Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:35, реферат
Целью моей работы является узнать о представителях консерватизма в России.
Задачи, поставленные мной: дать понятие консерватизму, дать ему краткую характеристику, ознакомиться с представителями консерватизма и узнать их вклад в политическую жизнь.
На мой взгляд тема является актуальной потому что можно отследить как появился консерватизм на ранних стадиях и как он развивался и развивается.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………...4
ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАТИЗМА………………………………….6
ГЛАВА 2: РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА………………………………………………….…………………………...8
2.1 КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ…….……………….……..…8
2.2 МАГНИЦКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ…………………..……..……9
ВЫВОД ………………………………………...……………………………......11
ГЛАВА 3: РУССКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА……………………….………………………………………………….....12
3.1 ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ………………………………...12
3.2 КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ………………...…………….....13
ВЫВОД…………………………………………………………..…………..….14
ГЛАВА 4: КОНСЕРВАТОРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА НАЧАЛА 20 ВЕКА………………………………………………………….….15
4.1 ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ …………..….……....…..15
4.3 СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ ………………………………....…16
ВЫВОД……………………………………..………………………….….…..…17
ГЛАВА 5: СОВРЕМЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ……………….……..…..18
5.1 СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ………...………...….…....18
ВЫВОД…………………………...…………………………………….…..……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………….....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Православно-христианская цивилизация России, опирающаяся на общину, по мысли Хомякова, обладала колоссальным потенциалом развития.
В то время, как запад шел прямо к социальной катастрофе, Россия давала миру надежду на построение гуманного христианского общества, основанного на братских нравственных связях и взаимной любви.
3.2 КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ(1804-1856гг.)
И.В. Киреевский был признанным среди славянофилов авторитетом в области философии. Он первым показал различие основ западноевропейского и русского просвещения. Утверждал, что Россия и Запад представляют собой разнонаправленные культурно-исторические категории.
Полагал, что Запад, развивая внешне блестяще, но внутренне бездуховные формы образованности, двигаясь по ложному пути, к 19 веку уже исчерпал свои духовные возможности.
Ему на смены идет содержащая в основании другие первоэлементы восточно-православная культура, носителем которой является Россия.
Задача России по мнению Киреевского, состояла в том, чтобы изучив во всей полноте восточное православие и народный быт, ввести их в жизнь.5
Киреевскому принадлежит также приоритет в разработке концепции «цельного знания», которая легла в основу славянофильской гносеологии. С точки зрения мыслителя правильное познание мира доступно лишь верующему мышлению, представляющему совокупность всех познавательных способностей человека,- разума, веры, воли, эстетического и нравственного чувства.
ВЫВОД: Славянофилы отстаивают свою идею национальной самобытности России. По их мнению, Древняя Русь обладала гораздо более высоким потенциалом социального и духовного развития, нежели любое государство Западной Европы. Социальным идеалом было « воцерковленное общество», то есть воплощение в общественной жизни христианских принципов.
ГЛАВА 4: КОНСЕРВАТОРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА НАЧАЛА 20 ВЕКА
4.1 ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822-1885гг.)
Н.Я Данилевским сформулирована теория культурно-исторических типов. Николай Яковлевич считал господствующую тогда хронологию по ступеням развития(древность, средние века, новое время) искусственной и морально устаревшей. Он доказывал, что человечество не имеет общей и идиной истории. Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому культурно-историческим типам. На смену германо-романскому культурно-историческому типу, по мнению Н.Я. Данилевского, должен был прийти славянский, который моложе европейского на 500 лет и только вступил в фазу государственного развития.
Основными политологическими
составляющими концепции
Размышляя над духовно-политическими задачами России, Данилевский считал, что Россия должна встать во главе всеславянской федерации, ибо, по его мнению, у России есть только два пути: или вместе с другими православными народами образовывать всеславянскую цивилизацию, или полностью утратить свое культурно- историческое значение. В результате, Данилевский призвал Россию выйти из политической системы запада, ибо Европа всегда будет рассматривать Российскую империю как своего главного врага. Был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии. Малейшее отклонение власти от религиозных традиций порождало в России раскол и смуту.
Конституция и парламент с точки зрения Данилевского, возможны в России только как мистификация. Даже если существующая политическая система со временем станет нуждаться в изменениях, эти изменения должны быть постепенными.
4.2 СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ (1862-1911гг.)
Роль Столыпина в истории России нельзя приуменьшать. Это был сильный, волевой, бесстрашный человек, полностью устремивший свою деятельность к достижению ясно осознанной цели. Он был монархистом, непримиримым противником социалистических идей и особенно - революционной практики с террором, поджогами и захватами имений и прочими якобинскими методами
Вообще, реформаторы не пользовались в России должным вниманием, в отличие от бунтарей и революционеров.
Широкая программа реформ
Столыпина была рассчитана на обретение
политической и социальной стабильности
в обществе на эффективное развитие
рыночной экономики на формирование
гражданского общества и создание правового
государства. Целью же своей он ставил
создать обновленную, реформированную
страну, благоденствующее, демократическое
государство. Сверхактуальной была
борьба с терроризмом, имевшим тогда
свою специфику и обличье
И сам Столыпин погиб в свои неполные 49 лет от пули террориста. Его смерть означала поражение последней попытки сознательного и целенаправленного обновления политической системы в стране. Будучи консервативной, она все же была не лишена творческой мысли.
ВЫВОД: По сравнению с ранними русскими консерваторами, позиции консерваторов второй половины 19 века были более развернуты и отличались яркостью формулировок. Следует отметить, что консерваторы государственники, имея аналогичные со своими предшественниками взгляды на наличие самобытного пути развития России, более остро ставили вопрос о необходимости жесткой государственной власти для противодействия политической, экономической и духовной экспансии Запада.
