Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Политику изучали, ею занимались, ее исследовали ученые философы и историки, юристы и экономисты, психологии и, естественно, политологи. Политика развивалась наравне с развитием государства. А это значит, что при изучении данной дисциплины приходится иметь дело с огромным обьемом информации, относящимся к политическому и государственному развитию многих стран и политических режимов, охватывающих весьма значительный промежуток времени, исчисляющийся не веками, а тысячилетиями.

Файлы: 1 файл

политология как наука.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

     - окружающая среда (внутренняя  и международная) - это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;

     - связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты, структуры и процессы , которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени порлитические партии, группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают в качестве инструментов управления;

     - система выработки решения состоит из cтруктур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданный через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;

     - политический результат, т. е.  какого рода политику вырабатывает система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.

     В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, средства массовой информации и др. Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание, политические отношения.

     Существуют  структурно-политические системы общества, к ним относятся:

     а) политические институты: государства, партии, организации.

     б) политические и правовые нормы.

     в) политические отношения.

     г) политическое сознание и культура, образующие духовную часть политики.

     Признаком принадлежности к той или иной организации в политической системе  являются: ее взаимодействие со структурами  власти, с влиянием на распределение  власти.

     Политика  как система формируется в  ХХ веке, потому что с этого времени  политическая система охватывает все общество, участие в политике принимают слои населения.

     Существуют  закономерности развития политической системы.

     1. Закон равновесия политических  систем к равновесию, устойчивости  всех своих подсистем.

     2. Закон маятника - любая система, выведенная из равновесия, переодит в свою противоположность. Амплитуда колебания системы зависит от отклонения центра решения.

     Системный подход позволяет рассматривать  политику как целостный механизм.

     Американский  политолог Г. Алмонд в 50-е годы выделил 4 типа политических систем в мире:

     1. Англо-американская (США, Великобритания).

     2. Континентально-европейская (Германия, Франция, Италия).

     3. Тоталитарная (СССР, социалистические  страны, страны фашисткого режима).

     4. Доиндустриальные страны (развивающиеся страны).

     Системный подход позволяет рассматривать  политику как целостное явление, развивающееся на собственной основе, характеризующееся определенной степенью единства всех структурных частей (см. таблицу).

 

 

     2.2 Типология политических систем 

     Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая ситема классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

     В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следут классифицировать типы политических систем, является общественно-кономическая формация, экономический базис общества. Соответствено с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистичекая политические системы.

     Существует  множество более сложных типологий политических систем. Одна их достаточно простых, широко распространенных, а главное - достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием из разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

     Если  личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия.

     Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимоти от того, кто - один человек или группа лиц - являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо), или группократическими (аристократическими, олиргархическими, этнократическими).

     Данная  классификация отражает идеальные  типы политических систем, значительно отличающихся от существующих в реальной жизни.

     Главные отличия политического режима намечаются в рамках самих политических систем по принципам соотношений ветвей власти и организации конкретных институтов, по формам и методам  осуществления власти, а также по той роли, которую играет глава правительства, парламент, судебные инстанции и т.д. 

 

    3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 

     Понятие государства является одним из важнейших  понятий политической науки. Начиная  с зарождения политической мысли, проблемы государства находились в центре внимания мыслителей. В последнее десятилетие понятие государства начало сходить в тень, на первое место выдвигается понятие политической системы.

     В наше время слово "государство" употребляется в трех значениях:

     1. Для обозначения большой организованной  группы людей, как синоним понятия  страна, общество, народ.

     2. Для обозначения отношений политической  власти между правителем и  народом, между гражданами и  органами власти, между органами  государства, партиями.

     3. Используется для обозначения  государственного аппарата в  противовес гражданскому обществу  как целому. 

     3.1 Генезис - форма  государства, его  функции 

     Государство является историческим феноменом, который  постоянно развивается.

     Существуют  теории обьясняющие происхождение государства.

     1. Теория божественного происхождения  государства, характерная для  средневековья.

     2. Патриархальная теория - государство  возникает постепенно на месте  объединения родов.

     3. Теория общественного договора.

     4. Теория завоевания.

     5. Теория естественного происхождения  государства, высказанная Аристотелем.

     6. Теория Маркса, о классовом происхождении.

     Существуют  несколько версий типов государств.

     Марксистские  типы:

     1. рабовладельческий

     2. феодальный.

     3. буржуазный.

     4. социалистический.

     Известный французский политик, политолог  Морис Дюверже разделил государство  на типы несколько по иному:

     1. Государства, развивающиеся на  принципах либеральной демократии.

     2. Социалистический тип.

     3. Фашисткий тип.

     4. Тип развивающихся стран.

     Существуют формы государства, для характеристики государства:

     1. Форма правления.

     Существуют  две основные формы правления: монария, республика.

     2. Форма государственного устройства.

     Основные  формы государственного устройства:

     унитарные;

     централизованные (Швеция, Дания, Великобритания) государства с единым центром, основанные на базе одной нации;

     децентрализованные (Франция, Италия, Испания) - крупные  регионы пользуются широкой автономией;

     фередация - это государство, в котором суверенитет  и власть разделены между собой центром и его составными частями;

     союз  государств для реализации какой-либо цели;

     государственное устройство по национальному (Швейцария, Россия) и тоталитарному (США) принципу.

     3. Политический режим - это совокупность  методов и способов реализации политической власти в государстве, способов проведения государственной политики.

     демократические - деление власти снизу на верх;

     автократические - деление власти снизу вниз.

     Согласно  точке зрения М. Дюверже, в современном  обществе существуют три типа режима государственной власти, в основе разделения которой лежит соотношение исполнительной и законодательной власти:

     1. Режим слияния властей - монархия.

     2. Режим разделения властей.

     3. Тип сотрудничества властей - парламенская республика.

     В соверенных государствах существуют три формы правления:

     1. Авторитарная (автократическая) - основанная  на управлении дворцового аппарата, связанного с обществом, где  существует кастовое разделение, где большую роль играет обычай, в этом случае большая часть  населения пассивна (характерна для Африки).

     2. Республика - основана на управлении  парламентом, как правило, республике  характерен развитый средний  класс, активное поведение граждан.

     3. Тоталитарная - господство партии  определенной идеологии. 

     Современное государство - это противоречивое явление. С одной стороны - механизм государства постепенно усложняется, берет все больше ответственности за существование своих граждан. Таким образом оно превращается в социальное государство, т.е. призвано служить гражданам. С другой стороны - механизм государства постоянно совершенствуется по пути следования нормам законности и права, и в этом отношении государство превращается в правовое государство, для которого закон становится абсолютом. И в этом смысле деятельность государства должна быть строго регламентирована и гражданин должен быть защищен от его вмешательства. 

Информация о работе Политология как наука