Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:02, контрольная работа
Политическая идеология представляет собой прежде всего опреде-ленную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
Идеологической основой социал-демократии является доктрина “демократического социализма”, основными ценностями которого провозглашается свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократы считают осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества: политической, экономической и социальной. Политическая демократия должна обеспечивать все права и свободы граждан; экономическая демократия предполагает многообразие форм собственности, рыночные отношения, участие трудящихся в управлении производством; социальная демократия должна обеспечить все социальные права трудящимся (право на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), а также ликвидацию всех форм гнёта, дискриминации, эксплуатации человека человеком.
Цели демократического социализма, подчёркивают лидеры социал-демократии, должны достигаться мирными, демократическими средствами, путём постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства, утвердившегося в странах Запада. Они отвергают насильственные методы диктатуры и беззакония для достижения целей социализма.
В целом социал-демократия
- сторонник социального
Сегодня социал-демократия представляет собой влиятельную политическую силу. К началу 90-х годов в мире существовало более 80 партий социал-демократической ориентации, из которых около 30 являются правящими (либо самостоятельно, либо в коалиции с другими партиями). 70 партий объединены в международной организации Социнтерн (созданный в 1951 г.). Социал-демократы представлены в парламентах большинства западных стран, за них голосуют более 200 млн. избирателей. Традиционным центром международной социал-демократии является Западная Европа. В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. возник новый центр социал-демократии в Латинской Америке. В 1989-1990 гг. социал-демократические партии появились в странах Восточной Европы и Советском Союзе, в 1990 г. - в Украине.
Со времени своего возникновения
(конец XIX - начало XX вв.) социал-демократические
партии, как партии рабочего класса,
к настоящему времени претерпели
существенные изменения. Это связано
с изменением социальной структуры
общества, сокращением фабрично-
Радикальные течения в современной России.
До недавнего времени в нашей политической литературе грань пролегала между правыми и левыми по классовому признаку, простой схеме: все идейно-политические течения, партии, социальные группы и др. буржуазные - правые; весь рабочий класс, трудящееся крестьянство - левые.
Такое деление исходило из сформулированного марксизмом главного противоречия - между трудом и капиталом.
Слово «радикализм» происходит от латинского radix (корень). Радикализм трактуется в современной научной литературе как идейно-политическое направление, которое ставит своей целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общественное положение. Термин «радикализм» в его общепринятом идейно-политическом значении был впервые употреблен М. Катковым в 1840 году.
Радикалы стремятся к
решительным методам и
В российской проправительственной и либеральной публицистике второй половины XIX – начала XX века радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства и часто трактовался с явно негативных позиций. Связано это было с особенностями радикально-революционного сознания, проявления и воплощения в жизнь радикально-революционных идей в России этого исторического периода.
Анализируя особенности
развития радикальных идейно-
В середине XIX века проводниками радикально-революционных идей выступали прежде всего разночинцы, представители русской интеллигенции и студенчества, выходцы из различных социальных групп и слоев тогдашней России, жившие своим трудом и являвшиеся проводниками «духовной революции» в российском обществе.
До 1860-х годов отечественный радикализм развивался в русле общедемократической идеологии, в дальнейшем идейно-политической основой радикализма становится его ориентация на народную (крестьянскую, пролетарскую) революцию.
Неудовлетворенность значительной части общества проведенными в стране реформами, непоследовательные, половинчатые действия правительства в конечном итоге привели к тому, что вся вторая половина XIX и начало XX века в истории России характеризуются бурным развитием радикально-революционного направления.
С 1870–1880-х годов радикальные идеи становятся центральными в идейно-политической борьбе, а с начала XX века превращаются в ведущий компонент общественного развития. Главным полем развернувшегося идейного противоборства стал вопрос о дальнейших путях развития России, о средствах достижения государственно-политического переустройства российского общества.
Отечественный радикализм развивался вне политической оппозиции, вне цивилизованных (или приближавшихся к цивилизованным) форм государственно-политической деятельности. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодежью, с молодыми интеллигентами, большинство из которых, находясь с середины XIX века в постоянной политической оппозиции правительству и царю, стали носителями и распространителями радикальных революционных идей.
Российский радикализм, исходя
из специфики российского
Отсюда – непредсказуемость политических действий радикалов, зачастую зависящих не от конкретной социально-политической обстановки, а от перемены настроений лидеров-вождей и т.п. Для радикалов в достижении их политических целей оказывались хороши все средства, в том числе противоправные, антиобщественные (террор, убийства, взятие заложников и др.).
Причем совершаемые убийства, преступления и беззакония не считались идеологами и практиками революционного радикализма безнравственными, а оправдывались некими высшими интересами революционной борьбы за счастье народа. Более того, предпринимались попытки создать свою, особую систему нравственных ценностей революционеров, борцов с государственной машиной самодержавия.
Российский радикализм второй половины XIX – начала XX века на общем фоне высокой религиозности российского общества приобрел атеистический характер, причем атеизм носил воинствующий, агрессивный характер.
Ведущим направлением радикальной политической мысли в России начала XX века стала социалистическая идея. В 90-х годах XIX века на арену общественно-политической жизни России под знаменем марксизма выступило социал-демократическое движение, которое определило ход всей последующей российской истории. Одним из наиболее влиятельных социалистических течений радикальной политической ориентации в начале XX века являлось также движение социалистов-революционеров (эсеров), развившееся на базе народнической идеологии и оказавшее значительное влияние на развитие революционного движения в России начала XX века.
В целом радикально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Идеологии как политико - социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».1
Политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология - мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать - то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей.
Идеология должна обладать одновременно противоположными свойствами: быть логичной и абстрактной и в то же время простой и понятной массам, отвечать их надеждам и насущным нуждам.
Идеология имеет дело с массами, подстраивается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет к ее кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы.
В данной контрольной работе
мы проследили за основными идейно-
Можно сделать вывод, что каждое из рассмотренных политических течений обладают своей индивидуальной идеологией , но при этом их объединяет стремление добиться поставленных целей, направленных на улучшение жизненных условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1 Мухаев Р.Т./ Политология / Москва,2008
Информация о работе Идеологии как политико - социальное мировоззрение