Государственная служба Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Во Франции государственными служащими являются все служащие государства как публичного юридического лица - его законодательных, исполнительных и судебных органов как в столице, так и за ее пределами. Помимо государственной службы Законом 1984 г. учреждена также публичная служба местных сообществ, регулируемая особо". Поскольку каждое публичное юридическое лицо - самостоятельный работодатель, в правовом положении его служащих имеются свои особенности. Примерно половина служащих государства и местных сообществ работает в системе публичного образования и здравоохранения.

Файлы: 1 файл

гос служба Фра.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

Постоянное жалование  является по существу своеобразной формой гарантированной оплаты труда. Но часто  его бывает недостаточно. Поэтому  Общий устав предусматривает  следующие виды дополнительных выплат: надбавку на проживание, надбавку на членов семьи, а также другие выплаты, установленные  законами и подзаконными актами.

Что касается государственных  социальных льгот, то в этом отношении  служащие находятся в относительно привилегированном положении по сравнению с работниками частного сектора. Государственным служащим предоставляются ежегодные отпуска, отпуска по болезни, родам и уходу  за ребенком, но на более благоприятных  условиях. Они также охвачены системой социального обеспечения. Для них  существует особый пенсионный режим.

Перемещения и продвижения  по службе. Возможно перемещение внутри одного и того же корпуса служащих с одной работы на другую в том  же разряде, иногда с переменой места  жительства. Такое перемещение характерно для корпусов с большим штатом, например, для работников просвещения, армии, полиции. Оно имеет место  как с согласия переводимого, так  и без его согласия. В армии  и полиции такие перемещения  возможны в массовом порядке.

Возможно продвижение  вверх по иерархической лестнице в одном и том же корпусе  служащих, в той же должности и  в том же учреждении. Служащие продвигаются как по разрядам, так и по классам. По разрядам служащий продвигается в  основном в зависимости от выслуги  лет. Каждые 1,5-2 года чиновнику, успешно  прошедшему аттестацию, присваивается  следующий разряд с более высоким  жалованием. С плохими аттестационными  оценками продвижение задерживается. Быстро или медленно, но все служащие продвигаются по службе. По классам  продвигаются не все, а по выбору руководства  или по конкурсу. Некоторые чиновники  за все время службы ни разу не повышаются в классе. Продвижение по службе осуществляется на основе аттестации. Каждому служащему, включая военных, начальник по службе дает ежегодно оценку в баллах и в виде развернутой  характеристики.

Перемещение между различными корпусами осуществляется путем  отбора или откомандирования. Отбор  служащих производится обычно на основе конкурса. Чиновник, например, может  поступить по конкурсу в Национальную административную школу и по окончании  ее быть зачисленным в другой корпус.

Откомандировать служащего  в другой корпус бывает нелегко, необходимо согласие соответствующих служб  обоих корпусов. Перевод в другой корпус часто применяется перед  назначением на высокую должность, с тем чтобы претендент поработал  года два низовым руководителем  в другом корпусе. Чиновник может  быть откомандирован и за пределы  государственной администрации: в  парламент, если он избран депутатом (на срок мандата); в ООН, ЮНЕСКО или другую международную организацию; на публичное  или даже частное предприятие. Если служащий направляется на частное предприятие, то он зачисляется в резерв. Следовательно, откомандирование организовано таким  образом, что гарантирует служащим сохранение рабочих мест.

Ответственность. Государственные  служащие несут ответственность  за свои неправомерные действия. Они  могут быть привлечены к уголовной  ответственности: за подкуп, взяточничество, извлечение личных выгод из должностного положения - за все то, что охватывается общим понятием "злоупотребление  служебным положением в корыстных  интересах".

Большое практическое значение имеет финансовая ответственность  служащих, которая наступает в  случаях причинения ими материального  ущерба. Этот ущерб может быть нанесен  третьему лицу и возмещен администрацией. Он может быть причинен непосредственно  самому учреждению. В обоих случаях  ответственность для служащего  наступает в форме денежных начетов. Однако начеты применяются редко, обычно лишь при наличии серьезной вины служащего.

Штрафы на руководителей  служб, материально ответственных  лиц и других служащих, допустивших  неоправданный расход, накладывает  Бюджетно-финансовый дисциплинарный суд. Но, как правило, сумма штрафа не покрывает растраты. Счетно-бухгалтерские  работники контролируются более  строго. Материально ответственные  лица и распорядители кредитов часто  привлекаются к ответственности  Счетной палатой и ее местными отделениями. Затем министр финансов или руководство самого учреждения принимает меры. Они могут, в частности, потребовать от виновника полного  возмещения недостачи из его личных сбережений. Обязаны отчитываться и  так называемые фактические распорядители, т. е. такие руководители учреждений (например, директор больницы), которые  сами ведут денежные дела, минуя  финансовые службы. Такие распорядители  обязаны отчитываться о всех денежных поступлениях, в том числе и  от частных лиц, и о всех расходах.

