Оппозиция и её роль в политической жизни России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

цель данного реферата - охарактеризовать процесс трансформации политической оппозиции в России. Достижение цели предполагает раскрытие следующих задач:
1. Определить содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии.
2. Охарактеризовать эволюцию политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие «оппозиция»……………………………………………………………4-6
Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации.
Возникновение партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х гг……………7-9
Оппозиция в России начала ХХI века………………………………………..10-11
Восемь признаков того, что оппозиция в России не является оппозицией..12-13
Заключение……………………………………………………………………………..14-15

Список используемой литературы………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат ОППОЗИЦИЯ.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

На волне критики всего  прошлого и настоящего в жизни  советского общества все шире стали  тиражироваться средствами массовой информации либеральные ценности жизни: свобода, демократизм, индивидуализм, выдаваемые за единственно общечеловеческие ценности. При этом игнорировались такие исконно  отечественные ценностные ориентиры  жизни, как справедливость, коллективизм, стабильность. Советский обыватель  не чувствовал, как он становится объектом идеологического манипулирования. Так создавалась почва для  возникновения критически настроенной  части общества, предпосылки для  перерастания идейной оппозиционности  в обществе в организационную.

Наиболее распространенной и массовой формой первых оппозиционных  организаций в стране стали народные фронты, большинство из которых было создано в течение лета и осени 1988 г. Общими идеями, консолидирующими людей вокруг данных самодеятельных общественно-политических объединений, были радикализация проводимых в  обществе реформ, развитие гражданской  активности населения, повышение его  роли в политической жизни страны. Вместе с тем среди данных неформальных оппозиционных организаций активно  действовали народные фронты союзных  республик, делающие ставку на признание  суверенитета своих республик и  создание независимых государств, и  интерфронты, которые в тех же республиках боролись против развала  союзного государства, за равные права  всех жителей республик.

 

Значительное распространение  в это же время получил и  такой тип самодеятельных оппозиционных  организаций, как дискуссионные  клубы и объединения. Для многих из них были характерны мобильность  числа участников, смена названий и декларируемых программ, определенная фракционность и борьба за внутреннее лидерство. Именно из этой среды граждански активных людей формировался костяк политических объединений и групп, которые стремились конституироваться  в альтернативные по отношению к  КПСС политические партии. Возглавили этот процесс создания современной  российской многопартийности, с одной  стороны, образованные молодые люди, ищущие возможность реализовать  свою энергию и честолюбие. С другой стороны, в процесс партийного строительства  включилась часть бывших активных коммунистов, в том числе и высокопоставленных партийных функционеров, изменивших свои идеологические приоритеты.

Легализация оппозиционных  структур произошла летом 1988 г. в  период выборов в Верховный Совет  СССР. Проведение альтернативных выборов  в условиях жесткой политической борьбы позволило наиболее радикальной  части либеральной оппозиции  войти в состав депутатского корпуса. Их деятельность развернулась на базе Межрегиональной депутатской группы, в состав которой вошли такие  известные политические деятели, как  Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев, Г. Попов, А. Сахаров и другие. Составляя  меньшинство среди депутатов  съезда, межрегионалы выдвинули идею "выраженной оппозиции" (Г. Попов), суть которой состояла не в углублении противостояния, а в организации  конструктивной работы межрегиональной  оппозиции, направленной на решение  насущных социально-экономических  проблем. Основой для такой конструктивной деятельности либеральная оппозиция  считала радикальное изменение  существующей системы общественных отношений в стране. Так была завершена  идейная трансформация большинства  прежних сторонников горбачевских реформ: от требований радикализировать реформирование страны в рамках существующей системы до отрицания самой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оппозиция в России начала ХХI века.

Оппозиция - это часть  общества, ведущая политику противостояния господствующему положению. Два  данных определения оппозиции позволяют  выявить реальность существования  оппозиции в России, а также  выяснить, какие именно взгляды и  идеи противопоставлены взглядам и  идеям действующей власти.

Новые традиции, традиции постмодерна, заключаются в том, что любое  понятие и представление постоянно  изменяется. Более того, оно может  даже трансформироваться в свою противоположность. Например, за партией "Единая Россия" прочно закрепился брэнд "партия власти".

В нашей стране сложилась  парадоксальная ситуация, в рамках которой почти вся политическая сфера оппозиционна действующей  власти, и в то же время, подавляющее  большинство политических структур не являются реальной оппозицией. Многие эксперты в России придерживаются точки  зрения, что в России оппозиции  нет. "В России нет оппозиции. Единственная русская оппозиция – это олигархи за рубежом" (Л.Невзлин). "Россия, с её олигархической экономикой, становится все больше похожа на Латинскую Америку. Воруют также, но зачем-то всю зиму лежит снег, и нет карнавалов. И ни протестов, ни оппозиции" (Б,Кагарлицкий). А конструктивной оппозицией в России иронично называют всех, кто "включен в конструкцию власти и при этом страдает манией величия" (А.Антонов).

