Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:26, реферат
Цель:
Сравнить политические концепции мыслителей нового времени Шарль Луи Монтескье и Жан – Жака Руссо
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Сравнить политические концепции Ш.Л. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо;
Сформулировать заключение на основе поставленной цели.
Историография:
Введение Ошибка! Закладка не определена.-4
Глава первая: Шарль Луи Монтескье 5-9
§1.1Историческая справка 5
§1.2 Учение от государстве 5-7
§1.3 Учение о праве 8-9
Глава вторая: Жан-Жак Руссо 10-15
§2.1Историческая справка 10-11
§2.2Учение о государстве Ошибка! Закладка не определена.-12
§2.3Учение о праве Ошибка! Закладка не определена.15
Глава третья: Сравнение политических концепций Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16
Заключение 17
Жан-Жак Руссо родился в Швейцарии, в Женеве. Сын женевского ремесленника, Руссо в своих странствиях познал лишения и невзгоды простых людей.
Известность ему принесли такие произведения, как: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?”, получившее в 1750 г. премию Дижонской академии; “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754); “Об общественном договоре, или принципы политического права” (1762). Руссо был автором самой популярной книги XVIII в. “Новая Элоиза”, а его педагогический роман “Эмиль” получил особенно высокое признание представителей немецкой культуры – Канта, Гердера, Гете, Шиллера и др.
В
своих работах Русо анализирует
многие вопросы общественного
Во
время Великой французской
§2.2 Учение о государстве
Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!» [2.с.136]. Руссо в трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» развивает новую концепцию создания государства, как подлинного договора между народами и правителями.
Основой
общественного устройства должно стать
«Государство разума», основанное на “общественном
договоре” нового типа. Одним из
центральных понятий этого
Понятия
“общественный договор” и “общая
воля” имеют у Руссо и
В
результате общественного договора
создается Республика, или Политический
организм (как целое, как “общее
Я”), который именуется
§2.3 Учение о праве
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества).
С
пониманием суверенитета как общей
воли народа связаны и утверждения
Руссо о том, что суверенитет
неотчуждаем и неделим. Как отчуждение
суверенитета от народа в пользу тех
или иных лиц или органов, так
и его деление между различными
частями народа, по логике Руссо, означали
бы отрицание суверенитета как общей
воли всего народа. Законодательная
власть как собственно суверенная,
государственная власть может и
должна, по Руссо, осуществляться только
самим народом-сувереном
Исполнительная
власть создается не на основе общественного
договора, а по решению суверена
в качестве последующего организма
для сношений между подданными и
сувереном. Поясняя соотношение
законодательной и
Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы "оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства".
В
зависимости о того, кому вручена
исполнительная власть (всем, некоторым,
одному), Руссо различает такие
формы правления, как демократия,
аристократия, монархия. Эти различия
в учении Руссо играют подчиненную
роль, поскольку предполагается, что
во всех формах правления суверенитет
и законодательная власть принадлежит
всему народу. В общем виде Руссо
отмечает, что " демократическое
правление наиболее пригодно для
малых государств, аристократическое
- для средних, а монархическое - для
больших". При этом всякое правление
посредством законов Руссо
Для
поддержания положений
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо
различает 4 рода законов : политические,
гражданские, уголовные и законы
четвертого рода, "наиболее важные из
всех", - "нравы, обычаи и особенно
мнение общественное". При этом он
подчеркивает, что к его теме общественного
договора относятся только политические
законы. Применительно к этим политическим
(основным) законам Руссо отмечает,
что в них всеобщих характер воли
сочетается со всеобщностью предмета,
поэтому такой закон
В
духе Монтескье и других авторов
Руссо говорит о необходимости
учета в законах своеобразия
географических факторов страны, занятий
и нравов народа и т.д. Законы - необходимые
условия гражданской ассоциации
и общежития. Но создание системы
законов - дело великое и трудное,
требующее больших знаний и проницательности
для достижения союза разума и
воли в общественном организме. Это
"порождает нужду в
Законодательную
власть Руссо характеризует как
"сердце Государства", в случаях
крайней опасности, когда речь идет
о спасении государственного строя
и отечества, "можно приостановить
священную силу законов" и особым
актом возложить заботу об общественной
безопасности на "достойнейшего",
т.е. учредить диктатуру и избрать
диктатора. При этом Руссо подчеркивал
краткосрочный характер такой диктатуры,
которая ни в коем случае не должна
быть продлена.
Глава третья: Сравнение политических концепций аШ.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
Учению
Руссо в науке традиционно
противопоставляется теория Ш. Монтескье,
изложенная им в знаменитом труде "О
духе законов" (1748). Монтескье сформулировал
принципы государственного устройства,
разительно отличавшиеся от авторитарной
доктрины Руссо и представшие
собой скорее ее антитезу - либеральную
демократию. Если основной вклад Руссо
усматривается в его теории народного
суверенитета, оправдывавшей борьбу
народов против тирании монархов,
то основным достижением Монтескье
следует признать концепцию правового
государства и разделения властей,
нашедшую выражение почти во всех
конституциях демократических государств
современного мира. Поэтому, доктрина
Руссо носит прежде всего разрушительный,
деструктивный характер и преобладает
в периоды революционных
В
период Французской революции учения
Руссо и Монтескье одновременно
являлись идеологическим основанием преобразования
общества и сочетались в воззрениях
многих ведущих теоретиков.
Заключение
Все
сказанное позволяет сделать
вывод, что современная наука
и исторический опыт XX в. убеждают, что
учения Руссо и Монтескье представляют
собой две принципиально
Список использованной литературы
1.Блинников Л.В.Великие философы: Учебный словарь- справочник. 2-е изд. перераб. и доп. М.:Логос,2000. 432 с.
2.Спиркин: Учебник. – М.: Гардарики,1999. – 816 с.
3. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. — Серия «Мир культуры, истории и философии». – СПБ.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 352 с.
4. «Философия»
Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН
- Остожье, 2001 [Электронный ресурс]
– URL. http://www.bibliotekar.ru/
5. Гессен
В. М. Основы конституционного права (издание
2-е). - Петроград, издание юридического
книжного склада "Право", типо-литография
товарищества А. Ф. Маркс, 1918 г. [Электронный
ресурс] – URL. http://base.garant.ru/5148630/
6. История
политических учении: Учебник. Под
ред. доктора юридических наук,
профессора О. Э. Лейста. – М.:
Издательство "Зерцало", 2000. –
688 с. [Электронный ресурс] – URL. http://www.read.virmk.ru/
HISTORY/LEIST /000 .htm
(дата обращения 5.05.2011).
Информация о работе Политические взгляды мыслителей Нового времени