Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:26, реферат
Цель:
Сравнить политические концепции мыслителей нового времени Шарль Луи Монтескье и Жан – Жака Руссо
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Сравнить политические концепции Ш.Л. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо;
Сформулировать заключение на основе поставленной цели.
Историография:
Введение Ошибка! Закладка не определена.-4
Глава первая: Шарль Луи Монтескье 5-9
§1.1Историческая справка 5
§1.2 Учение от государстве 5-7
§1.3 Учение о праве 8-9
Глава вторая: Жан-Жак Руссо 10-15
§2.1Историческая справка 10-11
§2.2Учение о государстве Ошибка! Закладка не определена.-12
§2.3Учение о праве Ошибка! Закладка не определена.15
Глава третья: Сравнение политических концепций Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16
Заключение 17
ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрав
Факультет
лечебный
Реферат
(Контрольная работа)
Тема: «Политические взгляды мыслителей Нового времени (сравнение политических концепций Шарль Луи Монтескьё и Жан-Жак Руссо)»
Учебный
предмет: Политология
Выполнила студентка: Битиева Ксения Геннадьевна
Курс 1 Группа 115
Дата отправки на проверку «10» мая 2011 г.
Киров 2011 г.
Содержание:
Введение Ошибка!
Закладка не определена.-4
Глава
первая: Шарль
Луи Монтескье 5-9
§1.1Историческая
справка 5
§1.2 Учение от государстве 5-7
§1.3 Учение о
праве 8-9
Глава
вторая: Жан-Жак Руссо 10-15
§2.1Историческая
справка 10-11
§2.2Учение
о государстве Ошибка!
Закладка не определена.-12
§2.3Учение
о праве Ошибка!
Закладка не определена.15
Глава
третья: Сравнение политических концепций
Ш.Л.Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. 16
Заключение 17
Список использованной
литературы: Ошибка!
Закладка не определена.
Введение
Актуализация: Теории, созданные Монтескье и Руссо, не потеряли свой актуальности и по сей день. К примеру, трактат об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо (1712 1778 гг.) - один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли - очень актуален, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.
Цель:
Задачи:
Историография:
Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
В
континентальной Европе развитием
доктрины о всеобщем равенстве граждан
перед законом, которому должны подчиняться
даже монархи, занимался Шарль Луи
Монтескьё. Основными инструментами
ограничения государственной
Из
мыслителей эпохи Просвещения наибольшее
влияние на либеральную мысль
оказал Жан Жак Руссо, который
развил учение о естественной свободе.
Философ отстаивал идею, что естественную
свободу личности можно ограничивать,
но нельзя уничтожать её суть.
Глава первая: Шарль Луи Монтескье
§1.1 Историческая справка
Шарль Луи Монтескье (1689-
До 1729 года на административных должностях в судебных органах и одновременно много занимается научной работой, избирается академиком Бордосской академии.
С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной деятельности в основном в области философии, социологии, юриспруденции, искусства. Первое по времени из наиболее значительных произведений Монтескье " Персидские письма "(1721) , сатира, написанная образно, занимательно и остроумно. Большое прогрессивное значение имела философско-историческая работа Монтескье " Размышления о причинах величия и падения римлян "(1734) . Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье было произведение " О духе законов "(1747) , над которым он работал 20 лет. Этот труд состоит из 31 книги по 20 и более глав.
Последние годы Монтескье
§1.2 Учение о государстве
В
вопросе происхождения
Монтескье различал общество и государство, которые многие теоретики общественного договора отождествляли. По Монтескье, государство – более поздний продукт исторического развития людей, ему предшествовали естественное состояние людей, семья, общество героических времен и, наконец, общество вражды людей друг с другом, т.е. гражданское общество. Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может быть прекращено без насилия. Он подчеркивал первичность общества по отношению к государству, а также зависимость конкретных его форм от общего "духа нации".
Сам общественный договор Монтескье понимал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть, а значит вправе без согласия правителей изменить форму правления. Причем Монтескье видел в общественном договоре основные законы государства, его позитивное право, причем субъектом этого права он считал и государя тоже.
Основную задачу государства Монтескье видел в поддержке выполнения законов, ибо основное благо, которое исходит от государства – это "верховный закон". При всем при этом он не предлагал революцию как способ смены формы правления, он был больше сторонником реформ и законотворчества.
Что касается формы правления, такого немаловажного со времен Платона вопроса, то и здесь Монтескье был оригинален. Он выделял всего три формы правления – республика, монархия и деспотия – по характеру политических и иных отношений между правителями и управляемыми, причем, скорее, характеру повиновения управляемых, который он называл "природой правления"[1.с.239].Согласно Монтескье, в республиках и монархиях – умеренных формах правления – управление гражданами и подданными осуществляется при помощи законов, в отличие от деспотии, где граждане государства – рабы, а правитель – их господин.
Кроме "природы правления" Монтескье выделял еще и "принцип правления", который считал внешним проявлением конкретной "природы правления", выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью Монтескье предвосхитил современное понятие "политического режима" как составной части учений о формах государства. По принципу правления он делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию.
В своем учении о государстве Монтескье уделил много внимания поиску закономерностей между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест.
Идеальной
формой правления Монтескье считал
демократическую федеративную республику,
отмечая ее стойкость и большие
возможности в обеспечении
§1.3 Правовые взгляды
Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола и на основе распределения верховной власти между различными слоями общества
Хотя идея разделения властей и принадлежит Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье. Он писал, что необходимо разделить «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» [1.с.239]. Основное назначение законодательной власти, по Монтескье, - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства. Исполнительная власть в государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Так как задачей судей является всего лишь "точное применение закона", то судебную власть, Монтескье не считал властью в известном смысле. Для Франции тех лет Монтескье составил готовое решение, уравновешивающие основные социальные силы в обществе. Законодательная власть должна состоять из двух частей (палат): представительное собрание, выражающее интересы народа, и законодательный корпус – знати. Исполнительную власть Монтескье предложил сосредоточить в руках монарха. Судей же Монтескье предлагал выбирать из народа и созывать их по мере необходимости для осуществления своих полномочий.
В своем учении о праве, Монтескье критикует феодальное право за отсутствие справедливости и теологические подходы в юриспруденции за оторванность от действительности. Сначала в рамках теории естественного права, затем вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный метод и пытался при помощи "духа законов" связать право и закон. Он считал справедливость права объективной, а законы, вытекающими из природы вещей. "Дух законов" в учении Монтескье о праве – это то уникальное для каждой нации, что формируется физическими и моральными факторами, то, что непосредственно вытекает из "духа нации".
Согласно
Монтескье, законодательство в той
или иной степени является естественным,
т.к. формируется под влиянием ряда
факторов общественного развития, что
он и назвал "духом законов".
Глава вторая: Жан-Жак Руссо
§2.1 Историческая справка
Жан-Жак
Руссо (1712 – 1778) – крупнейший представитель
демократического левого фланга Просвещения,
страстный поборник социальной справедливости,
создатель философско-
Информация о работе Политические взгляды мыслителей Нового времени