Идеологии как политико - социальное мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Политическая идеология представляет собой прежде всего опреде-ленную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». Иными словами, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Политическая идеология  представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, то орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти.

Политическая идеология  представляет собой прежде всего  определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Иными словами, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духовному экспансионизму. Через идеологию канализируются массовые эмоции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддержки.

Политическая история  на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, экологизм и христианско-демократическая идеология направляли мощные политические движения, то завоевывая какую-то часть политического пространства, то отходя на вторые позиции. В данной контрольной работе мы кратко остановимся на характеристике лишь тех идейных конструкций, которые в последние полтора-два столетия играют наиболее заметные роли на политической арене.

 

  1. Либерализм: базовые ценности и основные типы.

     Либерализм в современной России.

Либерализм является одним из самых распространённых идейно-политических течений.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита в конце XVII-XVIII в. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности.

Либерализм неизменно  отстаивал требования индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей. Связав свободу  личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма.

Экономическая доктрина классического  либерализма основывается на нескольких положениях: право человека на собственность, свободный рынок, свободная конкуренция, независимость экономической деятельности от государства. В соответствии с этим государство выполняет только одну функцию - охраны собственности, функцию “ночного сторожа”. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционализма.

Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. Из экономической свободы выводится политическая и гражданская свобода. В экономической теории либерализм пропагандирует свободу предпринимательства, рынка и конкуренции.

Либеральное понимание демократии - это политическое равенство людей, равенство их прав на жизнь, собственность и свободу. Государство отделено от гражданского общества. Выступая против феодального абсолютизма, либерализм сформулировал требование ограничения деятельности государства правом, законом и выдвинул против концентрации власти в одних руках принцип разделения властей. В дальнейшем история либерального мировоззрения обогатила его идеями всеобщих выборов, парламентаризма, политического плюрализма, местного самоуправления и др.

Либеральное мировоззрение  можно в целом характеризовать  как антиэтатистское, то есть отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь.

Наибольшее воздействие  на общественную жизнь либерализм оказал в 60-е годы ХХ века, затем его влияние  стало заметно ослабевать, он вступил  в полосу идеологического и политического кризиса.

Со временем принцип классического либерализма (полная свобода рыночной конкуренции при невмешательстве государства в экономическую жизнь) пришел в противоречие с потребностями общественного развития. Поэтому была признана необходимость государственного регулирования, а в качестве важнейшего средства совершенствования капиталистического общества стали рассматриваться реформы.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в  либерализме многочисленных внутренних течений, в которых менялись представления о важнейших ориентирах и способах их реализации.

Так в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, либо с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм»), и т.д.

Наиболее ярым защитником основополагающих ценностей либерализма явился либертализм, отрицавший возможности его внутренних перемен. Наиболее яркие представители либертализма Ф. Хайек и Л. Мизес считали, что любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре, а главную дилемму общественного развития следует видеть в отношениях между планированием (формой тирании) и конкуренцией (символом свободы).

Нынешняя стадия развития либерализма определяется как неолиберализм. Начало формирования неолиберализма было положено “новым курсом” Ф. Рузвельта, который (курс) сопровождался переосмыслением экономической и социальной роли государства. Неолиберализм признаёт необходимым определённое участие государства в регулировании экономических отношении, проведение активной социальной политики.

Неолибералы выступают с  требованиями социальной ответственности  бизнеса; перераспределения материальных благ (через систему налогов, государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества; расширения фондов общественного потребления (бесплатного распределения - школы, больницы и др.). Согласно неолиберализму, обязанность государства - ограждать личность от злоупотреблений и других негативных последствий функционирования рыночной системы. На смену “государства - ночного сторожа” приходит идея “государства всеобщего благоденствия”.

Либерализм является идеологией и политикой многих современных  политические партий, ориентированных на сохранение рыночных механизмов и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году, в который ныне входит свыше 30 партий. В ряде стран либералы находятся у власти или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют пятую по численности фракцию.

  1. Консерватизм: базовые ценности и основные типы.

Консерватизм - идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Консерватизм (термин впервые  употребил Ф, Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм – это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Предпосылкой возникновения  этих базовых представлений стали  попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местор, Л. де Бональд, Э. Бёрк, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и другие пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Консерваторы исходили из полного приоритета общества над  человеком. По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности.

Система воззрений консерваторов  базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных  подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса.

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители И. Кристол, И. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Основная ответственность  за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу.

  1. Социал-демократия: базовые ценности и современные типы.

Одним из наиболее влиятельных  современных идейно-политических течений, характерных для рабочего и демократического движения, является социал-демократия.

Идеи социализма возникли в глубокой древности. В соответствии с этими идеями строилась жизнь раннехристианских общин. Но своё теоретическое и идеологическое оформление это течение получило только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли К. Маркс и Ф. Энгельс, на базе учения которых сформировалось идеологическое течение - марксизм. На протяжении нескольких десятилетий марксизм оставался идеологией рабочего класса и был связан с его движением.

В отличие от марксизма, социал-демократическая  идеология исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в сторону социализма, сохраняя при этом социальный и межгосударственный мир.

Информация о работе Идеологии как политико - социальное мировоззрение