Авиация в тушении пожаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Краткое описание

Кроме того, в результате поиска путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине XX века был обозначен главный вывод - для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно приступить к ликвидации. Как проводить охрану лесов крупных районов, где нет развитой дорожной сети?

Оглавление

- Введение 3
- Особенности и недостатки использования авиации для обнаружения и тушения пожаров. 4
- Виды самолетов. 6
- Виды вертолетов. 13
- Вывод 24

Файлы: 1 файл

копия.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Летно-технические  характеристики   Ми-26ТП.

Модификация Ми-26ТП
Диаметр главного винта, м 32.00
Диаметр хвостового винта, м 7.61
Длина,м 33.73
Высота ,м 8.145
Ширина, м 3120
Масса, кг  
пустого 28600
нормальная  взлетная 49650
максимальная  взлетная 56000
Тип двигателя 2 ГТД  ЗМКБ Прогресс Д-136
Мощность, кВт 2 х  8380
Максимальная  скорость, км/ч 295
Крейсерская скорость, км/ч 255
Практическая дальность, км 2000
Дальность действия, км  
с заправкой основных топливных баков 670
с заправкой основных и доп. топливных  баков 1800
Практический  потолок, м 6500
Статический потолок, м 1520
Экипаж, чел 5
 
 
 
 

Ми-14ПЖ 

Морской многоцелевой вертолёт берегового базирования, разработки ОКБ М.Л. Миля . Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973—1986 годах было изготовлено 273 вертолёта Ми-14. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава ВМФ России и выведены в резерв.

Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя надувными поплавками бочкообразной формы по бокам (балонетами), объёмом 4 куб.м. В процессе работ по теме конструкция Ми-8 претерпела существенные изменения — по сути спроектирован новый вертолёт с более мощными двигателями ТВ3-117 (2200 л.с.), новым главным редуктором ВР-14, ВСУ Аи-9. Рулевой винт перенесён на другую сторону (в отличие от Ми-8), что увеличило его эффективность. На вертолёте убираемое 4-х стоечное шасси. Топливо размещается в трёх группах баков общей ёмкостью 3240 л. При установке одного дополнительного бака ёмкость возрастает до 3685 л.

Оборудование  вертолёта также претерпело значительные изменения. На противолодочном Ми-14ПЛ установлены РЛС «Инициатива 2-М», опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, КВ радиостанция Р-842М, УКВ радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-З, радиокомпасы АРК-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14.Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в грузовом (оружейном) отсеке.

В противолодочном  варианте вертолёты работают парой. Один вертолёт выполняет поисковые  задачи и загружается гидроакустическими буями РГБ-НМ (36 шт), а второй вертолёт является ударным и загружается противолодочным оружием - торпедой АТ-1М.

Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами. Также этот вертолёт может применяться для транспортировки грузов на внешней подвеске, высадки морских десантов и просто для транспортных перевозок. Для повышения дальности полёта в пассажирской кабине могут устанавливаться два дополнительных топливных бака.

Ми-14БТ предназначен для траления акваторий от мин  и обеспечивает буксировку контактных и неконтактных тралов разных типов, шнуроукладчика и буксируемых шнуровых зарядов. Вертолёты буксируют трал парой или одиночно, в зависимости от типа трала.

Вертолёты Ми-14 — единственные отечественные полноценные вертолёты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности. Для уменьшения вредного воздействия морской воды на конструкцию створки грузоотсека (бомболюка) иногда герметизировали кустарным способом, просто замазывая щели детским пластилином.

Удачные конструктивные решения, разработанные для Ми-14, в дальнейшем использовались на других вертолётах: Ми-8МТ, Ми-24.

Вертолеты поставлялись в государства Варшавского договора, на Кубу и Ливию. В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ  сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше. 
 
 
 

   Летно-технические  характеристики Ми-14ПЖ.

Модификация  Ми-14ПЖ
Диаметр несущего винта, м 21.29
Диаметр рулевого винта, м 3.91
Длина,м 18.38
Высота ,м 6.93
Масса, кг    
пустого 8900
максимальная  взлетная 13600
максимальная  взлетная 14000
Внутренние  топливо, л 3795
Тип двигателя 2 ГТД  Климов ТВ3-117М
Мощность, л.с. 2 х  1950
Максимальная  скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая  дальность, км 1200
Практический  потолок, м 4000
Статический потолок, м 1600
Экипаж, чел 4
Полезная  нагрузка:  до 24 пассажиров или 3000 кг груза

Вывод

 

Применение  авиационных средств для борьбы с пожарами, привлекательно, в первую очередь, по причине высокой оперативности. Тут просматривается прямая аналогия со скорой медицинской помощью, где существует «Правило золотого часа». Ущерб от воздействия огня, с начала возгорания, увеличивается не в прямой, а в геометрической прогрессии, поэтому использование авиационных средств выгодно, несмотря на их более высокую стоимость.

С классификацией средств доставки – всё просто. Либо самолёт, либо вертолёт. Такие  экзотические варианты, как автожиры и дирижабли, можно не принимать  во внимание, по причине малого распространения и неустранимых конструктивных недостатков. 
Самолёты применяются самые различные. От лёгких, до тяжёлых. Способных взлетать как с суши, так и с воды. Самый тяжёлый противопожарный самолёт – Ил-76. Самый разрекламируемый – самолёт – амфибия Бе-200. За рубежом, так же используются противопожарные самолёты – амфибии (CL-415 Канада, SH-5 Китай и др.). Как правило, это не новые самолёты, с продлённым ресурсом и установленным на них оборудованием для забора и сброса воды.

