Национализм в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:29, реферат

Краткое описание

Национализм - сильное определение своей социальной идентичности народа или государства. Субъект может включать убеждение, определённый народ имеет первостепенное значение. Он также используется для описания движения по созданию или защиты родины для этнической группы. В некоторых случаях определение однородной национальной культуры в сочетании с негативным отношением к другим расам и культурам. Национализм может быть реакционным, призывая вернуться в национальное прошлое, а иногда и для высылки иностранцев. Другая форма национализма - революционная, призывая к созданию независимого государства, как родина этнических подклассов.

Оглавление

Введение………………………………………………..…….………2
Определение термина «Национализм» ……………………..……..3
Доктрина………………....................................................….……….3
Типология. ……………….…........................................................….4
4.1) Гражданский национализм ………………………………………………5
4.2) Этнический национализм …………….……………………….…….…..6
4.3) Крайний национализм ………………………............………………..…6
Нация...................................................................................................6
Геополитика.........................................................................................7
Подходы к изучению национализма…………………….…………8
7.1) Примордиализм …......................................................................................9
7.2) Модернизм...................................................................................................9
7.2) Этносимволизм ….....................................................................................10
Заключение……………………………...……………………….….10
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Национализм.docx

— 40.01 Кб (Скачать)

      4.2) Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют, как правило, те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk), кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при  классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким  понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом». 

      4.3) Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации. 

      Примордиальный  этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию. 

  1. Нация

      Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание  того, что является нацией. Идея нации  опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые  передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания.

      В реальности нация — это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории. С одной стороны, это сообщество воображаемое: каждый его член несёт в себе его образ, представляет себе его границы, ощущает на себе его братские узы и убеждён в его верховной власти. [3 С.306]  Человек представляет свою жизнь как траекторию вдоль общего пути, параллельную жизням тысяч своих соотечественников, которых он никогда не видел и не увидит. При этом люди, составляющие нацию, объединены общими симпатиями, посвящают себя общей деятельности, желают находиться под одним правительством и желают, чтобы это правительство состояло из их представителей. 

      С другой стороны, корни большинства  наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стержня. Большинство членов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом. Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний. Эта общность активно способствует национальной солидарности.

      Однако  национальное самосознание принципиально  отличается от этнического, поскольку  складывается в процессе осознания  обществом своих интересов по отношению к государству, в то время как этническое самосознание состоит во взаимоотношении одной этнической общности с другими. Этнические группы также, вообще говоря, не привязаны к конкретной территории, тогда как нации не обязательно опираются на миф об общем генеалогическом происхождении. 

6) Геополитика

     В своём трактате «Об общественном договоре» Ж. Ж. Руссо писал, что размеры государства должны быть такими, «чтобы земли было достаточно для пропитания жителей». Позднее эта мысль получила развитие, что границы государства должны определяться необходимыми для нации материальными ресурсами. Так, Ф. Ратцель полагал, что если государства не растут, то они умрут. Этим он подводил теоретическую базу под продолжавшуюся колониальную экспансию европейских держав в Африке. Схожих взглядов придерживался Хэлфорд Макиндер. 

      В 1899 г. географ Р. Челлен ввёл в употребление понятие геополитика, которое в дальнейшем развил К. Хаусхофер. Под геополитикой понималась дисциплина, изучающая использование географических знаний для поддержки и направления политики государства. Поскольку геополитика служила преимущественно для легитимизации колониализма и нацистской агрессии, после войны эта теория была дискредитирована. 

7) Подходы к изучению  национализма.

      Среди исследований национализма выделяют три  ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.

      Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты. 

      С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты.  

      Сторонники  этого направления не отрицают, что  этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а  культура — на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств. 

      Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму. 

      По  мнению российского ученого А. И. Миллера, все теоретические исследования национализма последних десятилетий в той или иной степени опираются на работы Карла Дойча. 

    1. Национализм и культура

      Появление национализма в конце XVIII века оказало  значительное влияние на общество во всём мире. Поскольку он утверждает, что люди должны получать образование  на родном языке и разговаривать  на этом языке в обществе, многие писатели, поэты и учёные стали  делать акцент на национальной культуре и проявлять интерес к фольклору, способствуя развитию литературного  языка и популяризации истории. 

      В национальных государствах появились  новые ритуалы: фестивали, праздники, флаги, музыка, поэзия, патриотические речи. Со временем национальные элементы стали проявляться в сказках, архитектурном стиле, муниципальных  законах и т. д. Политическая роль религии постепенно сошла на нет, а владение государственным языком стало играть принципиальное значение. Последнее было связано с развитием коммуникационных технологий и капитализма, который был заинтересован в расширении границ единого рынка. Правда национализм отнюдь не всегда опирался на устоявшиеся языковые традиции. Во многих случаях он продвигал местные наречия в противоположность языку аристократических кругов. Иногда происходило возрождение малоупотребительных языков, иногда интеграция нескольких диалектов в новый общий язык. 

      В то время как доиндустриальное общество было поделено в основном на вертикальные слои, в новейшее время политика государств стала способствовать преодолению этого деления. Благодаря национализму высокая культура охватила всё общество, стала определять его и получила политическую поддержку. 

      Особое  внимание национализм уделяет трактовке  и преподаванию истории для воспитания чувства отождествления себя с нацией. Многие исследователи полагают, что такое внимание носит идеологический характер и осуществляется с целью создания мифологической основы для своих требований — как сказал Ренан, «забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности». 

      В большинстве стран мира национализм  стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его  как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным  кризисом. У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации («банальный национализм») 
 

Заключение.

      Во  время работы над рефератом у  меня - и это естественно - сложилось  собственное мнение о подобных вопросах, которое я хочу представить в  виде заключения.

      Национализм - это жажда власти, приправленная  самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем  он сам) он непоколебимо уверен в собственной  правоте. Просмотрев и прослушав  истории из жизни понимаешь, что  жизнь человека бесценна, а люди, которые её калечат, не могут просто называться людьми. Как мы выяснили: Национализм есть народная искренность, в отличие от притворства партий и всякого их кривляния и подражания. Патриот - это человек, любящий свою родину, а националист -ненавидящий другие народы и страны. 

Информация о работе Национализм в современном мире