Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:21, реферат
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Во – вторых, 
руководящее воздействие лидера 
должно осуществляться навсю группу 
(организацию, общество). Известно, что 
внутри любого крупного объединения 
существует несколько, и даже множество 
центров локального влияния. Причем 
постоянному влиянию со стороны членов 
группы подвергается и сам лидер. Особенностью 
политического лидера является широта 
влияния, распространение его на все общество 
или крупные группы.  
В – третьих, 
политического лидера отличает явный 
приоритет во влиянии. Отношения 
лидера и ведомых характеризует асимметричность, 
неравенство во взаимодействии, однозначная 
направленность воздействия – от лидера 
к членам группы. 
В – четвертых, 
влияние лидера опирается не прямое 
применение силы, а на авторитет 
или хотя бы признание правомерности 
руководства. Диктатор, силой удерживающий 
группу в подчинении, - это не лидер, как 
не является лидером, например, террорист, 
захвативший заложников, или тюремный 
надзиратель. Следует отметить, что не 
все авторы считают несовместимым лидерство 
и постоянное насилие. Отдельные ученые, 
например Ж. Блондель, допускают использование 
принуждения. 
4. Политическое 
лидерство – это особого рода 
предпринимательство, 
5. Лидер – 
это символ общности и образец 
политического поведения 
Эта точка зрения 
до сих пор достаточно широко распространена 
в российском обществоведении и 
связана с его длительной оторванностью 
от мировой науки и, в частности, с узким, 
преимущественно психологически пониманием 
лидерства как главенствующего положения 
личности, возникающего стихийно в ходе 
межличностных отношений в малой группе. 
Применительно к социологии и политологии 
с такой трактовкой лидерства нельзя согласится 
из-за ее односторонности, неучета объективной, 
антропологической и социальной основы 
этого феномена, недооценки ведущей роли 
властного статуса в выполнении функций 
политического лидерства, связанного 
с воздействием на большие массы людей.  
 
2. Объективная 
и субъективная стороны 
 
Феномен лидерства 
коренится в самой природе 
человека и общества. Явления, во многом 
схожие с лидерством и называемые 
«протолидерством», встречаются в 
среде животных, ведущих коллективный, 
стадный образ жизни, например в стадах 
обезьян или оленей, в волчьих стаях и 
т.д. Здесь всегда выделяется наиболее 
сильная, достаточно умная, упорная и решительная 
особь – вожак, руководящий стадом (стаей) 
в соответствии с его написанными законами, 
продиктованными взаимоотношениями со 
средой и биологически запрограммированными. 
Лидерство основывается 
на определенных потребностях сложно 
организованных систем. К ним относится, 
прежде всего, потребность в самоорганизации, 
упорядочении поведения отдельных 
элементов системы в целях обеспечения 
ее жизненной и функциональной способности. 
Такая упорядоченность осуществляется 
через вертикальное (управление-подчинение) 
и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые 
связи, например разделение труда и кооперация) 
распределение функций и ролей и, прежде 
всего через выделение управленческой 
функции и осуществляющих ее структур, 
которые для своей эффективности требуют, 
как правило, иерархической, пирамидальной 
организации. Вершиной такой управленческой 
пирамиды и выступает лидер (протолидер). 
Четкость выделения 
лидирующих позиций зависит от типа 
общности, составляющей систему, и ее 
взаимоотношений с окружающей средой. 
В системах с низкой групповой 
интеграцией и высокой степени 
автономии и свободы различных 
элементов и уровней 
В малых группах, 
основанных на непосредственных контактах 
их членов, институциализация лидирующих 
позиций может не происходить. Здесь 
на первый план выдвигаются индивидуальные 
качества личности, ее способность 
объединить и повести за собой группу. 
В крупных же объединениях, эффективность 
коллективных действий которых требует 
четкой функционально-ролевой дифференциации 
и специализации, а также оперативности 
управления и жесткости подчинения (например, 
в армии), институциализация и формализация 
(официальное закрепление) лидирующих 
позиций, придание им сравнительно больших 
властных полномочий обязательны.  
Именно к такому 
типу объединений относится 
Институциализация 
руководящих функций отражается 
в понятии формального лидерства. Оно 
представляет собой приоритетное влияние 
определенного лица на членов организации, 
закрепленное в ее нормах и правилах и 
основывающее на положении в общественной 
иерархии, месте ролевых структурах, обладании 
ресурсами влияния. В противоположность 
формальному, неформальное лидерство 
характеризует субъективную способность, 
готовность и умение выполнять роль лидера, 
а также признание за ним права на руководство 
со стороны членов группы (общества). Оно 
основывается на авторитете, приобретенном 
в результате обладания определенными 
личными качествами. 
Оба этих аспекта 
– формальный и неформальный – 
характеризуют политическое лидерство.  
Из всех определений 
политического лидерства, рассмотренных 
выше, характеристика лидерства как 
особого рода влияния представляется 
наиболее плодотворной, поскольку она, 
в отличие, например, от властной трактовке 
лидерства, охватывает не только властные, 
но и более «мягкие», опирающиеся лишь 
на авторитет и убеждение виды руководящего 
влияния, предполагающие не столь жесткое, 
однонаправленное воздействие, как власть. 
Итак, политическое 
лидерство представляет собой постоянное 
приоритетное и легитимное влияние 
одного или нескольких лиц, занимающих 
властные позиции, на все общество, 
организацию или группу. В структуре 
лидерства обычно выделяют три главных 
компонента: индивидуальные черты лидера; 
ресурсы или инструменты, которыми он 
располагает; ситуацию, в которой он действует 
и которая оказывает на него влияние. Все 
эти компоненты прямо влияют на эффективность 
лидерства. 
Если властные 
позиции и роли – объективная 
основа политического лидерства 
– относительно стабильности, с 
трудом и достаточно редко подвергаются 
радикальным изменениям, то личностный, 
персональный состав лидерства более 
текуч и подвижен. Что же предопределяет 
занятие властных позиций одними людьми, 
в то время как другие довольствуются 
ролью исполнителей воли лидера и его 
окружения? Что непосредственно лежит 
в основе лидерства? 
 
