Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, реферат
Политику изучали, ею занимались, ее исследовали ученые философы и историки, юристы и экономисты, психологии и, естественно, политологи. Политика развивалась наравне с развитием государства. А это значит, что при изучении данной дисциплины приходится иметь дело с огромным обьемом информации, относящимся к политическому и государственному развитию многих стран и политических режимов, охватывающих весьма значительный промежуток времени, исчисляющийся не веками, а тысячилетиями.
ВВЕДЕНИЕ
Политику изучали, ею занимались, ее исследовали ученые философы и историки, юристы и экономисты, психологии и, естественно, политологи. Политика развивалась наравне с развитием государства. А это значит, что при изучении данной дисциплины приходится иметь дело с огромным обьемом информации, относящимся к политическому и государственному развитию многих стран и политических режимов, охватывающих весьма значительный промежуток времени, исчисляющийся не веками, а тысячилетиями.
Как ни своеобразно складывалась история отдельных народов, государств и политических систем, в их развитии проявляются многие черты, единые закономерности. Одной из основных задач политологии является раскрытие этих общих закономерностей политико-государственного развития. Ведь конкретные данные о формах правления и государственного устройства либо действующих в той или иной стране политических институтов важны и полезны лишь тогда, когда в них усматриваются свойства некоторой исторической системности, когда они помогают понять протекающие через века и тысячелетия процессы политического и государствено-правового развития.
Каждое
конкретное государство, каждая политическая
система обладает своей индивидуальностью,
только им присущими чертами и
особенностями. Вместе с тем, в рамках
периода, этапа или региона становится
заметными многие общие детали государственно-политического
развития, обнаруживается единые общие
и различные для целой группы государств
закономерности развития.
1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК
НАУКА
Политология - это наука о политике.
До
перестройки политическими
Политология сформировалась в конце 19 века, но длительное время не представляла собой какой-то научной теории.
Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.
Политология
- общая, интегральная наука о политике
во всех ее проявлениях, включающая весь
комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях
с человеком и общетвом: политическую
философию, политическую социологию, политическую
психологию, теорию политических институтов
и т.д.
1.1
Основные категории
политической науки
Политика имеет универсальное значение, связанное с понятием государственной власти. Стремление к участию во власти или оказанию влияния на разделение власти, то ли между государствами или между группами людей, которых в себе содержит государство.
Политическая наука - это академическая и исследовательская дисциплина, которая связана с теорией и практикой политики, описание и анализом политических систем и политического поведения.
Политология
рассматривает политику как самостоятельное
явление, поэтому политика может исследоваться
с точки зрения системности. Политическая
сфера жизни представляет собой самостоятельную
политическую систему.
1.2
Методы политологии
Политология является одной из общественных наук, поэтому в своих исследованиях использует методы, которые являются общими для многих наук.
Метод - специфический способ познания обьективной действительности. Существуют такие методы познания:
а) системный
б) комплексной науки (политологии).
в) сравнительный
г) исторический
д) решения
е)
бихевиористический (поведения).
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей,отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая
система представляет собой одну из
частей или подсистем совокупной общественной
системы. Она взаимодействует с другими
ее подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, этической, правовой,
культурной образующими ее общественное
окружение, ее общественные ресурсы наряду
с ее природным окружением и природными
ресурсами ( демографическими, пространственно-
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления ( парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций ), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления ), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прероготивы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху-вниз к договорным конституционным и консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверинтетов (власти, народа, права, государственнотерриториальных образований и пр.), формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п..
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского типа, связанные с т.н. азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы.
Политическая система также представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институциализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения и институциональные органы. Процесс институциализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической периферией.
Понятие политической системы позволяет рассматривать политику как целостное явление в совокупности ее структурных и функциональных сторон.
Наука о системе - системный подход к явлениям, была создана в 20-е годы ХХ века. Этот подход применяется во всех науках, поскольку позволяет рассматривать любое явление, развитие которого подчиняется общим закономерностям.
Виды систем:
а) материальная и идеальная.
б) открытая и закрытая.
в) простая и сложная.
г) сжатая и динамическая.
В политической науке системный подход начался использоваться в 40-60 годы.
Политическая система является одной из подсистем общества.
Политическая
система раскрывает системный подход
к политике, суть которого - использование
методов системы любого политического
явления.
2.1 Структура политической
системы и закономерности
ее функционирования
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная сруктурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также чтобы удовлетворять новые потребности.
Существует мнение, что политическая система как уцелое включает в себя также неофициальные факторы:
а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую oрганизацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;
б)
структуру партийного руководства
и политческих интересов
Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики".
Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы: