Экономические особенности рынка авиаперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Становление и формирование современного рынка авиаперевозок началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошел переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Отрасль и рыночная экономика…………………………………….4-8
2. Понятие и формы предприятия
2.1 Понятие предприятия, его признаки…………………….…….9-10
2.2 Значение крупных, средних и малых предприятий в развитии
сферы услуг…………………………………………………………11-15
3. Формы предприятий и авиакомпаний
3.1 Организационные формы предприятий……………………….16-19
3.2 Организационно – правовые формы авиакомпаний………….20-21
4. Основные производственные и технологические процессы
4.1 Производственный процесс…………………………………….22-24
4.2 Технологический процесс……………………………………....25-26
Заключение………………………………………………………………….27-28
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсач Экономика.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

4. Основные производственные  и технологические процессы

4.1. Производственный процесс

Производственный процесс представляет собой совокупность целенаправленных действий персонала предприятия  по превращению сырья и материалов в готовую продукцию.

Основные компоненты производственного  процесса, определяющие характер производства, - это:

  • профессионально подготовленный персонал;
  • средства труда (машины, оборудование, здания, сооружения и т.д.);
  • предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты);
  • энергия (электрическая, тепловая, механическая, световая, мышечная);
  • информация (научно-техническая, коммерческая, оперативно-производственная, правовая, социально-политическая).

Профессионально управляемое  взаимодействие этих компонентов формирует  конкретный производственный процесс  и составляет его содержание.

Производственный процесс  является основой деятельности любого предприятия. Содержание производственного  процесса оказывает определяющее воздействие  на построение предприятия и его  производственных подразделений.

Основной частью производственного  процесса является технологический  процесс. В ходе реализации технологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда.

По своему значению и роли в производстве производственные процессы подразделяются на:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • обслуживающие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой  предприятием.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработке пара, сжатого воздуха и т.д.

Обслуживающими процессами называются такие, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые  для нормального функционирования как основных, так и вспомогательных  процессов. Это процессы транспортировки, складирования, комплектования деталей, уборки помещений и др.

Производственный процесс  состоит из множества различных  операций, которые соответственно подразделяются на основные (технологические) и вспомогательные.

Технологическая операция - это часть производственного  процесса, выполняемая на одном рабочем  месте над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием) одним или  несколькими рабочими.

По виду и назначению продукции, степени технической оснащенности операции классифицируются на ручные, машинно-ручные, машинные и аппаратурные.

Ручные операции выполняются  вручную с использованием простого инструмента (иногда механизированного), например, ручная окраска, сборка, упаковка изделия и пр.

Машинно-ручные операции осуществляются с помощью машин и механизмов при обязательном участии рабочего, например, перевозка грузов на электрокарах, обработка деталей на станках  при ручной подаче.

Машинные операции полностью  выполняются машиной при минимальном  участии рабочих в технологическом  процессе, например, установка деталей  в зону машинной обработки и снятие их по окончании обработки, наблюдение за работой машин, т.е. рабочие не участвуют в технологических  операциях, а лишь контролируют их.

Аппаратурные операции протекают  в специальных агрегатах (сосудах, ваннах, печах и др.). Рабочий наблюдает  за исправностью оборудования и показаниями  приборов и вносит по мере необходимости  корректировку в режимы работы агрегатов  в соответствии с требованиями технологии. Аппаратурные операции широко распространены на предприятиях пищевой, химической, металлургической и других отраслей промышленности.

Организация производственного  процесса состоит в объединении  людей, орудий и предметов труда  в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении  рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных  и обслуживающих процессов.

 

4.2 Технологический  процесс

Технологический процесс - последовательность технологических  операций, необходимых для выполнения определенного вида работ. Технологический  процесс состоят из рабочих операций, которые в свою очередь складываются из рабочих движений (приемов).

Технологический процесс  — это целесообразное изменение  формы, размеров, состояния, структуры, положения, места предметов труда. Технологический процесс можно  также рассматривать как совокупность последовательных технологических  операций, необходимых для достижения цели производственного процесса (или  одной из частных целей). 
Трудовой процесс — совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах. 
Технологические процессы по источнику энергии, необходимой для их осуществления можно разделить на естественные (пассивные) и активные. Первые происходят как природные процессы и не требуют дополнительной преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда (сушка сырья, остывание металла в обычных условиях и т.п.). Активные технологические процессы протекают в результате непосредственного воздействия человека на предмет труда, либо в результате воздействия средств труда, приводимых в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком.

