Авторитаризм: сущность и особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Файлы: 1 файл

многопартийная система Беларуси.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

     К четвертой группе (национально-демократические  партии) относятся Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение БНФ на две самостоятельные организации  тесно связано с резким падением его авторитета и влияния на политическую жизнь страны, а также с противоположными взглядами на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия  внутри БНФ усилило нежелание  сторонников 3. Позняка менять стратегию  и тактику в национально-демократическом  движении, идти на компромиссы с  потенциальными сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества с политическими  партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому  падению рейтинга обеих партий.

     К пятой группе (экологические партии) принадлежат Белорусская партия «Зеленые» и Белорусская экологическая  партия зеленых «БЭЗ».

     Следует заметить, что такая традиционная классификация политических партий (левые, правые, центристы) применительно  к белорусским партиям является условной, поскольку белорусское  общество находится на начальном  этапе многопартийности, когда еще  не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои интересы и  готовые отстаивать их с помощью  политических партий. Вместе с тем  можно предположить, что из вышеназванных  формирующихся политических групп  именно две первые способны занять доминирующее положение в структуре общественно-политических сил страны, потому что их социальные ценности в большей мере соответствуют менталитету белорусов.

     В настоящее время партийная система  Республики Беларусь находится в  стадии формирования, отличается нестабильностью  и имеет свои особенности.

     Не  все партии способны разработать  научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного  развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений  о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает  за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет  Беларуси, в их программах отсутствуют  механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных  документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.

     Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую  осуществляет назначенное Президентом  и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности  играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между  государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1).

     В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.

     Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией  не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное  существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией  на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько  же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических  партий.

     В связи со слабой материально-технической  базой большинство политических партий не имеет собственных средств  массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные  и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

     Поскольку политические партии не обладают властными  рычагами для решения насущных проблем  трудящихся, люди не видят в их существовании  большой пользы и не нуждаются  в них. Этим частично объясняются  низкие рейтинги политпартий.

     Наличие объективных трудностей во многом объясняет  причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных  ошибок. К ним, прежде всего, относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Формирование  партийной системы в Беларуси

Формирование  партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после

распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный  характер.

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более

ускоряющиеся  темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в

1991 — пять, в  1992 — шесть, в 1993 — шесть,  в 1994 — 16. Всего к началу

избирательной кампании по выборам в Верховный  Совет Республики Беларусь 13-го

созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было

зарегистрировано 34 общественных объединения.

На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было

зарегистрировано  всего более двух тысяч общественных объединений и фондов, 41

политическая  партия,

38 свободных  профсоюзов, 4 профсоюзных объединения.  При этом активность

населения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997 году

зарегистрировано

421 объединение.

В результате объединения  отдельных партий, а также их самоликвидации 6

политических  партий были исключены Министерством  юстиции из Государственного

реестра политических партий.

В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6

политических  партий были ликвидированы. В настоящее  время осталось 29

политических  партий .

Для сравнения:

В России на федеральном  уровне зарегистрировано свыше 90 общероссийских

партий, около 50 общероссийских политических движений, множество других

общественных  организаций, имеющих политические цели

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского

общества четко  обозначились три группы политических партий и общественных

движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной,

антикоммунистической  направленности; 2) демократические  партии центристского

характера; 3) партии левого крыла политических сил —  коммунистической,

социалистической  ориентации.

К первой группе следует отнести партии, которые  ставят своей программной

целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому  образцу,

обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию"

(Партия Белорусского  Народного Фронта, Крестьянская  партия, Объединенная

гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-

демократический союз и другие).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают  за социально

ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной

защите населения  со стороны государства. В их числе  Белорусская социал-

демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и

согласия и  некоторые другие.

Левая сторона  политического спектра включает в себя Партию коммунистов

Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую  партию труда

и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

В чем особенность  белорусской многопартийности?

Белорусское общество находится на начальном этапе  формирования

многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои

особенности.

Во-первых, в  республике пока отсутствует полноценная  социальная база для

многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в

социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими

специфическими  интересами только начинают складываться.

Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии и

движения, претендующие на выражение и представительство  в структурах власти

интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-

политическим  разнообразием.

Во-вторых, по количественному  составу большинство политических партий крайне

малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть

необходимый для  регистрации в Министерстве юстиции  рубеж в 500 человек. По

сути дела почти  все политические образования, которые  зарегистрированы в

качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном

смысле этого понятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики

Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не

"звезды", а  "карлики", многие из которых  практически бездействуют.

По данным Министерства юстиции, опубликованным в газете "Звязда" 3 марта 1998

года, среди самых  многочисленных партий — Партия коммунистов  Белорусская

(Калякин) —  10 429, Либерально-демократическая партия (Гайдукевич) — 3985,

Коммунистическая  партия Белоруссии (Чикин) — 7011, партия Белорусского

Народного Фронта (Позняк) — 2338, Объединенная гражданская  партия

(Богданкевич) — 2500, Белорусская социал-демократическая партия "Народная

Громада" (Статкевич) — 1729, Социал-демократическая партия народного согласия

(Сечко) — 1795, Белорусская крестьянская партия (Лугин) — 1647, Белорусская

патриотическая  партия (Баранкевич) — 1342.

Необходимо отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале

1998 года о  численном составе политических  партий и их деятельности,

количество членов почти всех партий в течение пяти лет уменьшилось в

несколько раз. Например, на момент регистрации в  рядах Белорусской

крестьянской  партии состояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической

партии — 19, Партии БНФ — 5, Партии коммунистов Белорусской  — 20 тысяч

Информация о работе Авторитаризм: сущность и особенности проявления