Политические взгляды мыслителей Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель:
Сравнить политические концепции мыслителей нового времени Шарль Луи Монтескье и Жан – Жака Руссо
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Сравнить политические концепции Ш.Л. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо;
Сформулировать заключение на основе поставленной цели.
Историография:

Оглавление

Введение Ошибка! Закладка не определена.-4
Глава первая: Шарль Луи Монтескье 5-9
§1.1Историческая справка 5
§1.2 Учение от государстве 5-7
§1.3 Учение о праве 8-9
Глава вторая: Жан-Жак Руссо 10-15
§2.1Историческая справка 10-11
§2.2Учение о государстве Ошибка! Закладка не определена.-12
§2.3Учение о праве Ошибка! Закладка не определена.15
Глава третья: Сравнение политических концепций Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  Кировская ГМА Росздрав

Факультет лечебный 
 

Реферат (Контрольная работа) 
 

Тема: «Политические взгляды мыслителей Нового времени (сравнение политических концепций Шарль Луи Монтескьё и Жан-Жак Руссо)»

Учебный предмет: Политология 
 
 

Выполнила студентка:  Битиева Ксения Геннадьевна

Курс  1  Группа 115

Дата  отправки на проверку «10» мая  2011 г.

                                                Возвращена с проверки «__»мая 2011 г.

                                                   Оценка____________________________                                                                                        

                                                         Подпись преподавателя______________ 
 
 

Киров 2011 г.

Содержание:

Введение Ошибка! Закладка не определена.-4 

Глава первая: Шарль Луи Монтескье 5-9 

§1.1Историческая справка 5 

§1.2 Учение от государстве 5-7 

§1.3 Учение о  праве 8-9 

Глава вторая: Жан-Жак Руссо  10-15 

§2.1Историческая справка 10-11 

§2.2Учение о государстве Ошибка! Закладка не определена.-12 

§2.3Учение о праве Ошибка! Закладка не определена.15 

Глава третья: Сравнение политических концепций Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16 

Заключение 17 

Список использованной литературы: Ошибка! Закладка не определена. 
 

          

Введение

     Актуализация: Теории, созданные  Монтескье и Руссо, не потеряли свой актуальности и по сей день. К примеру, трактат об общественном договоре  Ж.-Ж. Руссо (1712   1778 гг.) - один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли - очень актуален, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.

     Учение   Монтескье  о «духе законов» и  разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую  политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

     Цель:

    • Сравнить политические концепции  мыслителей нового времени Шарль Луи Монтескье и  Жан – Жака Руссо

     Задачи:

    • Изучить литературу по данной теме;
    • Сравнить политические концепции Ш.Л. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо;
    • Сформулировать заключение на основе поставленной цели.

     Историография:

     Политические  теории нового  времени  были  направлены  на  обоснование возможности  устройства  общества  на  принципах  рационализма,  свободы   и гражданского  равенства.  Теории  отражали  требования   зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.  Исходя  из  принципов  естественного  права,  согласно   которым   каждый   человек   рождается   с неотъемлемыми  правами на жизнь и свободное  развитие,  на  труд,  участие  в делах общества и государства, мыслители нового времени  стремились  доказать противоестественность и  неразумность существовавших в тот  период  феодальных политических порядков и учреждений.  Выводы  политической  науки  той  эпохи больше приобретали  практический характер, ориентируясь на решение  назревших социальных проблем.

     В континентальной Европе развитием  доктрины о всеобщем равенстве граждан  перед законом, которому должны подчиняться  даже монархи, занимался Шарль Луи  Монтескьё. Основными инструментами  ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей  и федерализм.

     Из  мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль  оказал Жан Жак Руссо, который  развил учение о естественной свободе.  Философ  отстаивал идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава первая: Шарль Луи  Монтескье

     §1.1 Историческая справка

       Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был  одним из выдающихся мыслителей  эпохи Просвещения. Принадлежал  к знатному феодальному роду. В 1700-1711 годах Монтескье учился  в монастырской школе, где познакомился  не только с трудами средневековых  схоластов, но и с произведениями  античных авторов.

     До 1729 года на административных должностях в судебных органах и одновременно много занимается научной работой, избирается академиком Бордосской академии.

     С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной деятельности в основном в области философии, социологии, юриспруденции, искусства. Первое по времени из наиболее значительных произведений Монтескье " Персидские письма "(1721) , сатира, написанная образно, занимательно и остроумно. Большое  прогрессивное значение имела философско-историческая работа Монтескье " Размышления о  причинах величия и падения римлян "(1734) . Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье было произведение " О духе законов "(1747) , над которым  он работал 20 лет. Этот труд состоит  из 31 книги по 20 и более глав.

       Последние годы Монтескье провел, совершенствуя текст "Духа  законов" и "Персидских писем". В 1753 году он написал свое  последнее произведение "Опыт  о вкусе", опубликованное (1757) в  7 томе "Энциклопедии".

