Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:21, реферат
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Во – вторых,
руководящее воздействие лидера
должно осуществляться навсю группу
(организацию, общество). Известно, что
внутри любого крупного объединения
существует несколько, и даже множество
центров локального влияния. Причем
постоянному влиянию со стороны членов
группы подвергается и сам лидер. Особенностью
политического лидера является широта
влияния, распространение его на все общество
или крупные группы.
В – третьих,
политического лидера отличает явный
приоритет во влиянии. Отношения
лидера и ведомых характеризует асимметричность,
неравенство во взаимодействии, однозначная
направленность воздействия – от лидера
к членам группы.
В – четвертых,
влияние лидера опирается не прямое
применение силы, а на авторитет
или хотя бы признание правомерности
руководства. Диктатор, силой удерживающий
группу в подчинении, - это не лидер, как
не является лидером, например, террорист,
захвативший заложников, или тюремный
надзиратель. Следует отметить, что не
все авторы считают несовместимым лидерство
и постоянное насилие. Отдельные ученые,
например Ж. Блондель, допускают использование
принуждения.
4. Политическое
лидерство – это особого рода
предпринимательство,
5. Лидер –
это символ общности и образец
политического поведения
Эта точка зрения
до сих пор достаточно широко распространена
в российском обществоведении и
связана с его длительной оторванностью
от мировой науки и, в частности, с узким,
преимущественно психологически пониманием
лидерства как главенствующего положения
личности, возникающего стихийно в ходе
межличностных отношений в малой группе.
Применительно к социологии и политологии
с такой трактовкой лидерства нельзя согласится
из-за ее односторонности, неучета объективной,
антропологической и социальной основы
этого феномена, недооценки ведущей роли
властного статуса в выполнении функций
политического лидерства, связанного
с воздействием на большие массы людей.
2. Объективная
и субъективная стороны
Феномен лидерства
коренится в самой природе
человека и общества. Явления, во многом
схожие с лидерством и называемые
«протолидерством», встречаются в
среде животных, ведущих коллективный,
стадный образ жизни, например в стадах
обезьян или оленей, в волчьих стаях и
т.д. Здесь всегда выделяется наиболее
сильная, достаточно умная, упорная и решительная
особь – вожак, руководящий стадом (стаей)
в соответствии с его написанными законами,
продиктованными взаимоотношениями со
средой и биологически запрограммированными.
Лидерство основывается
на определенных потребностях сложно
организованных систем. К ним относится,
прежде всего, потребность в самоорганизации,
упорядочении поведения отдельных
элементов системы в целях обеспечения
ее жизненной и функциональной способности.
Такая упорядоченность осуществляется
через вертикальное (управление-подчинение)
и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые
связи, например разделение труда и кооперация)
распределение функций и ролей и, прежде
всего через выделение управленческой
функции и осуществляющих ее структур,
которые для своей эффективности требуют,
как правило, иерархической, пирамидальной
организации. Вершиной такой управленческой
пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от типа
общности, составляющей систему, и ее
взаимоотношений с окружающей средой.
В системах с низкой групповой
интеграцией и высокой степени
автономии и свободы различных
элементов и уровней
В малых группах,
основанных на непосредственных контактах
их членов, институциализация лидирующих
позиций может не происходить. Здесь
на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность
объединить и повести за собой группу.
В крупных же объединениях, эффективность
коллективных действий которых требует
четкой функционально-ролевой дифференциации
и специализации, а также оперативности
управления и жесткости подчинения (например,
в армии), институциализация и формализация
(официальное закрепление) лидирующих
позиций, придание им сравнительно больших
властных полномочий обязательны.
Именно к такому
типу объединений относится
Институциализация
руководящих функций отражается
в понятии формального лидерства. Оно
представляет собой приоритетное влияние
определенного лица на членов организации,
закрепленное в ее нормах и правилах и
основывающее на положении в общественной
иерархии, месте ролевых структурах, обладании
ресурсами влияния. В противоположность
формальному, неформальное лидерство
характеризует субъективную способность,
готовность и умение выполнять роль лидера,
а также признание за ним права на руководство
со стороны членов группы (общества). Оно
основывается на авторитете, приобретенном
в результате обладания определенными
личными качествами.
Оба этих аспекта
– формальный и неформальный –
характеризуют политическое лидерство.
Из всех определений
политического лидерства, рассмотренных
выше, характеристика лидерства как
особого рода влияния представляется
наиболее плодотворной, поскольку она,
в отличие, например, от властной трактовке
лидерства, охватывает не только властные,
но и более «мягкие», опирающиеся лишь
на авторитет и убеждение виды руководящего
влияния, предполагающие не столь жесткое,
однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое
лидерство представляет собой постоянное
приоритетное и легитимное влияние
одного или нескольких лиц, занимающих
властные позиции, на все общество,
организацию или группу. В структуре
лидерства обычно выделяют три главных
компонента: индивидуальные черты лидера;
ресурсы или инструменты, которыми он
располагает; ситуацию, в которой он действует
и которая оказывает на него влияние. Все
эти компоненты прямо влияют на эффективность
лидерства.
