Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:05, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является «Конституция Российской Федерации – основной закон государства и общества». В науке конституционного права и политологии конституция рассматривается как важнейший политико-юридический документ. Политическое значение конституции обусловливается тем, что она оформляет общественные отношения и становится фундаментом их развития. Юридическая природа конституции связывается с тем, что свои задачи она выполняет правовыми средствами, то есть является законом, причем основным законом, актом, исходящим от государства и тем сам приобретающим общеобязательную силу.
Введение
3
Глава 1. Понятие и сущность Конституции
5
Глава 2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
9
Глава 3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ
14
Глава 4. Проблемы конституционного развития РФ
19
Заключение
25
Библиографический список
Регулируемые Конституцией отношения затрагивают все основные сегменты жизнедеятельности общества и государства, поэтому сферу конституционного регулирования отличает особый, не присущий никакому другому правовому акту всеохватывающий характер.
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных сущностных черт конституции и выражаются:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе;
в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
в особой охране конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.
1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Свойство верховенство Конституции призвано показать ее место в правовой системе страны, в иерархии правовых актов. Оно направлено на формирование деятельного отношения граждан к реализации и отстаиванию конституционных прав и свобод[8].
Верховенство конституции РФ - юридическое свойство Основного закона, означающее господствующее (верховенствующее) положение его норм во всей национальной системе права. Верховенство конституции РФ означает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; также, принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство конституции РФ обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.
2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что она и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассмотрение судом правоотношений, и во всех необходимых случаях применения Конституции РФ в качестве акта прямого действия[9].
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. Конституция 1993 года является ядром правовой системы России, принципы и положения Конституции играют направляющую роль для её системы права и системы законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. Особая охрана Конституции РФ. В этом задействована вся система органов власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Особое место в охране Конституции принадлежит Президенту, который является гарантом соблюдения Конституции, и Конституционному Суду, который разрешает вопросы о соответствии Конституции правовых актов. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают свою силу.
5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод по главе: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Глава 3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ.
Конституция 1993 года применяет новую терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Различают также конституции гибкие и жесткие — в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституция РФ – жесткая, то есть внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено, что служит гарантом стабильности и защищенности Основного закона от политических решений и противоборств, решаемых зачастую и с помощью механизма законодательства.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается лишь, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71).
Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный главой 9 Конституции РФ.
Во-первых, в ст.134 содержится исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные поправки и пересмотр Конституции, к ним относятся:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Инициирование пересмотра Конституции и внесения в нее поправок оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур (например, постановления Правительства РФ). Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ[10].
На повышение стабильности Конституции направлено то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к гл. 1,2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Предложения о пересмотре статей перечисленных глав требуют значительной поддержки обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Но и тогда поправки в эти главы и пересмотр их допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции (ст. 135).
Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст.136 Конституции). Данные поправки принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Закон о конституционной поправке имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок принятия Закона РФ о поправке к Конституции установлен Федеральным законом от 04.03.1998. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе[11] понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ[12].
Одним законом могут быть отражены взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон получает наименование, отражающее суть принятой поправки. Такой закон принимается Федеральным Собранием с соблюдением той же процедуры, что и федеральный конституционный закон, на него также не распространяется право президентского «вето». Отличием в порядке принятия закона о конституционной поправке является то, что круг субъектов, инициирующих принятие данного закона, определен в ст.134 Конституции и не совпадает с кругом субъектов законодательной инициативы, установленным в ст. 104 Конституции. Кроме того, дополнительным условием вступления в силу Закона о поправке к Конституции является одобрение его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Положения Конституции 1993 года о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта[13], об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.
При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенций, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о. толковании ст. 137 Конституции).
Вносить поправки в Конституцию, а также пересмотр ее положений необходимо только в крайних случаях, когда исчерпаны все иные пути поиска согласия в обществе и во власти. При этом непременным условием процесса совершенствования Конституции должно являться политическое и гражданское согласие[14].
Термин «изменения» (а не «поправки») применяется в Конституции только в отношении изменения текста статьи 65. Изменения в эту статью могут вноситься в связи:
- с принятием в РФ нового субъекта Федерации;
- образованием в составе РФ нового ее субъекта;
- изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ;
- переименованием субъекта РФ.
Кроме случая переименования субъекта, обязательным условием принятия таких изменений является принятие федерального конституционного закона. Процедура принятия в состав РФ, образования в составе РФ нового субъекта установлено в ФКЗ от 17.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно этого закона, в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором.
Что касается изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, то федеральный конституционный закон об этой процедуре до сих пор не принят. Переименование субъекта Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». Решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ. Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и поэтому не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.
Таким образом, Конституция 1993г. предусматривает условия пересмотра Конституции, а также внесения изменения (поправок). Пересмотр и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрена Конституцией, федеральным конституционным законом. Конституционное Собрание новый до настоящего времени нигде не принимавший участия субъект конституционных правоотношений. Главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к гл. 1,2 и 9. Поправки в соответствии с действующей Конституцией – это любое изменение текста глав 3 – 8 Конституции РФ, включающее исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Информация о работе Конституция РФ - основной закон государства