Авторитаризм: сущность и особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Файлы: 1 файл

многопартийная система Беларуси.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

человек.

В-третьих, формирование политических партий в республике проходило  в период

тотального кризиса  общества и намного опережало  психологическую готовность

населения к  осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно

почти 60 процентов  населения республики не поддерживали ни одной партии, а

более 28 процентов  не знали о том, какие партии или  общественные движения

есть в республике.

В-четвертых, становление  партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до

принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О  политических

партиях", проводились  на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об

общественных  объединениях", принятого в октябре 1990 года, и "Временного

положения о  порядке образования и деятельности общественных объединений

граждан в Белорусской  ССР" (1990 год). Эти документы лишь номинально

регламентировали  создание партий и их регистрацию, обретение  ими юридического

лица, вступление в блоки, участие в избирательном  процессе и т.д. В

документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия

"политическая  партия", определение места партии  в политической системе и их

прав, принципы взаимоотношений с органами государственной  власти, источники

финансирования  политической деятельности партий.

В-пятых, между  политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом

свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три

партии экологического характера, две — спортивного, столько  же партий ставят

своей задачей  упрочение республиканского строя  в стране, две партии

апеллируют к  гражданам с коммунистическими  идеями.

Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои

предпочтения  и особенности. Но нередко это  лишь амбициозные устремления

лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах.

Понятно, это  — болезнь роста, развития. К сожалению, она пока прогрессирует.

Как развивался процесс многопартийности в республике?

Весна 1991 года явилась  социальным половодьем, вызвавшим появление  ряда

политических  партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув  на волне

эйфорической критики монопольно правящей КПБ, широко использовали митинговую

практику работы.

Пик активности политических партий — 1995 год, когда  проходили выборы

депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.

Парламентские выборы позволили выявить степень  поддержки различных партий

избирателями  на данном этапе. В высший законодательный  орган страны своих

представителей  сумели провести 16 партий. Депутатские  мандаты распределились

следующим образом: Партия коммунистов — 45, Аграрная партия — 33, Партия

народного согласия — 8, Объединенная демократическая  партия — 5, Гражданская

партия — 2, Белорусская  социал-демократическая партия — 2, Партия

всебелорусского единства и согласия — 2. По одному депутату было избрано от

Белорусского  патриотического движения, Партии "зеленых", от партий труда и

справедливости, социалистической, крестьянской, народной, социально-

спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избрано также 96

беспартийных  депутатов.

Необходимо отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогам

парламентских выборов выглядело достаточно весомо.

Парламентские партии продемонстрировали тогда некоторую  политическую зрелость

и умение приходить  к согласию. В результате взаимодействия лидер Аграрной

партии С.Шарецкий был избран Председателем Верховного Совета, а председатель

Партии коммунистов  Белорусской В.Новиков — его  первым заместителем.

В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять парламентских

фракций: коммунистов (45 человек), аграриев

(49 человек), "Гражданское  действие" (18 человек), "Согласие"

(61 человек), социал-демократическая  фракция "Союз труда"

(15 человек).

В 1994 году в нашей  стране была принята Конституция, измененная и дополненная

путем референдума 1996 года. За это время политический процесс в Беларуси

резко изменился, что в свою очередь повлияло на партийные взаимоотношения в

стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой развития партий Беларуси

являлся антагонизм двух ведущих среди них — ПКБ  и БНФ, то с осени 1996

ситуация резко  изменилась. Партии- антагонисты объединились по ряду

принципиальных  положений в единую оппозицию.

Как должны взаимодействовать  органы государственной власти с  политическими

партиями и  общественными движениями?

В России, например, есть опыт функционирования Политического  консультативного

совета при  Президенте Российской Федерации, в  который вошли члены партий, не

представленных в парламенте. Через этот совет власть ведет диалог с

политическими организациями.

У нас в республике предпринимались попытки поиска форм диалога с

политическими партиями и общественными организациями, но они были

нерезультативными.

По мнению С.Посохова, бывшего помощника Президента Республики Беларусь, в

Беларуси можно  создать такой же, как в России, совет, но без участия

представителей  БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют

непримиримую  оппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в

любой форме, "объединившись  в альянс на основе ненависти к  Президенту и

проводимому им курсу".

В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила о

создании Общественного консультативного совета при Президенте. Эту инициативу

поддержали представители 20 общественных объединений и политических партий.

Необходимо отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот момент

в республике партий свои подписи под заявлением о  создании Совета поставили

представители только десяти из них: Белорусской крестьянской партии,

Белорусской народной партии, Белорусского научно-производственного  конгресса,

Белорусской объединенной спортивной партии, партии "За социальную

справедливость", Белорусского христианско-демократического союза, КПБ, ЛДП,

Республиканской партии и социал-демократической  партии народного согласия.

Две наиболее крупные  в стране партии — Объединенная гражданская и партия

Белорусского  Народного Фронта — категорически  отказались от участия в

Общественном  консультативном совете. Бывший помощник Президента С.Посохов

считает, что "они  не доросли до политического диалога".

Сторонники создания консультативного Совета полагают, что  он мог бы выполнять

функции совещательного органа при Президенте. В рамках Совета могли бы

проводиться необходимые  политические консультации, обсуждение общественно

значимых проектов, что позволило бы наладить обратную связь между партиями,

общественными объединениями и органами государственной  власти.

Информация о работе Авторитаризм: сущность и особенности проявления