Оппозиция в России это  селфбрендинг. Практически любая  политическая структура в России может назвать себя оппозиционной, более того, ясно и четко указать, в чем именно проявляется оппозиционность  действующей власти, по каким именно аспектам и пунктам повестки дня. Но данная самодеятельность является лишь формой пиара, так как по базовым  понятиям самопровозглашенные оппозиционеры  занимают абсолютно те же позиции, что  и действующая власть. Грубо говоря, в России всё является оппозицией и в то же время ничего не является оппозицией действующей власти.

Анализ многочисленных публикаций об оппозиции позволяет выделить три типичных представления о  том, какие именно политические структуры  могут называться оппозиционными.

Официозное представление. Поддерживаемая российским телевидением и широким кругом экспертов точка зрения, в соответствии с которой в России есть "партия власти", а также оппозиция, представленная в Госдуме фракциями партий КПРФ, ЛДПР и "Родина" (системная оппозиция), а также внепарламентская оппозиция (внесистемная оппозиция), в которую входят партии, не преодолевшие 5% барьер.

 

Представление политических деятелей, чьи интересы не представлены в Государственной Думе какой-либо фракцией. В рамках данного представления все партии в нынешней Государственной Думе составляют единую "партию власти", разделенную на несколько фракций, причем фракции КПРФ, ЛДПР и "Родины" – это типичные представители партии власти, лишь изображающие из себя оппозицию.

Нонконформистское представление. В рамках данного представления ни одна из партий, прошедших через фильтрацию Росрегистрации, не может быть признана оппозиционной. Все партии, у которых есть реальные признаки оппозиционности, отсеяны Росрегистрацией и не будут допущены к выборам в Государственную Думу.

Сегодня в России начинает доминировать крайне упрощенный взгляд на оппозицию. Для того чтобы стать  оппозиционером - достаточно всего  лишь объявить себя противником действующего Президента России Дмитрия Медведева. Но является ли такой шаг признаком оппозиционности?

Данный вопрос не является праздным по ряду причин. КПРФ за последние 15 лет утвердилась в статусе самой оппозиционной партии. Но данный статус является, скорее всего, своеобразной данью традиции. Коммунисты – это бывшая власть в нашей стране. А политическую силу, отстраненную от власти, принято традиционно считать оппозицией.

КПРФ в России никогда  не вернет себе власть. Более того, в  глазах все более широкого круга  граждан России КПРФ – это системообразующий  элемент действующей системы  власти. Так можно ли считать КПРФ оппозицией в России?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо проанализировать основные идеи и взгляды  федеральной власти и оппозиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Восемь признаков того, что оппозиция в России не является оппозицией.

Интеллектуальные игры, связанные  с понятием оппозиция, обычно проходят в формате классического позиционирования и выделения термина "оп-позиция". Данный упрощенный взгляд позволяет  многое прояснить. Выделим восемь базисных позиций, в рамках которых российская оппозиция разделяет абсолютно  те же воззрения, что и действующая  власть. Это: Конституция РФ, выборы, партии, институт президента, народ, природа  власти, демократия и видение будущего России.

Природа власти. Природа власти и у представителей действующей власти, и у оппозиционеров однотипна. Это власть элит. Нынешняя власть может смениться на патриотическую или националистическую, но природа власти останется элитной. Есть те, кто знает, что делать, и есть народ, который должен следовать указаниям новых вождей.

Демократия. По данной позиции существует очевидный консенсус не только между парламентскими партиями, но также и в среде внепарламентских партий. Отрицание демократии на сегодняшний день в России – это признак "маргинальщины". В верности демократии клянутся без какого-либо повода и лидеры системной оппозиции и отдельные интеллектуалы, несмотря на то, что век демократии уже практически закончен. Приход постдемократии неизбежен, а клятвы в верности "идеалам демократии" – это не более чем маркирование в символьно-знаковых полях для опознавания в формате "свой - чужой".

Выборы. Выборы – это единственная политическая форма в демократии. Раздаются голоса, утверждающие, что "выборы перестали служить надежным способом решения вопроса о власти". (А.Миловзоров). Но подобное здравомыслие остается незамеченным и властью и оппозицией. Власть в России считает, что выборов в России должно быть поменьше, системная оппозиция считает, что выборов должно быть побольше. Но то, что выборы должны быть сохранены именно в этом виде, в этом оппозиция и власть едины.

