Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

Оглавление

Ведение
Механизм избирательного процесса
Типы избирательных систем.
Российская избирательная система
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

Кафедра истории, политологии  и культурологии 
 

ПОЛИТОЛОГИЯ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Тема 28. Избирательный  процесс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Ким А.А.

Группа  У4246

Шифр: ub10228

Проверил: Бахмацкая Г.В. 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2012

 

План 
 
 

  1. Ведение
  2. Механизм избирательного процесса
  3. Типы избирательных систем.
  4. Российская избирательная система
  5. Заключение
  6. Библиографический список
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

     Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

     Выборы  являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных  и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответственно суверенного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.

     В современный период, в условиях нарастающего общественного недоверия ко всем институтам власти все большую актуальность приобретает задача сама проблема изучения данного вопроса. У многих людей, неосведомлённых в данной теме, возникает нежелание участвовать в управление государством, то есть в управление самим собой, что пагубно не только для него, но и для всех членов общества. Моя задача в этой работе: детально рассмотреть данное политико-правовое действо, совокупность процедур, называемою «избирательным процессом». В своей работе я постараюсь максимально раскрыть эту тему, для чего мной будет использован огромный пласт накопившейся информации, монографии, периодические издания и учебная литература. Надеюсь, мой труд будет способствовать укреплению доверия граждан к избирательной системе, избирательному процессу, да и к государственной власти в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Механизм  избирательного процесса 

       «Избирательные права граждан  - одна из основных гарантий реального перехода к системе  политической демократии …, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования». Совокупность  правовых норм, регулирующих право граждан избирать и  быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права  и представляет собой  избирательное право.

     Особенностью  избирательного права является высокий  удельный вес процессуальных норм (тесно  связанных с материально –  правовыми нормами), устанавливающих  порядок, процедуру и реализацию избирательных прав граждан. Эти нормы урегулировают все стадии избирательного процесса.

     Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде переменных во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны лиц, стремящихся к власти.

     Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой - это мероприятия государства по организации и проведению выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную (предвыборную) кампанию , под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработку предвыборных программ, агитацию и другие формы работы с электоратом. 

     Выделяют  несколько стадий избирательного процесса:

     1. Назначение даты выборов . Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе.

     2. Регистрация избирателей .

     В современной практике используются несколько форм регистрации:

  • обязательна (Украина, Россия), которая означает, что государство само составляет списки избирателей на основании свидетельств об их проживания на определенной территории;
  • добровольное (США), которая предусматривает, что избиратели должны сами зарегистрироваться на выборной участка. Политологи считают, что подобная практика негативно влияет на электоральную активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные принимают затем участие в выборах.

     3. Установление избирательных округов и избирательных участков .

     4. Создание избирательных органов . Для организационного руководства избирательным процессом, как правило, создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

     5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков . На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут выбраны президент, сенаторы, депутаты.

     6. Регистрация кандидатов и списки партий .

     7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов . Она включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список.

     Проведение  современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных  исследований в области политического  маркетинга, позволяющие определиться с программами кандидатов, ориентированными на разные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии. Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются различные средства:

  • реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV);
  • агитационная кампания "от двери до двери", которая предусматривает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;
  • встречи кандидата с избирателями;
  • открыточную и плакатная агитация, граффити;
  • проведение различных акций (митинги, шоу, распространение партийной символики и т.д.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы как свой символ часто используют живых слонов.

     Проведения  предвыборной кампании требует значительных денежных средств, поступающих из добровольных пожертвований, выделяемых партиями и  частично государством.

     Проведение  процедуры голосования . Сам термин "голосование" пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а избранным считался тот спартанец, при котором кричали громче. Подобная практика принятия решений носит и другое название - "аккламацию". Таким образом, например, принимались решения в Византии в VII веке, в средневековых республиках Новгороду и Пскову. С античных Афин пришла и избирательная урна. В урну бросали черное и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя "за" или "против" решения (подобным образом граждане афинского полиса вынесли приговор Сократу).

     Современное голосование происходит различными способами:

  • поднятием рук (в небольших поселениях при выборах органов местного самоуправления);
  • распространенный способ - на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии кандидата, избираемого, ставится определенный знак;
  • с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или рычаги (последний способ используется в США).

     В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы. То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем избирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показными в этом отношении являются выборы президента в США.

     Президентская кампания в США проходит в несколько  этапов.

     Первый  этап - выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система  выдвижения кандидатов достаточно сложная, так как не прописана в Конституции и определяется законодательством каждого штата. После Второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), через которые сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на общие выборы или голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть двух типов: "закрытые" - в их работе участвуют только зарегистрированные члены этой партии, "открытые" - сторонники одной партии могут участвовать только в праймериз другой партии. "Открытые" праймериз позволяющие учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования, одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и другой способ определения делегатов на национальный съезд партии - проведение многоступенчатых партийных конференций.

     Второй  этап - проведение национальных съездов  партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большое пропагандистское нагрузки и по форме напоминают театрализованный митинг, давая старт президентской кампании.

     Решающий  этап - национальные выборы, которые  позволяют определить победителей - президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года. Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за избирателей, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех избирателей данного штата (по принципу "победитель получает все"). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальный перевес голосов, отданных за избирателей штата.

     Следующий этап - голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов избирателей (не менее 270 из 538 голосов). Списки с  итогами голосования направляются председателю сената (по Конституции им является вице-президент).

     Заключительный  этап - совместное заседание обеих  палат Конгресса (январь следующего за выборами), на котором объявляются  списки коллегий избирателей. Конституция  предусматривает, что если один из кандидатов не получил большинства голосов избирателей, президент будет определен голосованием палаты представителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Типы  избирательных систем. 

     В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

     Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос); 3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Информация о работе Избирательный процесс