Политическая элита: классификация и механизм формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:18, реферат

Краткое описание

В условиях трансформации общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическую значимость.
В отечественной социологии постепенно утверждается мнение, что судьбы демократических преобразований и становления гражданского общества во многом определяются высоким качеством политических руководителей. Это предполагает раскрытие природы, сущности, закономерностей развития и отличительных черт политической элиты вообще и современной отечественной элиты в частности; ее структуры и функций применительно к российской действительности; особенностей формирования элитного слоя на этапе осуществления радикальных демократических реформ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Сущность и природа политической элиты……………………….4

Типологическое многообразие,
классификация политической элиты……………………………..8

Механизм формирования политической элиты………………..13

Заключение……………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

      В современной российской политической социологии различают типы элиты, интегрирующих в себе несколько критериев их оценки:

      тоталитарная — элита монопольной авторитарной власти. Это элита унитарная по своему кадровому составу и политическим ценностным ориентациям, закрытая по механизмам формирования, монопольная по идеологическим установкам и конфронтационная по стратегии и тактике участия в политике. Для многих ее представителей характерны жесткая нацеленность на политическую карьеру, социальная безответственность, лицемерие и стремление поддерживать видимость идеологического единства, отчуждение от народа;

      либеральная — элита демократического разделения власти. Чаще всего это унитарная по качественному составу и ценностным предпочтениям система, открытая по формам, но корпоративная по принципам формирования своих рядов. Это элита со специфической идеологической концепцией, консенсусная по методам и формам политической деятельности. Ее характерные черты — сочетание в политике гибкости с твердостью в защите своих элитных интересов, умеренный консерватизм, либерально-революционная направленность;

      доминантная — элита демократической ориентации, плюралистическая и мобильная по своему составу, открытая по механизмам рекрутирования своих членов, доминантная по идеологическим установкам и консенсусная по методам политико-управленческой деятельности. Такая элита чаще всего характерна для общества переходного этапа. Ей присущи способность к лавированию и компромиссам, перспективность и конструктивность, либерально-демократические воззрения, смелость и самостоятельность. Она легко вбирает в себя людей передовых взглядов, инициативных и способных на смелый поступок;

      демократическая — элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, плюралистическая по своему составу, идеологическим ориентациям и приоритетности социальных идеалов, открытая по механизмам формирования, консенсусная по формам и методам политической деятельности. Ее власть основана на авторитете, компетентности, богатстве, определенности нравственных позиций.

      Опыт  нашей страны свидетельствует, что  политическая элита в условиях командно-административной системы была по своей сути тоталитарной, особенно в период сталинского правления, когда во главе всей системы стоял  вождь со своей номенклатурой, каждый представитель которой был лично  обязан вождю и обладал своей  четко определенной властью на государственном  или региональном уровне. Номенклатура возвышалась над государством и партией, использовала (особенно не оглядываясь на законодательство) партгосаппарат и прежде всего силовые структуры как свое оружие. Позже ситуация несколько изменилась: усилились позиции бюрократической составляющей, через которую проводилась политика. Но суть авторитарного тоталитарного правления не менялась.

      Политическая  элита имеет и свою структуру. Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. В нашей стране таких людей насчитывается около двух тысяч человек. Это и есть правящая элита — элита в узком смысле слова. Значительная часть ее представителей по ныне действующему перечню государственных должностей занимает должности группы «А». По состоянию на 1 января 2002 г. таких должностей в государственных органах насчитывалось более 28,4 тыс., фактически занято почти 25,4 тыс. Из них женщин — 55,3%, в возрасте до 30 лет - 5,6%; от 30 до 50 лет - 30,5%; от 40 до 50 лет - 40,7%; от 50 до 60 лет — 19,1%; старше 60 лет — 4,1%; 99,0% имеют высшее образование, 3,5% имеют ученую степень4.

      Неотъемлемым  элементом кадрового корпуса  высшего политического звена  в демократическом обществе является контрэлита — группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

      Важным  структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение — ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты — прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя, те, кто, будучи на государственной службе, занимает должности группы «Б». Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

      Они не в меньшей мере, чем их «патроны»  имеют доступ к реальным рычагам  власти и посредством этого выполняют  многие управленческие функции, играют своеобразную интегрирующую роль между  политиками, управленцами-хозяйственниками, лидерами духовной сферы и командирами  военно-промышленного комплекса, руководителями средств массовой информации. Именно через этих людей высшие чиновники  и политические лидеры «соприкасаются»  с парламентариями, наиболее влиятельными лицами за рубежом, руководителями различных  государственных и частных организаций.

      В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование. 

     Механизм  формирования политической элиты. 

      В мире существуют две основные системы  рекрутирования элит – система гильдий  и антрепренерская система. В реальной действительности они так или иначе сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинством другой.

      Для системы гильдий характерны:

  • закрытость, отбор претендентов из низших слоев самой элиты, медленное, постепенное продвижение по служебной лестнице;
  • высокая степень формальных требований для занятия должностей (пол, возраст, партийность и др.);
  • небольшой, относительно политической элиты закрытый круг селектората (людей, отбирающих кадры);
  • тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

      Система гильдий преобладала в тоталитарных странах. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, ФРГ и других странах. Ее сильные стороны: высокая предсказуемость  политических изменений, преемственность  политических курсов, малая вероятность  внутренних конфликтов. В тоже время  эта система склонна к бюрократизму, порождает консерватизм и конформизм, в конечном итоге ведет к отрыву от общества и превращению ее в  привилегированную касту. Типичный вариант системы гильдий –  номенклатурная система рекрутирования (советская партноменклатура).

      Антрепренерскую систему отличают:

  • открыть, широкие возможности для претендентов – представителей любых общественных групп;
  • небольшой объем формальных требований для занятия должностей;
  • широкий круг лиц, участвующих в отборе;
  • высокая конкуренция отбора;
  • первостепенная значимость личных качеств, умения найти поддержку избирателей.

      Эта система более демократична, динамична  и более приемлема для людей, способных к инновационной деятельности. Ее недостатками является слабая предсказуемость  политического поведения, вероятность  частой смены курса, высокая внутренняя конфликтность внутри элиты, вероятность  выдвижения людей, склонных к популизму  и внешнему эффекту. В тоже время, как показывает практика, антрепренерская  система наиболее отвечает современным  реалиям.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

      Но  одновременно нельзя не отметить и  позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование  обеспечивает соответствующее влияние  различных общественных секторов на течение политических процессов, равно  как и возможность формировать  сравнительно прочные и ответственные руководящие команды.6

      Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно  влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита – та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты – это реальный факт.

 

       Список используемой литературы: 

      
  1. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- 480 с.
  2. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Чл. –корр. РАН Ж. Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495 с.
  3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
  4. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. - 416 с.
  5. Крыштановская О.В., Хуторянский Ю.В. Элита и возраст: путь на верх.: Социологические исследования. 2002. № 4.

Информация о работе Политическая элита: классификация и механизм формирования