Конституция РФ как основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Конституция в соответствии с отведенной ролью в жизни страны представляет собой юридический акт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами. Ей отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Понятие и сущность Конституции…………………………………….
4
2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ………..
7
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ……..
11
4. Проблемы конституционного развития РФ…………………………..
17
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………… …...
28

Файлы: 1 файл

Конституция РФ как основной закон государства.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный главой 9 Конституции РФ.

Во-первых, в ст.134 содержится исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные  поправки и пересмотр Конституции, к ним относятся:

- Президент Российской  Федерации;

- Совет Федерации;

- Государственная Дума;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации;

- группа численностью  не менее 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Инициирование пересмотра Конституции и внесения в нее  поправок оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур (например, постановления Правительства РФ). Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлено  три различных подхода к решению  вопроса об изменении ее текста.

- Поправки  к главам 1, 2, 9.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не подлежат изменению в рамках действующей Конституции, поскольку первые две главы закрепляют основополагающие общечеловеческие ценности, присущие демократическому правовому государству, а глава девятая определяет стабильность Конституции. Поэтому пересмотр этих глав возможен только путем принятия нового Основного Закона. Согласно ст.135 Конституции:

«..2.Если предложение  о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное Собрание.

3.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей».

- Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст.136 Конституции). Данные поправки принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Закон о конституционной поправке имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок принятия Закона РФ о поправке к Конституции установлен Федеральным законом от 04.03.1998. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции  РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции  РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Одним законом могут  быть отражены взаимосвязанные изменения  конституционного текста. Закон получает наименование, отражающее суть принятой поправки. Такой закон принимается  Федеральным Собранием с соблюдением  той же процедуры, что и федеральный конституционный закон, на него также не распространяется право президентского «вето». Отличием в порядке принятия закона о конституционной поправке является то, что круг субъектов, инициирующих принятие данного закона, определен в ст.134 Конституции и не совпадает с кругом субъектов законодательной инициативы, установленным в ст. 104 Конституции. Кроме того, дополнительным условием вступления в силу Закона о поправке к Конституции является одобрение его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

- Изменения  в текст статьи 65 Конституции.

Согласно ст.137 Конституции,

«1.Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании  федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2.В случае изменения  наименования республики, края, области,  города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ»

Термин «изменения» (а  не «поправки») применяется в Конституции  только в отношении изменения  текста статьи 65. Изменения в эту статью могут вноситься в связи:

- с принятием в РФ  нового субъекта Федерации;

- образованием в составе  РФ нового ее субъекта;

- изменением конституционно-правового  статуса субъекта РФ;

- переименованием субъекта РФ.

Кроме случая переименования субъекта, обязательным условием принятия таких изменений является принятие федерального конституционного закона. Процедура принятия в состав РФ, образования в составе РФ нового субъекта установлено в ФКЗ от 12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно этому закону, в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором.

Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в  результате объединения нескольких граничащих между собой субъектов  РФ, что может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект.

Что касается изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, то федеральный конституционный закон об этой процедуре до сих пор не принят.

Переименование субъекта Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке, согласно Постановлению  Конституционного Суда Российской Федерации  от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». Решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ. Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и поэтому не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Подведем итоги:

-основы конституционного  строя государства, правового  статуса человека и гражданина, а также порядок внесения поправок  в Конституцию и ее изменения  не могут быть пересмотрены в рамках действующей Конституции РФ; при внесении предложения по пересмотру содержания глав 1,2,9 Конституции данное предложения должно быть поддержано 3/5 голосов состава Федерального Собрания, после этого процесс может быть продолжен, если созванное Конституционное Собрание 2/3 голосов разработает проект новой Конституции, а не подтвердит неизменность старой;

- поправки к главам с третьей по восьмую принимаются в особом порядке, указанном в Федеральном Законе. Этот порядок аналогичен для принятия федеральных конституционных законов, но круг субъектов, имеющих право инициировать принятие этих поправок, более ограничен. Для вступления в силу поправок к этим главам Конституции проект закона о внесении поправки в Конституцию должен быть поддержан не менее чем в 2/3 субъектов Федерации путем одобрения его законодательными органами этих субъектов;

- изменения в статью 65, касающиеся наименования субъекта  Федерации, подлежат включению  в текст статьи в упрощенном  порядке – после Указа Президента РФ; при образовании в составе РФ нового субъекта или изменении его статуса изменения в текст статьи вносятся на основании принятого федерального конституционного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы конституционного развития РФ

Несмотря на более  чем шестнадцатилетний срок действия российской Конституции остается ряд  нерешенных вопросов в части применения положений отдельных ее статей. Кроме  того, постоянно изменяющаяся жизнь общества и государства также требует реагирования в конституционно-правовом поле на возникающие вопросы. В этой главе рассмотрим в общих чертах проблемы применения положений Конституции на практике, которые, следовательно, и определят дальнейшие направления конституционного развития страны.

Реальное обеспечение  прямого действия Конституции

Согласно ст. 15 Конституция  РФ имеет прямое действие. Однако механизм осуществления этого действия в  основном имеет достаточно сложный  характер ввиду общего характера  самих конституционных норм.

Своими нормами Конституция  закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или  должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями  для общества, государства, статуса личности. Здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

Но в Конституции  РФ можно привести пример прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы определенных видов общественных отношений. Статья 95 ч.1 гласит: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.

Рассмотрим применение Конституции при решении вопросов в судах. В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 (ред. 06.02.2007г) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, «когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Еще один аспект прямого  действия Конституции связан с такой  категорией как дух, смысл Конституции. Эти категории либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают конституционные нормы в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции. Прямое применение норм Конституции, исходя из их духа и смысла, неизбежно. И поскольку здесь очевидна большая доля усмотрения соответствующих органов, надо просто постоянно помнить об этом и не допустить придания иного смысла конституционным идеям тем, кто применяет нормы Конституции. Здесь основное поле деятельности Конституционного Суда, который согласно ст.125 Конституции разрешает дела о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, а также «..дает толкование Конституции Российской Федерации» (ч.5 ст.125).

Ведь в процессе применения действующей Конституции РФ возникает  немало неясностей. Чаще всего они  выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную  норму, либо же вырисовываются два и  более вариантов ее применения, причем взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное толкование Конституции, которое должно быть разъяснением содержания и смысла конституционной нормы, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний. Иначе говоря, толкование дается в рамках того, что записано в Конституции. Однако иногда из положения Конституции можно вывести несколько способов его реализации, и тогда толкование становится уже не столько разъяснением, сколько созданием новых норм права.

Создание законодательной базы, необходимой для реального обеспечения положений Конституции.

Информация о работе Конституция РФ как основной закон государства