 
 
 
Понятие политического 
лидерства. 
 
Люди, субъекты 
политики по-разному вовлечены в социальные 
процессы общества. Американский политолог 
Г.Алмонд следующим образом различал субъектов 
политики по характеру их участия в политической 
жизни: 1) те, кто делает это полностью бессознательно, 
стихийно; 2) те, чье участие в ней полусознательно, 
т.е. с пониманием ролей как изначально 
заданных, неоспоримых, при безусловном 
подчинении им; 3) вполне сознательные 
участники, проводящие собственные интересы 
и ценности. 
Все субъекты преследуют 
в своей деятельности конкретные 
интересы. Согласует же многообразие групповых 
и индивидуальных устремлений участников 
политической жизни политический лидер 
– человек, способный определять общие 
цели, способы их достижения, организовывать 
процесс распределения ролей и функций 
внутри общества. Такая личность, наделенная 
управленческим статусом и властной должностью, 
называется политическим лидером. 
В самом понятии 
лидерства заключена тайна, как 
тысячи людей подчиняются одному 
человеку (креслу), поэтому понятие 
лидерства неразрывно связано с 
понятием власти. Ведь политическая власть 
представляет собой способность и волю 
определенного класса, группы, индивида 
проводить в жизнь свою политическую линию 
в соответствие со своими интересами. 
Но какие механизмы при этом действуют? 
 
Системы классификаций 
лидеров. Политический стиль. 
 
Формы проявления 
лидерства достаточно разнообразны. 
Попытки их классификации, предпринимавшиеся 
в науке, обусловлены стремлением 
прогнозировать вероятное поведение 
лидеров, обладающих теми или иными 
качествами. 
Общепризнанной 
и сохраняющей свою актуальность является 
типология М.Вебера. Он понимал под лидерством 
вид авторитетного, властного руководства, 
смысл которого заключается в способности 
отдавать приказы и вызывать повиновение. 
В качестве основания типологии лидеров 
он использовал понятие авторитет, т.е. 
“вероятность того, что приказания встретят 
повиновение у определенной группы людей”. 
М.Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, 
харизматическое и рационально-легальное, 
которым соответствуют три идеальных 
типа легитимности политической власти. 
Традиционное 
лидерство опирается на механизм 
традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка 
подчиняться основана на вере в святость 
традиции и передачи власти по наследству. 
Право же на господство лидер приобретает 
благодаря своему происхождению. Такой 
тип лидерства характерен для традиционного 
общества, в основе которого лежит авторитет 
“вечно вчерашнего: авторитет нравов, 
освященных исконной значимостью и привычной 
ориентацией на их соблюдение”. На привычке 
подчиняться власти, вере в ее божественный 
характер и священность права престолонаследия 
основан авторитет вождей, старейшин, 
монархов и царей. Традиционный тип легитимности 
и, соответственно, традиционный тип лидерства 
сохранился до настоящего времени, хотя 
и заметно трансформировался. К нему относятся 
режимы королевской власти в таких странах, 
как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, 
Кувейт. 
По мере того, 
как религия утрачивала свое значение, 
а всеобщее избирательное право 
все более укреплялось и 
Харизматическое 
лидерство основано на вере в богоизбранность 
или в исключительные качества конкретной 
личности. Харизма – это способность увлекать 
за собой массы без помощи инструментов 
власти. Особенность харизматической 
власти состоит в том, что она лишена каких-либо 
объективных оснований, т.е. не опирается, 
например, на закон или традицию, а существует 
благодаря исключительным личным качествам 
харизматического лидера, веры в него. 
Харизматический тип власти характеризуется 
абсолютной легитимностью, поскольку 
он зиждется на вере населения в исключительные 
качества политического деятеля. Часто 
образ такого лидера сознательно формируется 
в обществе на основе желаний и представлений, 
которые преобладают у большей части населения.  
Рационально-легальное 
лидерство опирается на представление 
о разумности, законности порядка избрания 
лидера, передачи ему определенных властных 
полномочий. Его власть основывается на 
своде правовых норм, признанных всем 
обществом. Компетенция каждого носителя 
власти четко очерчивается конституцией 
и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном 
обществе легитимность власти основывается 
на вере участников политической жизни 
в справедливость существующих правил 
формирования власти. Институты власти 
в своей деятельности подчиняются закону. 
Мотивом подчинения населения власти 
является рационально осознанный интерес 
избирателя, который высказывает его на 
выборах, голосуя за ту или иную партию, 
лидера. В качестве особенности данного 
типа легитимности М.Вебер называл “господство 
в силу “легальности”, в силу веры в обязательность 
легального установления и деловой “компетентности”, 
обоснованной рационально созданными 
правилами”.  
В противоположность 
идеальным типам лидерства М.
Политический стиль 
отражает не только индивидуальность 
лидера, но и характер взаимодействия 
лидера с окружением, степень влияния 
на массы, способы реагирования на возникающие 
проблемы и потребности населения, методы 
поддержания и осуществления политического 
курса. Стили политики бывают эффективными 
и неэффективными, авторитарными и демократическими.