Еще чаще служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности, но при этом закон защищает служащих от произвола администрации. Так, перед  наложением дисциплинарного взыскания  виновнику обязательно сообщаются суть дела и претензии к нему, дается время для ознакомления с  материалами дела и для подготовки к защите, его приглашают на заседание  дисциплинарного совета, где он может  оправдаться и защитить себя лично  либо с помощью профсоюза или  адвоката. В качестве дисциплинарных советов выступают обычно двусторонние (паритетные) административные комиссии, решения которых носят рекомендательный характер. Окончательное решение  по дисциплинарному делу выносит  вышестоящий орган, и оно может  быть обжаловано в суде только по мотивам  превышения власти. Решение о наложении  дисциплинарного взыскания должно быть обязательно обосновано. В нем  указываются претензии к виновному  и причины, по которым оно было принято. Особый порядок существует по делам преподавателей: они подсудны дисциплинарным судам, состоящим из преподавателей; решение судов можно  обжаловать в Высший совет национального  образования, а затем - в Госсовет.

Законом предусмотрены  дисциплинарные взыскания различных  видов. Самые легкие - моральные: предупреждение и выговор. Следующие виды связаны  с продвижением по службе: приостановка повышения в разряде; временное  увольнение сроком до 15 дней; перевод  на другое место работы; понижение  в разряде; временное увольнение на срок от 6 месяцев до 2 лет.

Недостаток закона - отсутствие формулировок составов дисциплинарных проступков, которые поэтому устанавливаются  судами. Другой недостаток - отсутствие связи между проступком и дисциплинарной мерой. За один и тот же проступок  можно получить выговор или отстранение  от должности. Суды поэтому контролируют также суровость наказания. Госсовет в 1978 г. в решении по делу Лебона обязал суды следить за тем, чтобы администрация  при выборе меры наказания не допускала  явной ошибки в оценке проступка.

Иногда рассматриваются  одновременно два дела - уголовное  и дисциплинарное: одно общим судом, другое администрацией. Их подход к  судьбе чиновника бывает различным. Суд, толкуя всякое сомнение в пользу подсудимого, может счесть вину недоказанной и оправдать его. Администрация  же рассматривает дело с позицией морали и толкует все сомнительное не в пользу провинившегося. Чиновник поэтому может быть уволен всего  лишь по подозрению. Так поступили, например, с полицейским инспектором, в портфеле которого был найден краденый предмет. Суду такого факта было бы недостаточно для вынесения обвинительного приговора, поскольку вещь могли  подложить. Но этого было достаточно для администрации. Госсовет решение  администрации оставил в силе.

После каждых президентских  выборов принимается закон об амнистии, которой подлежат не только лица, совершившие уголовные преступления, но и служащие, совершившие дисциплинарные проступки. При этом не подлежат общей  амнистии лица, совершившие проступки, в которых проявилась нечестность, недобросовестность. Каждое такое дело на предмет помилования рассматривается  президентом индивидуально.

Обязанности служащих. Обязанности  прежде всего предполагают, что служащие все свое рабочее время должны посвящать служебной деятельности. Они не имеют права совмещать  свою работу с работой в другом государственном учреждении, а тем  более в частном секторе. Совместительство запрещено законом за единственным исключением: преподаватели вузов  могут совмещать свою работу с  обязанностями депутатов Национального  собрания.

Служащие обязаны  повиноваться своему начальству, особенно это касается военнослужащих. В Законе 1983 г. говорится: "Каждый служащий обязан следовать указаниям своего начальника, кроме случаев, когда отданное распоряжение является явно незаконным и может  причинить серьезный ущерб общественным интересам". Если с законностью  указания для служащего не все  ясно и возможный ущерб от его  исполнения не является достаточно серьезным, чиновник обязан подчиниться приказу  начальника, и вся вина перекладывается  на начальство.

По закону служащие обязаны  хранить как профессиональную тайну (врачебную, налоговую, военную, секреты  национальной безопасности) под страхом  уголовного наказания, так и служебную  тайну (например, сведения об исследовательских  проектах), за нарушение которой  они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Чтобы не прикрывалось служебной тайной плохое управление, общественность, выступившая за создание гласной администрации, добилась возложения Законом 1978 г. на органы управления обязанности  предоставления заинтересованным лицам  доступа к управленческой документации и информирования общественности о  существе и порядке работы администрации. В законе, однако, имеются многочисленные исключения - такие, как военная и  дипломатическая тайна, медицинские  документы и т. д.