По степени непрерывности  воздействия на предмет труда  технологические процессы делятся  на непрерывные и дискретные. При непрерывных процессах технологический процесс не прерывается во время загрузки сырья, выдачи готовой продукции и контроля процесса. В целях организации и нормирования труда непрерывные процессы можно подразделить на происходящие круглосуточно, и процессы, могущие прерываться в связи с окончанием рабочего дня или после выполнения заданной программы выпуска. К круглосуточным относятся: выплавка чугуна, непрерывные аппаратурные процессы в химической промышленности, к некруглосуточным — изготовление пельменей на автоматах, транспортировка грузов на ленточных транспортерах. 
В связи с особенностью подхода к установлению норм к непрерывным можно отнести процессы с непрерывной выдачей одной и той же продукции, при которых могут иметь место перерывы в течение рабочего дня для предупреждения и устранения нарушений самого процесса. Это изготовление продукции на автоматической линии, выработка определенного сорта ткани на автоматических ткацких станках. 
Дискретные процессы характеризуются наличием перерывов в воздействии на предмет труда. В свою очередь, они подразделяются на циклические и нециклические. 
К циклическим относятся прерывные процессы, все время повторяющиеся при выполнении конкретного производственного задания по изготовлению данной продукции (выработка сливочного масла, механическая обработка серии деталей на станках и т.д.) 
К нециклическим процессам относятся прерывные процессы, не повторяющиеся или повторяющиеся в различной последовательности (термическая обработка деталей при мелкосерийном и единичном их производстве). 
В зависимости от способа воздействия на предмет труда и применяемого оборудования различают механические и аппаратурные технологические процессы 
Механические процессы осуществляются вручную или с помощью машин . В результате предмет труда подвергается механическим воздействиям, то есть изменяются его форма, размеры, положение. Аппаратурные процессы протекают в аппаратах различных конструктивных форм — печах, камерах, ванных, сосудах и т.д.

Заключение

В завершении своей  работы, хотелось бы добавить, что воздушный  транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. В условиях прогрессирующего международного разделения труда и роста международных экономических и культурных связей его значение для мирового хозяйства становится все более существенным. Этот вид транспорта относится к числу наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Здесь среднегодовые темпы прироста, как правило, в 2-3 раза превышают аналогичные показатели в большинстве других сфер экономики. По некоторым оценкам, примерно 1/3 всей продукции мира будет в ближайшие годы предметом международного обмена.

Воздушный транспорт  функционирует в условиях ожесточенной конкуренции, как между авиатранспортными  предприятиями, так и между авиакомпаниями, с одной стороны, и транспортными  фирмами различных видов транспорта – с другой.

За последние  годы воздушный транспорт превратился  в крупнейшую отрасль мирового хозяйства.

Воздушные трассы стали  основой международных транспортных отношений. Перевозки на внутренних линиях постоянно растут, но не столь быстрыми темпами. Результатом этого явилось увеличение удельного веса международных перевозок в общем объеме транспортной работы авиакомпаний.

В ближайшей перспективе российские авиавласти не собираются полностью отказываться от регулирования рынка авиаперевозок, и допуск любой авиакомпании на линии будет осуществляться только по решению лицензионной комиссии. А значит, барьеры входа на рынок, как внутренние, так и внешние остаются, и степень конкурентности направлений также будет разли чаться.

Впрочем, упорядочивание работы российских авиаперевозчиков на сегодняшний день осуществляется несколько иными способами. Сейчас органами государственной власти проводятся работы по оптимизации структуры  отрасли и консолидации бизнеса  путем лицензирования и сертифицирования деятельности авиаперевозчиков.

Потенциальный спрос на авиаперевозки в стране существует. Но в полной мере он задействован быть не может в силу текущей макроэкономической конъюнктуры, в том числе невысокого уровни жизни большинства населения, и низкой деловой активности в  регионах.

Что касается реального спроса, то он развивается  достаточно динамично, и на протяжении последних лет наблюдается изменение  структуры спроса на авиаперевозки  со значительным смещением в сторону  внешнего рынка.

На  сегодняшний день внешний рынок  имеет гораздо больший потенциал  для дальнейшего роста, нежели внутренний. Прежде всего, речь идет о географическом положении России, позволяющем осуществлять перевозки между Европой и  Азией - двумя крупнейшими экономи ческими регионами.

Одновременно  рост деловой активности в самой  России, ее дальнейшая интеграция в  международную систему деловых, политических, социальных отношений  повлекут за собой дополнительный пассажиропоток и иностранных, и российских граждан.

И, наконец, дополнительный спрос на внешнем  рынке появится при расширении деятельности российских авиаперевозчиков за рубежом  и их сотрудничестве с мировыми авиакомпаниями. Уже сейчас в России широко распространена практика интерлайновых соглашений, соглашений о Код-шеринге, которые заключаются международными компаниями с российскими перевозчиками, конкурентоспособными на мировом рынке.

Список использованной литературы

1. Биндиченко Е. В. Опыт развития сферы услуг за рубежом // Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю.П. Свириденко: В 4 т. М., 2001. Т. 1

2. Малые и средние предприятия:  Управление и организация /Общ. ред. Й. Ханне Пихлер и др.; Пер. с нем. М., 2002

3. Крутик А.Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. 2-е изд., - М., - Academia, 2010

4.Костромина Е.В. Экономика авиакомпании  в условиях рынка .,М.,//Авиабизнес,2002

Интернет источники:

1.  www.aviapediya.ru                   

2.  www.izhevsky.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические особенности рынка авиаперевозок