Идеологии как политико - социальное мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Политическая идеология представляет собой прежде всего опреде-ленную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Идеологической основой  социал-демократии является доктрина “демократического социализма”, основными ценностями которого провозглашается свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократы считают осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества: политической, экономической и социальной. Политическая демократия должна обеспечивать все права и свободы граждан; экономическая демократия предполагает многообразие форм собственности, рыночные отношения, участие трудящихся в управлении производством; социальная демократия должна обеспечить все социальные права трудящимся (право на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), а также ликвидацию всех форм гнёта, дискриминации, эксплуатации человека человеком.

Цели демократического социализма, подчёркивают лидеры социал-демократии, должны достигаться мирными, демократическими средствами, путём постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства, утвердившегося в странах Запада. Они отвергают насильственные методы диктатуры и беззакония для достижения целей социализма.

В целом социал-демократия - сторонник социального прогресса. Она поддерживает такие требования трудящихся, как снижение безработицы, уровня инфляции, совершенствование социального законодательства, защита демократических и профсоюзных прав и т. д. Однако единого проекта общественного устройства у неё пока нет.

Сегодня социал-демократия представляет собой влиятельную  политическую силу. К началу 90-х годов в мире существовало более 80 партий социал-демократической ориентации, из которых около 30 являются правящими (либо самостоятельно, либо в коалиции с другими партиями). 70 партий объединены в международной организации Социнтерн (созданный в 1951 г.). Социал-демократы представлены в парламентах большинства западных стран, за них голосуют более 200 млн. избирателей. Традиционным центром международной социал-демократии является Западная Европа. В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. возник новый центр социал-демократии в Латинской Америке. В 1989-1990 гг. социал-демократические партии появились в странах Восточной Европы и Советском Союзе, в 1990 г. - в Украине.

Со времени своего возникновения (конец XIX - начало XX вв.) социал-демократические  партии, как партии рабочего класса, к настоящему времени претерпели существенные изменения. Это связано  с изменением социальной структуры  общества, сокращением фабрично-заводских  рабочих, ростом высококвалифицированных рабочих, ИТР, служащих; стремлением лидеров социал-демократии превратить свои партии из узко классовых в партии всех трудящихся и даже всего народа. Поэтому ныне в социал-демократических партиях состоят и их поддерживают не только рабочие, но и служащие, крестьяне, ИТР, чиновники госаппарата, студенты, пенсионеры и др.

  1. Правый и левый радикализм: сущность и основные типы.

Радикальные течения в  современной России.

До недавнего времени  в нашей политической литературе грань пролегала между правыми и левыми по классовому признаку, простой схеме: все идейно-политические течения, партии, социальные группы и др. буржуазные - правые; весь рабочий класс, трудящееся крестьянство - левые.

Такое деление исходило из сформулированного марксизмом главного противоречия - между трудом и капиталом.

Слово «радикализм» происходит от латинского radix (корень). Радикализм трактуется в современной научной литературе как идейно-политическое направление, которое ставит своей целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общественное положение. Термин «радикализм» в его общепринятом идейно-политическом значении был впервые употреблен М. Катковым в 1840 году.

Радикалы стремятся к  решительным методам и действиям  в политике, особенно когда речь идёт о глубоких реформах, способствующих решению назревших проблем общественного развития. К радикалам относят революционеров, выступающих за коренное обновление общества.

В российской проправительственной и либеральной публицистике второй половины XIX – начала XX века радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства и часто трактовался с явно негативных позиций. Связано это было с особенностями радикально-революционного сознания, проявления и воплощения в жизнь радикально-революционных идей в России этого исторического периода.

Анализируя особенности  развития радикальных идейно-политических течений в дореволюционной России второй половины XIX – начала XX века, следует отметить, что российский радикализм этого периода воплощался в основном в леворадикальных политико-правовых идеях и концепциях революционного демократизма, «русского социализма» и анархизма. Питательной средой для распространения радикально-революционных настроений в народе служило сознание российского крестьянства с его вековой мечтой о правде, земле и воле.

В середине XIX века проводниками радикально-революционных идей выступали прежде всего разночинцы, представители русской интеллигенции и студенчества, выходцы из различных социальных групп и слоев тогдашней России, жившие своим трудом и являвшиеся проводниками «духовной революции» в российском обществе.