Служащие обязаны  быть независимыми от посторонних влияний, в частности от влияния частного сектора. Поэтому, например, налоговые  инспектора и финансовые контролеры не должны иметь личных имущественных  интересов в контролируемых ими  банках и частных фирмах. Для государственных  служащих установлен пятилетний срок, в течение которого они не вправе после ухода их со службы устраиваться в подконтрольных им ранее частных  организациях.

Поведение служащего  вне службы также может привлечь внимание администрации. Аморальное поведение  в быту, вызывающе дерзкие поступки могут стать основанием для увольнения служащего с работы. Так поступили, например, с 45-летним школьным учителем - хорошим преподавателем. Вне школы  он выпивал и ученики часто  видели его спотыкающимся. Учителя  от работы отстранили. Госсовет счел отстранение  законным.

Политические права. Лицо, состоящее на государственной  службе, обладает политическими и  социальными правами. Законы запрещают  какое-либо упоминание в личном деле служащего о его политических и философских взглядах, религиозных  убеждениях. За нарушение данного  требования потерпевший может потребовать  выплаты возмещения. Административные суды неоднократно вставали на защиту служащих, подвергшихся дискриминации  по политическим взглядам. Уже говорилось о деле Бареля. В 1954 г. Госсовет рассмотрел также дело коммуниста Гия - инспектора академии, который одновременно был  муниципальным советником в департаменте Верхняя Марна. Инспектора отстранили от работы за членство в оппозиционной  партии. Госсовет решение администрации  аннулировал.

Итак, служащие свободны в своих взглядах и убеждениях. Эти свободы включают: свободу  совести; свободу вступления в члены  политической партии и занятия в  ней руководящих постов; свободу  выдвижения своей кандидатуры на выборах, причем за служащим сохраняется  его должность на все время  выборов и после выборов - как  в случае поражения, так и в  случае успеха.

Однако имеются некоторые  ограничения этих свобод. Согласно действующему праву служащий обязан быть объективным, нейтральным. Его  взгляды и убеждения не должны мешать ему относиться ко всем гражданам  одинаково, без какой-либо дискриминации. Так, преподаватели вузов не имеют  права преподавать свой предмет  однобоко, отдавая предпочтение одному течению религиозной, философской  или политической мысли. Служащие обязаны  проявлять сдержанность в своих  действиях и высказываниях, с  тем чтобы не нанести ущерба учреждению и его руководству. Принцип сдержанности был сформулирован Госсоветом и  затем закреплен правовыми актами. У комментаторов он вызывает большие  сомнения, поскольку может быть использован  для подавления выступлений в  пользу оппозиции. Помимо таких разрешенных  правом ограничений свобод служащих они могут подвергаться тайному давлению в виде, например, создания препятствий в продвижении по службе.

Социальные права. Служащие имеют право на создание профсоюзов, на забастовку, на участие в управлении учреждением. Право на создание профсоюзов было признано за работниками частного сектора еще в 1894 г. Вслед за этим и государственные служащие вопреки  запрету стали создавать свои профсоюзы. Но они были легализованы лишь в 1946 г. Только военнослужащие по-прежнему не могут иметь свои профсоюзы.

Профсоюзы служащих могут  обращаться с исками в суды: обжаловать уставы, подзаконные акты, индивидуальные акты (например, назначение на престижную должность). Но они не могут обжаловать дисциплинарные взыскания, это вправе делать лишь сами провинившиеся. Профсоюзы  имеют также право участвовать  в составе двухсторонних органов  в рассмотрении кадровых вопросов, в том числе и вопросов о  продвижении по службе, вести переговоры с правительством об оплате труда, обсуждать  на разных уровнях вопросы об условиях и организации труда. Служащие могут  быть откомандированы для выполнения профсоюзных обязанностей с оплатой  их труда из фонда профсоюза, иметь  отпуска на время профсоюзной  учебы, участвовать в рабочее  время в совещаниях. Профсоюзы  вправе проводить ежемесячно информационные совещания продолжительностью до одного часа, пользоваться служебными помещениями, вывешивать и распространять свои материалы, собирать членские взносы в помещениях учреждения.

До 1946 г. государственные  служащие не. имели права на забастовку. Участие в забастовке считалось  тяжкой виной и вело к немедленному увольнению. Конституция 1946 г. разрешила  такие забастовки, но служащие некоторых  категорий не могут бастовать: полицейские, работники исправительных учреждений, диспетчера воздушных сообщений.

Информация о работе Государственная служба Франции