ГЛАВА 5: СОВРЕМЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
5.1
СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ(
В политическом смысле важна работа С. «Как нам обустроить Россию?», изданная в 1990 г. в момент распада СССР.
Коммунизм – по Солженицыну
– глубоко порочная система. Необходимо
раскаяние за советское прошлое,
за репрессии и советскую
Многонациональная Советская империя являлась нежизнеспособным политическим образованием, поскольку национальные окраины во многом жили за счет центра, коренной России, а это вредно. Только такие территории как Белоруссия, Украина должны остаться в Российском Союзе, т.к. очень близки русским. Их отношения должны строиться на взаимопомощи. Распад СССР неизбежен, но он должен происходить рационально, с учетом интересов и России, и всех групп населения, живущих в республиках СССР.8
Российский Союз, который образовался бы после распада СССР нуждался бы, прежде всего, в хозяйственном оздоровлении.
В дальнейшем должна быть выполнена
обширная программа, касающаяся земли,
развития провинции. Провинции Солженицын
уделяет особенное внимание. Здесь
должно развиваться местное
Большое значение придает восстановлению авторитета церкви, т.к. религия несет в себе духовное оздоровление. В школьных программах не должно быть целенаправленного атеизма.
Особое значение уделяется опыту политического развития России в прошлом. Солженицын понимает, что Россия, как и любая страна, находится под сильным влиянием западных политических идей, в т.ч. идеи демократии. Но эти идеи надо перенимать критически, сообразуясь с опытом исторического развития России.
Человек, по мнению Солженицина, должен хорошо знать своего избранника. И здесь хороший опыт дает «демократия малых пространств», когда граждане города, района, сельского центра собираются и открыто обсуждают все основные вопросы. В этом случае население хорошо знает своих мэров, губернаторов, депутатов, представителей сельской власти, т.к. они находятся тут же и обсуждают все проблемы с населением. .Необходимо прислушиваться и к голосу интеллектуального меньшинства, т.е. людей умных, опытных, которые всегда немногочисленны. Для этого надо создать в парламенте особую, третью, палату, через которую эти люди имели бы возможность участвовать в реальной политической жизни.
Наконец, Солженицын считает, что в государстве может быть любой политический строй, в т.ч. и демократия. Главное, чтобы соблюдался основной принцип – уважение к человеческой личности. На Западе это обеспечивается парламентским строем и всеобщим избирательным правом. В России могут быть свои пути.
ВЫВОД: В странах Западной Европы демократии – разные, население по разному участвует в осуществлении власти. Многие элементы демократии несовершенны. Так «всеобщие» и «равные» выборы превращают население в простую совокупность людей, голос умного человека равен голосу глупого. Люди различаются между собой по возрасту, полу, жизненному опыту, уму – общество является живым организмом и это надо учитывать при принятии государственных решений. «Тайное» голосование обеспечивает не только защиту человека, но и воспитывает безответственность, потакает чувству страха. Зачастую люди в крупных государствах вообще не знают за кого голосуют
Если смотреть в неком
историческом контексте и вспомнить
годы хрущевских гонений на Церковь,
беспрецедентные для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, российский консерватизм оказался представлен, с одной стороны, традиционными консервативными программами, в которых охранители пытались соединить традиции и неизбежные изменения; с другой стороны, идеологией крайне правых, черносотенных, организаций, сочетающей консервативные идеи с жесткими, экстремистскими, методами
В целом консерваторы не смогли найти разумного сочетания традиционного начала и модернизации, выработать программу, способствовавшую преодолению отставания России от стран Запада, разрешающую социальные конфликты в рамках традиционной политической системы.
В данной работе я ответила на поставленные мною цели и задачи, а именно дано понятие консерватизму и ознакомиться с представителями консерватизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пантелеев С. Ю. Современный русский консерватизм /С.Ю. Пантелеев.- Москва : Свободная мысль, 2004. -189 с.
2. Гросул В.Я. Русский консерватизм XIX столетия/ В.Я. Гросул.- Москва : Просвещение, 2000. -172 – 294 с.
3.Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века / Н. И. Цимбаев.- Москва : Наука, 1986. -178 - 228 с.
4. Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире / В. Г. Громовик, - Москва : Слово, 2005. -354 с.
5. Ильин И.А. Политология / И.А. Ильин,- Москва : Воениздат, 1993. – 243 с.
6. Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России/ A.В. Репников, - Москва : Academia, 2007 .-91 с.
7. Солженицын А. И. Россия в обвале/ А.И. Солженицын, - Москва : Русский путь, 1998.- 172 с.
1 Пантелеев С. Ю. Современный русский консерватизм /С.Ю. Пантелеев.- Москва : Свободная мысль, 2004. -189 с.
2 Гросул В.Я. Русский консерватизм XIX столетия/ В.Я. Гросул.- Москва : Просвещение, 2000. -172с.
3 Гросул В.Я. Русский консерватизм XIX столетия/ В.Я. Гросул.- Москва: Просвещение, 2000. -294с.
4 Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века Н. И. Цимбаев.- Москва : Наука, 1986. -228 с.
5 Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века Н. И. Цимбаев.- Москва : Наука, 1986. -178 с.
6 Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире / В. Г. Громовик, - Москва: Слово, 2005. -354 с.
7 Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России/ A.В. Репников, - Москва : Academia, 2007 .-91 с.
8 Солженицын А. И. Россия в обвале/ А.И. Солженицын, - Москва : Русский путь, 1998.- 172 с.
Информация о работе Политические взгляды представителей консерватизма в России