторы выиграли порядка 20 кг по сравнению с традиционными решениями. Вес углепластиковых конструкций антенно-фидерных устройств составляет 42.5 кг, переходной фермы – всего 17 кг. 

В настоящее время  загрузка транспондеров «Ямала-100»  близка к насыщению. Около 40% ресурса  используется ОАО «Газпром». Через  спутник также осуществляется эксплуатация цифровых корпоративных сетей ОАО  «Ростелеком», ЗАО «Востоктелеком», ЗАО «Угольтелеком», «Глобал Один», Минатома РФ, МО РФ, Минобразования РФ, Минфина РФ, Минсвязи Туркменистана и ряда других организаций.

Значительная часть  ресурса отведена под цифровое телевещание (в формате MPEG-2) на регионы России и СНГ. Через «Ямал-100» транслируется 25 каналов федеральных и местных  станций. Среди них каналы: «Культура» (3 дубля), НТВ, ДТВ, ТНТ, TB-3, MTV, СТС, АСТВ, «Школьник ТВ», три государственные  телевизионные программы Туркменистана  и другие. Удешевление стоимости частотного ресурса (цифровой формат вместо аналогового) и возможность использовать недорогие земные станции (диаметр приемопередающей станции – 3.7 м, приемной станции – 1.0–2.0 м) позволили сделать доступной трансляцию региональных программ телевидения – Тюменской, Ростовской, Свердловской, Тверской областей, Республики Коми, Хабаровского края и других.

 

ОСНОВНЫЕ  ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ   Ямал-300К   
  Орбитальная позиция   90 в.д.  
 
  Масса, кг   1640  
 
  Мощность, выделяемая для электропитания бортового  ретрансляционного комплекса, Вт   до 5600  
 
  Рабочий диапазон частот   С, Ku  
 
  Количество  и полоса транспондеров, МГц   8 X 72 (C) 
18  Х 72 (Ku)
 
 
  Точность  удержания спутника в орбитальной позиции по широте и долготе, град.   0,05  
 
  Срок  активного существования, лет   14  
ЧАСТОТНЫЙ ПЛАН СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1 С-диапазон
Линия вверх  
(левая круговая поляризация)
  5985       6055    
6135
          6375   МГц
                                 
Линия вниз  
(правая круговая поляризация)
  3570       3730   3810           4050    
   
2
 
     
4
 
 
5
 
         
8
 
   
   
   
2a
 
 
3a
 
 
4a
 
     
6a
 
 
7a
 
       
Линия вверх  
(правая круговая поляризация)
  5895   5975   6055       6215   6295        
Линия вниз  
(левая круговая поляризация)
  3570   3650   3730       3890   3970       МГц

Полоса  частот каждого транспондера 72 МГц 

ЧАСТОТНЫЙ ПЛАН СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1 Ku-диапазон
Линия вниз 
(вертикальная поляризация)
  10990   11075   11160   М1 
11450,5
  11500   11580   11660   МГц
                                 
   
1
 
 
2
 
 
3
 
 
 
 
 
4
 
 
5
 
 
6
 
   
   
   
1
 
 
2
 
 
3
 
     
4
 
 
5
 
 
6
 
   
                                 
Линия ввех  
(горизонтальная поляризация)
  14040   14125   14210       14300   14380   14460   МГц

Полоса  частот каждого транспондера 72 МГц.

ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОНДЕРОВ  СПУТНИКА "ЯМАЛ-200" №1
  Рабочий диапазон частот   C Ku  
 
  Поляризация   Круговая Линейная  
 
  ЭИИМ max, дБВт   44 50  
 
  G/T max, дБ/К   +2 +4  
 
  Входная плотность  потока мощности насыщения 
(в зоне G/T max), дБВт/м2
  -98 ÷ -78 -99 ÷ -79  
 
  Тип усилителей мощности   Линеаризованные TWTA Линеаризованные TWTA  
 
  Характеристика  линейности (C/IM3), дБ   22 (при ОВО  = -3дБ) 22 (при ОВО  = -3дБ)  
 
  Режим работы транспондеров   Режим фиксированного усиления Режим АРУ Режим фиксированного усиления Режим АРУ  
 
  Резервирование   Приемники 2:4 
Передатчики 9:12
МШУ и конверторы 1:2 
Передатчики 6:8
 
 

Ракета-носитель "Протон-К" вывела космическую  головную часть на опорную орбиту. Доставка блока из двух космических  аппаратов с опорной орбиты на целевую осуществлялась космическим разгонным блоком типа ДМ (11С861-01). После разделения блока космических аппаратов "Ямал-200" на КА-1 и КА-2 переход космических аппаратов с целевой орбиты в рабочие точки стояния на ГСО выполняется автономно.

Информация о работе Проектирование спутника связи Ямал