До 1860-х годов отечественный  радикализм развивался в русле общедемократической идеологии, в дальнейшем идейно-политической основой радикализма становится его ориентация на народную (крестьянскую, пролетарскую) революцию.

Неудовлетворенность значительной части общества проведенными в стране реформами, непоследовательные, половинчатые действия правительства в конечном итоге привели к тому, что вся вторая половина XIX и начало XX века в истории России характеризуются бурным развитием радикально-революционного направления.

С 1870–1880-х годов радикальные  идеи становятся центральными в идейно-политической борьбе, а с начала XX века превращаются в ведущий компонент общественного развития. Главным полем развернувшегося идейного противоборства стал вопрос о дальнейших путях развития России, о средствах достижения государственно-политического переустройства российского общества.

Отечественный радикализм развивался вне политической оппозиции, вне  цивилизованных (или приближавшихся к цивилизованным) форм государственно-политической деятельности. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодежью, с молодыми интеллигентами, большинство из которых, находясь с середины XIX века в постоянной политической оппозиции правительству и царю, стали носителями и распространителями радикальных революционных идей.

Российский радикализм, исходя из специфики российского общества, ориентировался на коллективные политические действия – крестьянская, пролетарская революции, общинный социализм. Радикальная идея основывалась на культе насилия, когда для достижения цели было «дозволено все». Индивид рассматривался в качестве личности только при условии его принадлежности к революционному лагерю.

Отсюда – непредсказуемость  политических действий радикалов, зачастую зависящих не от конкретной социально-политической обстановки, а от перемены настроений лидеров-вождей и т.п. Для радикалов в достижении их политических целей оказывались хороши все средства, в том числе противоправные, антиобщественные (террор, убийства, взятие заложников и др.).

Причем совершаемые убийства, преступления и беззакония не считались  идеологами и практиками революционного радикализма безнравственными, а  оправдывались некими высшими интересами революционной борьбы за счастье  народа. Более того, предпринимались  попытки создать свою, особую систему  нравственных ценностей революционеров, борцов с государственной машиной самодержавия.

Российский радикализм второй половины XIX – начала XX века на общем фоне высокой религиозности российского общества приобрел атеистический характер, причем атеизм носил воинствующий, агрессивный характер.

Ведущим направлением радикальной  политической мысли в России начала XX века стала социалистическая идея. В 90-х годах XIX века на арену общественно-политической жизни России под знаменем марксизма выступило социал-демократическое движение, которое определило ход всей последующей российской истории. Одним из наиболее влиятельных социалистических течений радикальной политической ориентации в начале XX века являлось также движение социалистов-революционеров (эсеров), развившееся на базе народнической идеологии и оказавшее значительное влияние на развитие революционного движения в России начала XX века.

В целом радикально-революционное  направление русской политико-правовой мысли середины XIX – начала XX века оставило значительный след в истории  нашей страны и выступило идеологическим обоснованием революционного движения и практики борьбы с самодержавием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Идеологии как политико - социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».1

Политические идеологии  являются мотивацией политического  поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.

На сегодняшний день, идеология - мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать - то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей.

Идеология должна обладать одновременно противоположными свойствами: быть логичной и абстрактной и в то же время простой и понятной массам, отвечать их надеждам и насущным нуждам.

Идеология имеет дело с  массами, подстраивается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет к ее кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы.

В данной контрольной работе мы проследили за основными идейно-политическими  течениями в России, за их развитием  до сегодняшнего дня, за спецификой каждого  из них и нормами поведения  членов каждого из них.

Можно сделать вывод, что  каждое из рассмотренных политических течений обладают своей индивидуальной  идеологией , но при этом их объединяет стремление добиться поставленных целей, направленных на улучшение жизненных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Мухаев Р.Т./ Политология. Учебное пособие / Москва,2008.
  2. Соловьев А.И./Политология. Политическая теория. Политические технологии./Москва,2000.
  3. Костин Ю.В. /Российский радикализм второй половины XIX – начала XX века и современность /Образование и общество. №4,2008.
  4. Борисов Л.П. /Политология: Учебное пособие/ Москва, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

1  Мухаев Р.Т./ Политология / Москва,2008

 


Информация о работе Идеологии как политико - социальное мировоззрение