Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:26, реферат
Цель:
Сравнить политические концепции  мыслителей нового времени Шарль Луи Монтескье и  Жан – Жака Руссо
     Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Сравнить политические концепции Ш.Л. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо;
Сформулировать заключение на основе поставленной цели.
     Историография:
Введение Ошибка! Закладка не определена.-4 
Глава первая: Шарль Луи Монтескье 5-9 
§1.1Историческая справка 5 
§1.2 Учение от государстве 5-7 
§1.3 Учение о  праве 8-9 
Глава вторая: Жан-Жак Руссо  10-15 
§2.1Историческая справка 10-11 
§2.2Учение о государстве Ошибка! Закладка не определена.-12 
§2.3Учение о праве Ошибка! Закладка не определена.15 
Глава третья: Сравнение политических концепций Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16 
Заключение 17
Жан-Жак Руссо родился в Швейцарии, в Женеве. Сын женевского ремесленника, Руссо в своих странствиях познал лишения и невзгоды простых людей.
Известность ему принесли такие произведения, как: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?”, получившее в 1750 г. премию Дижонской академии; “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754); “Об общественном договоре, или принципы политического права” (1762). Руссо был автором самой популярной книги XVIII в. “Новая Элоиза”, а его педагогический роман “Эмиль” получил особенно высокое признание представителей немецкой культуры – Канта, Гердера, Гете, Шиллера и др.
     В 
своих работах Русо анализирует 
многие вопросы общественного 
     Во 
время Великой французской 
§2.2 Учение о государстве
Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!» [2.с.136]. Руссо в трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» развивает новую концепцию создания государства, как подлинного договора между народами и правителями.
     Основой 
общественного устройства должно стать 
«Государство разума», основанное на “общественном 
договоре” нового типа. Одним из 
центральных понятий этого 
     Понятия 
“общественный договор” и “общая 
воля” имеют у Руссо и 
     В 
результате общественного договора 
создается Республика, или Политический 
организм (как целое, как “общее 
Я”), который именуется 
§2.3 Учение о праве
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества).
     С 
пониманием суверенитета как общей 
воли народа связаны и утверждения 
Руссо о том, что суверенитет 
неотчуждаем и неделим. Как отчуждение 
суверенитета от народа в пользу тех 
или иных лиц или органов, так 
и его деление между различными 
частями народа, по логике Руссо, означали 
бы отрицание суверенитета как общей 
воли всего народа. Законодательная 
власть как собственно суверенная, 
государственная власть может и 
должна, по Руссо, осуществляться только 
самим народом-сувереном 
     Исполнительная 
власть создается не на основе общественного 
договора, а по решению суверена 
в качестве последующего организма 
для сношений между подданными и 
сувереном. Поясняя соотношение 
законодательной и 
Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы "оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства".
     В 
зависимости о того, кому вручена 
исполнительная власть (всем, некоторым, 
одному), Руссо различает такие 
формы правления, как демократия, 
аристократия, монархия. Эти различия 
в учении Руссо играют подчиненную 
роль, поскольку предполагается, что 
во всех формах правления суверенитет 
и законодательная власть принадлежит 
всему народу. В общем виде Руссо 
отмечает, что " демократическое 
правление наиболее пригодно для 
малых государств, аристократическое 
- для средних, а монархическое - для 
больших". При этом всякое правление 
посредством законов Руссо 
     Для 
поддержания положений 
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
     Руссо 
различает 4 рода законов : политические, 
гражданские, уголовные и законы 
четвертого рода, "наиболее важные из 
всех", - "нравы, обычаи и особенно 
мнение общественное". При этом он 
подчеркивает, что к его теме общественного 
договора относятся только политические 
законы. Применительно к этим политическим 
(основным) законам Руссо отмечает, 
что в них всеобщих характер воли 
сочетается со всеобщностью предмета, 
поэтому такой закон 
     В 
духе Монтескье и других авторов 
Руссо говорит о необходимости 
учета в законах своеобразия 
географических факторов страны, занятий 
и нравов народа и т.д. Законы - необходимые 
условия гражданской ассоциации 
и общежития. Но создание системы 
законов - дело великое и трудное, 
требующее больших знаний и проницательности 
для достижения союза разума и 
воли в общественном организме. Это 
"порождает нужду в 
     Законодательную 
власть Руссо характеризует как 
"сердце Государства", в случаях 
крайней опасности, когда речь идет 
о спасении государственного строя 
и отечества, "можно приостановить 
священную силу законов" и особым 
актом возложить заботу об общественной 
безопасности на "достойнейшего", 
т.е. учредить диктатуру и избрать 
диктатора. При этом Руссо подчеркивал 
краткосрочный характер такой диктатуры, 
которая ни в коем случае не должна 
быть продлена. 
 
 
 
 
 
Глава третья: Сравнение политических концепций аШ.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
     Учению 
Руссо в науке традиционно 
противопоставляется теория Ш. Монтескье, 
изложенная им в знаменитом труде "О 
духе законов" (1748). Монтескье сформулировал 
принципы государственного устройства, 
разительно отличавшиеся от авторитарной 
доктрины Руссо и представшие 
собой скорее ее антитезу - либеральную 
демократию. Если основной вклад Руссо 
усматривается в его теории народного 
суверенитета, оправдывавшей борьбу 
народов против тирании монархов, 
то основным достижением Монтескье 
следует признать концепцию правового 
государства и разделения властей, 
нашедшую выражение почти во всех 
конституциях демократических государств 
современного мира. Поэтому, доктрина 
Руссо носит прежде всего разрушительный, 
деструктивный характер и преобладает 
в периоды революционных 
     В 
период Французской революции учения 
Руссо и Монтескье одновременно 
являлись идеологическим основанием преобразования 
общества и сочетались в воззрениях 
многих ведущих теоретиков. 
 
 
 
 
 
Заключение
     Все 
сказанное позволяет сделать 
вывод, что современная наука 
и исторический опыт XX в. убеждают, что 
учения Руссо и Монтескье представляют 
собой две принципиально 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
1.Блинников Л.В.Великие философы: Учебный словарь- справочник. 2-е изд. перераб. и доп. М.:Логос,2000. 432 с.
2.Спиркин: Учебник. – М.: Гардарики,1999. – 816 с.
3. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. — Серия «Мир культуры, истории и философии». – СПБ.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 352 с.
4. «Философия» 
Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН 
- Остожье, 2001   [Электронный ресурс] 
– URL. http://www.bibliotekar.ru/
5. Гессен 
В. М. Основы конституционного права (издание 
2-е). - Петроград, издание юридического 
книжного склада "Право", типо-литография 
товарищества А. Ф. Маркс, 1918 г. [Электронный 
ресурс] – URL. http://base.garant.ru/5148630/
6. История 
политических учении: Учебник. Под 
ред. доктора юридических наук, 
профессора О. Э. Лейста. – М.: 
Издательство "Зерцало", 2000. – 
688 с. [Электронный ресурс] – URL. http://www.read.virmk.ru/ 
HISTORY/LEIST /000 .htm  
(дата обращения 5.05.2011). 
 
Информация о работе Политические взгляды мыслителей Нового времени