         §1.2 Учение о государстве

     В вопросе происхождения государства, Монтескье относится к сторонникам  теории общественного договора, хотя его у Монтескье интерпретация  имеет несколько разногласий  с трактовками  Локка, Спинозы  и Гоббса, по поводу которых он и  спорил с ними. Одним из ключевых разногласий было естественное состояние  человека как "война всех против всех". Монтескье считал, что людям  присуще скорее стремление быть в  обществе, чем желание господствовать. "Но люди с самого рождения связаны  между собою; сын родился подле  отца и подле него остался: вот  вам и общество и причина его  возникновения". Причем он подчеркивал, что общество неизбежно разрушится, если ему не будут присущи начала справедливость, что на ней оно  держится, а не на власти отца над  сыном, чем критиковал сторонников  патриархальной теории.

     Монтескье различал общество и государство, которые  многие теоретики общественного  договора отождествляли. По Монтескье, государство – более поздний  продукт исторического развития людей, ему предшествовали естественное состояние людей, семья, общество героических  времен и, наконец, общество вражды людей  друг с другом, т.е. гражданское общество. Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может  быть прекращено без насилия. Он подчеркивал  первичность общества по отношению  к государству, а также зависимость  конкретных его форм от общего "духа нации".

     Сам общественный договор Монтескье  понимал как вручение народом  власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть, а значит вправе без согласия правителей изменить форму  правления. Причем Монтескье видел  в общественном договоре основные законы государства, его позитивное право, причем субъектом этого права  он считал и государя тоже.

     Основную  задачу государства Монтескье видел  в поддержке выполнения законов, ибо основное благо, которое исходит  от государства – это "верховный  закон". При всем при этом он не предлагал революцию как способ смены формы правления, он был  больше сторонником реформ и законотворчества.

     Что касается формы правления, такого немаловажного  со времен Платона вопроса, то и здесь  Монтескье был оригинален. Он выделял  всего три формы правления  – республика, монархия и деспотия – по характеру политических и  иных отношений между правителями  и управляемыми, причем, скорее, характеру  повиновения управляемых, который  он называл "природой правления"[1.с.239].Согласно Монтескье, в республиках и монархиях – умеренных формах правления – управление гражданами и подданными осуществляется при помощи законов, в отличие от деспотии, где граждане государства – рабы, а правитель – их господин.

     Кроме "природы правления" Монтескье  выделял еще и "принцип правления", который считал внешним проявлением  конкретной "природы правления", выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью Монтескье предвосхитил современное  понятие "политического режима" как составной части учений о  формах государства. По принципу правления  он делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию.

     В своем учении о государстве Монтескье  уделил много внимания поиску закономерностей  между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест.

     Идеальной формой правления Монтескье считал демократическую федеративную республику, отмечая ее стойкость и большие  возможности в обеспечении законности. 

     §1.3 Правовые взгляды

     Политическую  свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено  законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном  государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола  и на основе распределения верховной  власти между различными слоями общества

     Хотя  идея разделения властей и принадлежит  Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье. Он писал, что необходимо разделить  «власть создавать законы, власть приводить  в исполнение постановления  общегосударственного характера и  власть судить преступления или тяжбы  частных лиц» [1.с.239].  Основное назначение законодательной власти, по Монтескье, - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства. Исполнительная власть в государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Так как задачей судей является всего лишь "точное применение закона", то судебную власть, Монтескье не считал властью в известном смысле. Для Франции тех лет Монтескье составил готовое решение, уравновешивающие основные социальные силы в обществе. Законодательная власть должна состоять из двух частей (палат): представительное собрание, выражающее интересы народа, и законодательный корпус – знати. Исполнительную власть Монтескье предложил сосредоточить в руках монарха. Судей же Монтескье предлагал выбирать из народа и созывать их по мере необходимости для осуществления своих полномочий.

     В своем учении о праве, Монтескье  критикует феодальное право за отсутствие справедливости и теологические  подходы в юриспруденции за оторванность от действительности. Сначала в рамках теории естественного права, затем  вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный  метод и пытался при помощи "духа законов" связать право  и закон. Он считал справедливость права  объективной, а законы, вытекающими  из природы вещей. "Дух законов" в учении Монтескье о праве  – это то уникальное для каждой нации, что формируется физическими  и моральными факторами, то, что непосредственно  вытекает из "духа нации".

     Согласно  Монтескье, законодательство в той  или иной степени является естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного развития, что  он и назвал "духом законов". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава вторая: Жан-Жак Руссо 

     §2.1 Историческая справка

     Жан-Жак  Руссо (1712 – 1778) – крупнейший представитель  демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости, создатель философско-политических трактатов, ставших вольно или невольно основой идеологии Великой французской  революции. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или  академический интерес.

Информация о работе Политические взгляды мыслителей Нового времени