Политические взгляды представителей консерватизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является узнать о представителях консерватизма в России.
Задачи, поставленные мной: дать понятие консерватизму, дать ему краткую характеристику, ознакомиться с представителями консерватизма и узнать их вклад в политическую жизнь.
На мой взгляд тема является актуальной потому что можно отследить как появился консерватизм на ранних стадиях и как он развивался и развивается.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………...4
ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАТИЗМА………………………………….6
ГЛАВА 2: РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА………………………………………………….…………………………...8
2.1 КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ…….……………….……..…8
2.2 МАГНИЦКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ…………………..……..……9
ВЫВОД ………………………………………...……………………………......11
ГЛАВА 3: РУССКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА……………………….………………………………………………….....12
3.1 ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ………………………………...12
3.2 КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ………………...…………….....13
ВЫВОД…………………………………………………………..…………..….14
ГЛАВА 4: КОНСЕРВАТОРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА НАЧАЛА 20 ВЕКА………………………………………………………….….15
4.1 ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ …………..….……....…..15
4.3 СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ ………………………………....…16
ВЫВОД……………………………………..………………………….….…..…17
ГЛАВА 5: СОВРЕМЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ……………….……..…..18
5.1 СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ………...………...….…....18
ВЫВОД…………………………...…………………………………….…..……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………….....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

пол.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………...4

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАТИЗМА………………………………….6

ГЛАВА 2: РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА………………………………………………….…………………………...8

2.1 КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ…….……………….……..…8

2.2 МАГНИЦКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ…………………..……..……9

ВЫВОД ………………………………………...……………………………......11

ГЛАВА 3: РУССКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА……………………….………………………………………………….....12

3.1 ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ………………………………...12

3.2 КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ………………...…………….....13

ВЫВОД…………………………………………………………..…………..….14

ГЛАВА 4: КОНСЕРВАТОРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА НАЧАЛА 20 ВЕКА………………………………………………………….….15

4.1 ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ …………..….……....…..15

4.3 СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ ………………………………....…16

ВЫВОД……………………………………..………………………….….…..…17

ГЛАВА 5: СОВРЕМЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ……………….……..…..18

5.1 СОЛЖЕНИЦЫН  АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ………...………...….…....18

ВЫВОД…………………………...…………………………………….…..……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………….....21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...…...….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону  политики, является политическое сознание. Основными формами существования  политического сознания является политическая идеология и психология. Среди  них особую и всевозрастающую  роль играет политическая идеология.

В современном мире произошла  в определенном смысле глобализация политического идеологизирования. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции  доктрины и представления всех времен, народов и регионов. В содержательном плане проблемы последствий глобального  экологического кризиса соседствуют  с проблемами политической роли патриархальной семьи в традиционном обществе. Политические идеи Востока сопоставляют с политическим наследием античности, клерикальные политические идеи с рационалистическими  представлениями политической инженерии, политическая магия с прагматически  ориентированными доктринами Запада. На современном рынке политических идей все есть. При такой пространственно  временной и содержательной глобализации производства политических идей все  труднее предложить универсальную  систему политических знаний, отвечающую требованиям теоретического осмысления политической сферы современного мира. Этим объясняются фрагментаризация политического знания, его все  большая отраслевая специализация. Подобные процессы затронули основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Участники политических отношений, руководящиеся идеологическими  ценностями и целями, образую в  политике так называемый дискурс, т.е. особое коммуникативное пространство, в котором происходит непрерывный  обмен подходами, оценками и суждениями, борьба по политической "повестке дня", включающей важнейшие вопросы современной  политики. Своеобразие трактовок нынешних проблем субъектами политической жизни не может быть понято без знания особенностей либерализма, консерватизма, социализма, входящих в семью основных политических идеологий.

На мой взгляд тема является актуальной потому что можно отследить как появился консерватизм на ранних стадиях и как он развивался и развивается.

Целью моей работы является узнать о представителях консерватизма в России.

Задачи, поставленные мной: дать понятие консерватизму, дать ему  краткую характеристику,  ознакомиться с представителями консерватизма  и узнать их вклад в политическую жизнь.

На мой взгляд тема является актуальной потому что можно отследить как появился консерватизм на ранних стадиях и как он развивался и развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ  КОНСЕРВАТИЗМА

Идеология консерватизма  рассматривается как один из важнейших  структурных компонентов современных  политических идеологий. Однако имеются  большие трудности в определении  ее основного содержания. Сам термин "консерватизм" произошел от латинского "conservo" сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства сегодня рассматриваются как консервативные.

 В то же время  идея сильной централизованной  регулирующей власти государства,  выдвинутая ранее консерваторами  традиционалистского типа, ныне  стала важнейшим компонентом  либерального сознания. Во-вторых, налицо  внутренняя разнородность, гетерогенность  политической идеологии консерватизма,  включающей различные направления,  объединенные общей функцией  оправдание и стабилизация устоявшихся  общественных структур. Носителями  идеологии консерватизма являются  социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении  традиционных общественных порядков  или в их восстановлении. 1

В структуре консерватизма  выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой на устранение противодействующих политических сил и тенденций  и восстановление, воспроизводство  прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к  утраченному.

Различные направления и  формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним  относятся:

  • признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы;
  • убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума;
  • убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов.

Политическая идеология  консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку  производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе  выполняемые ими функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: РУССКИЙ  КОНСЕРВАТИЗМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА

2.1 КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766-1826гг.)

Один из основоположников русского консерватизма. Его взгляды до сих пор вызывают немалые споры, поскольку, проделав длительную эволюцию, этот великий мыслитель практически полностью отошел от либерализма и западничества, создав полный и разработанный консервативный проект первой четверти 19 века.