"Свободные выборы!" Уж сколько раз твердили миру, что это "великая ложь нашего  времени". (А.Елисеев). Можно подписаться  под этими словами. Но оппозиция  не предлагает ничего инновационного, кроме как "научиться побеждать  в нечестных выборах".

Партии. Российская власть в лице В.Суркова считает, что партии "авангард гражданского общества, инструмент участия общества в политической жизни. Аналогичной точки зрения придерживается и интеллектуальный оппонент В.Суркова Д.Рогозин: "Не считая завоевание большого числа мест в Государственной Думе основной целью нашей борьбы, я тем не менее считаю, что русским патриотам следует предпринять серьезные усилия для сохранения собственного парламентского инструмента, т.е. легальной политической партии". Но искусственная партизация страны – это путь в тупик. Власть считает, что партий в России должно быть меньше, желательно – две, а лучше – одна, а оппозиция считает, что партий должно быть больше, и "барьеры" к тому же должны быть пониже. Но партии, независимо от их числа, - это форма эффективнейшего отчуждения политического ресурса от гражданина. И в этом вопросе по отношению к народу власть и оппозиция едины.

Народ. Народ в России не является субъектом политики. Именно на этом основан внутриэлитный консенсус. Апеллирование к народу, как со стороны КПРФ, так и со стороны либеральных партий, носит исключительно пропагандистский характер.

Конституция РФ. Отношение к действующей Конституции, как ничто иное объединяет власть и системную оппозицию в России. Г.Каспаров: "У нас в России достаточно сегодня способов без всяких революционных потрясений заставить власть выполнять всего на всего те законы, которые написаны. Пусть наша конституция несовершенна, она мне не очень нравится, тем не менее, она позволяет нам влиять на изменение этой власти". Аналогичной позиции по действующей Конституции РФ придерживается и М.Касьянов, а также Г.Явлинский: "Наше единственное условие – сохранение Конституции Российской Федерации".

В природе не существует проекта Конституции от КПРФ или  от ЛДПР. Известны проекты Конституции  ИНС, А.Н.Севастьянова, концептуальные подходы к созыву Учредительного собрания АРИ, но данные проекты никак  не связаны с публичными политическими  силами. А политические структуры, претендующие на роль оппозиции в России, скорее всего, никогда не выдвинут реального  альтернативного проекта действующей  Конституции РФ.

Институт  Президента. Наиболее объективное представление о данном институте дают высказывания лиц фантастически далеких от реальной политики. Их стремление участвовать в предстоящих выборах Президента РФ впечатляет. Например в 2008 году собирались определиться по кандидатам в президенты "Союз Русского Народа".

Институт Президента для  большинства граждан, самоидентифицирующих себя как представителей оппозиции, является своеобразной "точкой опоры", с помощью которой планируется  изменить реальность в России. Институт Президента – это предел мечтаний для любого оппозиционера, как бы кандидата в Президенты, причем мечтаний об "абсолютной власти". И даже представители тех политических структур, которые говорят о парламентской  республике в России, жестко не отрицают институт Президента.

Отсутствие  захватывающей мечты о будущем  России. Ничто так не объединяет оппозицию и власть в России, как отсутствие захватывающей мечты о будущем России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что  поставленная цель выполнена. Отмечены несколько определений оппозиции  и различные её классификации. Также  отслежены причины возникновения  оппозиционных движений и их характерные  черты в различных странах. В сочетании с реакцией власти, оппозиционные силы различаются степенью влияния на принимаемые в государстве решения, объемом допуска к СМИ, характером критики со стороны правящей политической силы. Здоровая власть должна и хочет прислушиваться к мнению оппозиции, учитывать его при принятии решений, если оно полезно, эффективно и выражает мнение достаточно большой группы населения страны. В условиях демократических систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по отношению к оппозиции, активно используются механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения «круглых столов».

Началом оформления современной  политической оппозиции следует  считать наметившееся сначала в  верхних эшелонах партийно-государственной  власти, а затем и в отдельных  слоях общества, противостояние проводимому  курсу реформ. Партийно-государственная элита в ходе перестройки все больше дифференцировалась на отдельные, оппонирующие Горбачеву, группировки. Так, поддерживая курс перестройки в целом, умеренные реформаторы (Н.И. Рыжков, Л.И. Абалкин и др.) стремились выработать достаточно взвешенный и поэтапный переход к рынку, надеялись кардинально реформировать партию.

Информация о работе Оппозиция и её роль в политической жизни России