Если властные
позиции и роли – объективная
основа политического лидерства
– относительно стабильности, с
трудом и достаточно редко подвергаются
радикальным изменениям, то личностный,
персональный состав лидерства более
текуч и подвижен. Что же предопределяет
занятие властных позиций одними людьми,
в то время как другие довольствуются
ролью исполнителей воли лидера и его
окружения? Что непосредственно лежит
в основе лидерства?
Понятие политического
лидерства.
Люди, субъекты
политики по-разному вовлечены в социальные
процессы общества. Американский политолог
Г.Алмонд следующим образом различал субъектов
политики по характеру их участия в политической
жизни: 1) те, кто делает это полностью бессознательно,
стихийно; 2) те, чье участие в ней полусознательно,
т.е. с пониманием ролей как изначально
заданных, неоспоримых, при безусловном
подчинении им; 3) вполне сознательные
участники, проводящие собственные интересы
и ценности.
Все субъекты преследуют
в своей деятельности конкретные
интересы. Согласует же многообразие групповых
и индивидуальных устремлений участников
политической жизни политический лидер
– человек, способный определять общие
цели, способы их достижения, организовывать
процесс распределения ролей и функций
внутри общества. Такая личность, наделенная
управленческим статусом и властной должностью,
называется политическим лидером.
В самом понятии
лидерства заключена тайна, как
тысячи людей подчиняются одному
человеку (креслу), поэтому понятие
лидерства неразрывно связано с
понятием власти. Ведь политическая власть
представляет собой способность и волю
определенного класса, группы, индивида
проводить в жизнь свою политическую линию
в соответствие со своими интересами.
Но какие механизмы при этом действуют?
Системы классификаций
лидеров. Политический стиль.
Формы проявления
лидерства достаточно разнообразны.
Попытки их классификации, предпринимавшиеся
в науке, обусловлены стремлением
прогнозировать вероятное поведение
лидеров, обладающих теми или иными
качествами.
Общепризнанной
и сохраняющей свою актуальность является
типология М.Вебера. Он понимал под лидерством
вид авторитетного, властного руководства,
смысл которого заключается в способности
отдавать приказы и вызывать повиновение.
В качестве основания типологии лидеров
он использовал понятие авторитет, т.е.
“вероятность того, что приказания встретят
повиновение у определенной группы людей”.
М.Вебер выделил три типа лидерства: традиционное,
харизматическое и рационально-легальное,
которым соответствуют три идеальных
типа легитимности политической власти.
Традиционное
лидерство опирается на механизм
традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка
подчиняться основана на вере в святость
традиции и передачи власти по наследству.
Право же на господство лидер приобретает
благодаря своему происхождению. Такой
тип лидерства характерен для традиционного
общества, в основе которого лежит авторитет
“вечно вчерашнего: авторитет нравов,
освященных исконной значимостью и привычной
ориентацией на их соблюдение”. На привычке
подчиняться власти, вере в ее божественный
характер и священность права престолонаследия
основан авторитет вождей, старейшин,
монархов и царей. Традиционный тип легитимности
и, соответственно, традиционный тип лидерства
сохранился до настоящего времени, хотя
и заметно трансформировался. К нему относятся
режимы королевской власти в таких странах,
как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания,
Кувейт.
По мере того,
как религия утрачивала свое значение,
а всеобщее избирательное право
все более укреплялось и
Харизматическое
лидерство основано на вере в богоизбранность
или в исключительные качества конкретной
личности. Харизма – это способность увлекать
за собой массы без помощи инструментов
власти. Особенность харизматической
власти состоит в том, что она лишена каких-либо
объективных оснований, т.е. не опирается,
например, на закон или традицию, а существует
благодаря исключительным личным качествам
харизматического лидера, веры в него.
Харизматический тип власти характеризуется
абсолютной легитимностью, поскольку
он зиждется на вере населения в исключительные
качества политического деятеля. Часто
образ такого лидера сознательно формируется
в обществе на основе желаний и представлений,
которые преобладают у большей части населения.
Рационально-легальное
лидерство опирается на представление
о разумности, законности порядка избрания
лидера, передачи ему определенных властных
полномочий. Его власть основывается на
своде правовых норм, признанных всем
обществом. Компетенция каждого носителя
власти четко очерчивается конституцией
и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном
обществе легитимность власти основывается
на вере участников политической жизни
в справедливость существующих правил
формирования власти. Институты власти
в своей деятельности подчиняются закону.
Мотивом подчинения населения власти
является рационально осознанный интерес
избирателя, который высказывает его на
выборах, голосуя за ту или иную партию,
лидера. В качестве особенности данного
типа легитимности М.Вебер называл “господство
в силу “легальности”, в силу веры в обязательность
легального установления и деловой “компетентности”,
обоснованной рационально созданными
правилами”.
В противоположность
идеальным типам лидерства М.
Политический стиль
отражает не только индивидуальность
лидера, но и характер взаимодействия
лидера с окружением, степень влияния
на массы, способы реагирования на возникающие
проблемы и потребности населения, методы
поддержания и осуществления политического
курса. Стили политики бывают эффективными
и неэффективными, авторитарными и демократическими.