В марте 1811 г. Карамзин подал  Александру 1 тракт « О древней  и новой России и ее политическом и гражданском отношениях» - наиболее глубокий и содержательный документ зародившийся русской консервативной мысли.

2 Гросул В.Я. Итенберг Б.С. Русский консерватизм XIX столетия. М., 2000. С.20.

Наряду с обзором русской  истории и критикой государственной  политики Александра 1 а «Записке» содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой» умную  политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Система эта возникла в результате синтеза традиции «единовластия», а так же вследствие воздействия политических идеалов Византийской империи.

Самодержавная власть была предпочтительнее власти аристократии. Аристократия, приобретающая самодовлеющее значение, могла стать опасной для государственности.

Русская история, как считал Карамзин, знала не только самодержавие, но и республики. С точки зрения Николая Михайловича, республика являлась безусловно лучшей формой государственного устройства. Самой оптимальной формой государства являлась монархия, поскольку монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия являлась развивающейся, гибкой системой. Именно это качество помогло России пережить сложнейшие повороты истории и оставаться на протяжении многих веков формой единения народа и власти.2

Исключительную роль, по Карамзину, играла Православная Церковь. Она являлась «совестью» самодержавной  системы, задающей нравственные

координаты для монарха  и народа в стабильные времена, и, в особенности, когда происходили  их « случайные уклонения от добродетели» . Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание.

В « Записке» Карамзин сформулировал, до сих пор не реализованную на практике, идею «русского права»: «Законы  должны быть извлечены из его собственных  понятий, нравов, обыкновений,  местных  обстоятельств»

Основные концепции самодержавия в той или иной мере были разработаны последующими поколениями русских консерваторов.

2.2 МАГНИЦКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ(1778-1844гг.)

В наиболее отчетливой степени  взгляды на такие составляющие консервативной идеологии как православие и  самодержавие. Были развиты М.Л. Магницким. 7ноября 1823 г. Магницкий отправил Александру 1 «записку о народном воспитании», которая является одной из этапных  вех в истории русского консерватизма  Александровской эпохи.

В  записке Магницкий  предлагал царю проект создания целостной системы «народного воспитания», которой, по его словам, еще нет ни в одном из существующих христианских государств. Созданная антихристианская система народного воспитания является плодом реализации « правильного, обширного и давно втайне укоренившегося плана и заговора». В обоснование своих взглядов Магницкий ссылается на революционные события, которые прокатились по Европе в 1820-1821гг. : «Единомыслие разрушительных учений в Мадриде, Тунисе, Париже, Вене, Берлине и Петербурге не может быть случайным». Магницкий явно переходил за границы дозволенного, когда утверждал, что предлагаемые им планы можно осуществить лишь вопреки « духу времени», которым ранее руководствовался Александр 1.

Исходя из своего видения  общеевропейских процессов, в которых  главную роль играют разрушительные силы, Магницкий предлагал Александру 1 составить на определенных началах план «народного воспитания», который бы обхватил все учебные заведения Российской империи.3

В качестве «основного начала»  народного воспитания Магницкий  называл православие. На мистической  стороне православия Магницкий не заостряет внимание. Оно интересует его главным образом с точки зрения политической, как учение, царскую власть.

М. Л. Магницкий одним из первых напомнил верховной власти забытую  к тому времени идею: «самодержавие  вне православия есть одно насилие», то есть деспотизм. Православие и самодержавие представляют собой « два священных столпа, на которых стоит империя». Таким образом, Магницкий уже в 1823 г. Приближался к триединой формуле С.С. Уварова.

 ВЫВОД: В целом, характеризуя взгляды представителей православного самодержавного консерватизма, следует отметить, что проблемы веры в их трудах имели ярко выраженный политизированный характер, православие приобретало характер идеологии, противопоставляемой модным в то время утопиям.

Представители рассматриваемого течения консервативной мысли, в  отличие тот церковных консерваторов, выходили за пределы узко конфессиональной проблематики и анализировали широкий спектр общественно-значимых тем( о национальном образовании, характере, власти, вопросы «русского права», самобытной национальной культуры, и т.д.)

Для православно-самодержавных  консерваторов было свойственно  категорическое неприятие конституционализма и либерализма,

Просвещенческого проекта  как такового. Они совершенно сознательно старались исключить из преподавания рационалистическую философию и естественное право, как дисциплины, подрывающие основы самодержавной власти и православной веры.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: РУССКАЯ  КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА

3.1 ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1804-1860гг.)

Признанным лидером славянофильского кружка по праву, как лучший полемист и в силу своих поистине всесторонних энциклопедических познаний, был  А.С. Хомяков. Его взгляды являются наиболее полными и цельным выражением славянофильской доктрины.

Алексей Степанович считал, что в основе исторического развития Европы и России изначально лежали разные предпосылки. Запад вобрал в  себя остатки античной цивилизации, которые были пронизаны духом  рационализма и индивидуализма. Кроме  того, европейские государства возникли из завоевания и в их устройстве изначально присутствовал антагонизм, возникший из борьбы завоевателей и завоеванных. Ничего этого не было в России. Рационализм и индивидуализм Запада был ей совершенно чужд. Русский народ издревле жил общиной, для которой была характерна общность имуществ, братская  взаимопомощь и терпимость. Чрезвычайно существенны были различия между Россией и Западом в религиозной сфере. В католизме Хомяков видел в первую очередь господство иерархии. С его точки зрения западная церковь превратилась в институт власти, что противоречило самому духу христианского вероучения.

А.С. Хомяков первым сформулировал  понятие «соборности», ставшее впоследствии одним из краеугольных камней русской  философской мысли. По его мнению, русский народ был единственным, воспринявшим христианство во всей полноте вероучения.4

Информация о работе Политические взгляды представителей консерватизма в России