Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Политику изучали, ею занимались, ее исследовали ученые философы и историки, юристы и экономисты, психологии и, естественно, политологи. Политика развивалась наравне с развитием государства. А это значит, что при изучении данной дисциплины приходится иметь дело с огромным обьемом информации, относящимся к политическому и государственному развитию многих стран и политических режимов, охватывающих весьма значительный промежуток времени, исчисляющийся не веками, а тысячилетиями.

Файлы: 1 файл

политология как наука.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Политику  изучали, ею занимались, ее исследовали  ученые философы и историки, юристы и экономисты, психологии и, естественно, политологи. Политика развивалась наравне  с развитием государства. А это  значит, что при изучении данной дисциплины приходится иметь дело с огромным обьемом информации, относящимся к политическому и государственному развитию многих стран и политических режимов, охватывающих весьма значительный промежуток времени, исчисляющийся не веками, а тысячилетиями.

     Как ни своеобразно складывалась история отдельных народов, государств и политических систем, в их развитии проявляются многие черты, единые закономерности. Одной из основных задач политологии является раскрытие этих общих закономерностей политико-государственного развития. Ведь конкретные данные о формах правления и государственного устройства либо действующих в той или иной стране политических институтов важны и полезны лишь тогда, когда в них усматриваются свойства некоторой исторической системности, когда они помогают понять протекающие через века и тысячелетия процессы политического и государствено-правового развития.

     Каждое  конкретное государство, каждая политическая система обладает своей индивидуальностью, только им присущими чертами и  особенностями. Вместе с тем, в рамках периода, этапа или региона становится заметными многие общие детали государственно-политического развития, обнаруживается единые общие и различные для целой группы государств закономерности развития. 

 

      1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК  НАУКА 

     Политология - это наука о политике.

     До  перестройки политическими проблемами в стране занималась теория научного коммунизма. Была отрицательная реакция  на политологию.

     Политология сформировалась в конце 19 века, но длительное время не представляла собой какой-то научной теории.

     Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

     Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и общетвом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и т.д. 

     1.1 Основные категории  политической науки 

     Политика  имеет универсальное значение, связанное  с понятием государственной власти. Стремление к участию во власти или  оказанию влияния на разделение власти, то ли между государствами или  между группами людей, которых в  себе содержит государство.

     Политическая наука - это академическая и исследовательская дисциплина, которая связана с теорией и практикой политики, описание и анализом политических систем и политического поведения.

 

       

     Политология рассматривает политику как самостоятельное явление, поэтому политика может исследоваться с точки зрения системности. Политическая сфера жизни представляет собой самостоятельную политическую систему. 

     1.2 Методы политологии 

     Политология является одной из общественных наук, поэтому в своих исследованиях использует методы, которые являются общими для многих наук.

     Метод - специфический способ познания обьективной  действительности. Существуют такие  методы познания:

     а) системный

     б) комплексной науки (политологии).

     в) сравнительный

     г) исторический

     д) решения

     е) бихевиористический (поведения). 

 

      2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 

     Политическая  система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей,отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

     Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами ( демографическими, пространственно-территориальными ), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .

     Политическая  система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления ( парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

     Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

     Политическая  система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций ), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления ), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прероготивы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..

     Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху-вниз к договорным конституционным и консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверинтетов (власти, народа, права, государственнотерриториальных образований и пр.), формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п..

     Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества.

     В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского типа, связанные с т.н. азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы.

     Политическая  система также представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институциализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения и институциональные органы. Процесс институциализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической периферией.

     Понятие политической системы позволяет рассматривать политику как целостное явление в совокупности ее структурных и функциональных сторон.

     Наука о системе - системный подход к  явлениям, была создана в 20-е годы ХХ века. Этот подход применяется во всех науках, поскольку позволяет рассматривать любое явление, развитие которого подчиняется общим закономерностям.

     Виды  систем:

     а) материальная и идеальная.

     б) открытая и закрытая.

     в) простая и сложная.

     г) сжатая и динамическая.

     В политической науке системный подход начался использоваться в 40-60 годы.

     Политическая  система является одной из подсистем  общества.

     Политическая  система раскрывает системный подход к политике, суть которого - использование  методов системы любого политического  явления. 

 

    2.1 Структура политической  системы и закономерности ее функционирования 

     Современным политическим системам присуща структурная дифференциация относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

     Сильная сруктурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также чтобы удовлетворять новые потребности.

     Существует  мнение, что политическая система  как уцелое включает в себя также неофициальные факторы:

     а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую oрганизацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;

     б) структуру партийного руководства  и политческих интересов данного  общества. Все это формирует рабочую  среду политической жизни системы и, может, поэтому названо "основами политики".

     Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики".

     Вполне  обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:

Информация о работе Политология как наука