С вертолётами ситуация несколько иная. Во-первых, их производят гораздо меньшее количество стран, чем самолёты. Во-вторых, как тип воздушного судна – вертолёт, почти в два раза моложе. И, в-третьих, как это ни странно, до сих пор не выработана единая концепция эффективного пожаротушения, защиты от пожаров, и главное, система финансирования затрат на все эти мероприятия. Поскольку гораздо легче определить объём затрат на ликвидацию последствий, нежели на их профилактику. 
Согласно данным специалистов, в настоящее время, вертолеты составляют около 40-50% парка всех ЛА мира, находящихся в эксплуатации. Широкое распространение вертолеты получили благодаря своим главным преимуществам по сравнению с самолётами – способностью выполнять вертикальный подъем и спуск и зависать на месте. Это позволяет совершать взлет и посадку на ограниченном пространстве и, по существу, переводит вертолет в класс летательных аппаратов, не требующих для себя аэродромных площадок. Благодаря указанным достоинствам вертолет способен выполнять крано-монтажные работы, перевозку пассажиров и грузов в районы, не имеющие взлетно-посадочных полос, авиахимработы в труднодоступных местах, над садами и виноградниками. Широкий диапазон скоростей полета способствует применению вертолетов в поисково-спасательных операциях, инспекционных и осмотровых полетах, пожаротушении. Дальнейшее совершенствование вертолетной техники повышает конкурентоспособность ее применения по сравнению с самолетами, а также с другими видами транспорта в транспортных перевозках на малые и средние расстояния. 
 
На международной конференции-выставке “Поиск и спасение”, прошедшей в декабре 2001 года в Сан-Диего: говорилось о наступлении новой эры в развитии поисковых и спасательных вертолётов. События, прошедшие с тех пор в мире, лишь подтверждают данное утверждение. 
Применение вертолётной техники в борьбе с пожарами, связано главным образом, с возможностью оперативной доставки к месту чрезвычайной ситуации, пожарных, спасателей, технических средств пожаротушения, а так же эвакуации пострадавших. Оперативность эта определяется не столько скоростью полёта вертолёта, сколько возможностью добраться до требуемого места, при отсутствии дорог или наличии дорожных пробок и завалов. Стоимость подобных работ, несоизмеримо выше, чем скажем, у автомобильного транспорта, но зачастую, лишь вертолёт является единственно возможным средством борьбы с пожарами и ликвидацией последствий аварий и катастроф. 
Следует также иметь в виду, что во время самого пожаротушения, имеется возможность регулировать скорость вертолета при сливе огнегасящей жидкости на кромку пожара или создания заградительной полосы перед фронтом огня. Тем самым, увеличивая или уменьшая дозировки воды. Подобное невозможно осуществить самолетами-танкерами, поскольку объем жидкости, сброшенной с самолета, будет иметь в 1,5-2 раза большую длину и ширину, и соответственно меньшие дозировки огнегасящей жидкости на земле. 
Так как, сам по себе, вертолёт является универсальным средством доставки, то часто выбор его типа определяется просто: Используется всё то, что есть под рукой на данный момент. Лишь бы позволяла грузоподъёмность. И только в последние годы наметилась тенденция создания узко специализированных вариантов винтокрылых противопожарных машин. Но создаваемые и созданные, в настоящее время устройства, средства и методики вертолётного пожаротушения имеют достаточно неполный и обрывочный характер. Поскольку пожарные, часто не знают (и не представляют), на что способен вертолёт, а конструктора вертолётов (только они имеют право устанавливать и сертифицировать дополнительное оборудование) не имеют представления, что нужно пожарным. 
Виды пожаров и способы тушения 
Пожары бывают самые различные. Большие и малые, площадные и локальные, в лесу и в городе… Но наиболее часто, авиационные средства пожаротушения используются для борьбы именно с лесными пожарами. Тушат, либо, сбрасывая воду (пену) на очаг пожара, либо устанавливая заградительные полосы, препятствующие распространению огня. Вообще, тушить лесной пожар – занятие крайне опасное. При большой высоте сброса резко снижается эффективность, т.к. значительная часть воды успевает испариться, не долетев до земли. А при низкой высоте полёта в обеднённом кислородом горячем воздухе – существует опасность помпажа двигателей и катастрофы. Можно конечно, увеличивать длину троса между вертолётом и сливным баком, перевозимым на внешней грузовой подвеске. Но тут тоже имеются свои минусы: опасность зацепа, за провода и ветки, ниже точность и производительность. Установка заградительных полос, куда безопаснее, но эффективна лишь при использовании пены, что требует специального оборудования. 
Реже случается применять вертолёт в городских условиях. Однако действуя традиционным способом – сбрасывая воду на крышу здания, можно причинить ущерба больше, чем нанесёт сам пожар (происходящий в одной из квартир). Поэтому конструктора пытаются создать различные типы горизонтальных водяных и водо-дисперсных пушек. 
Отдельной строкой можно выделить пожары нефтепродуктов и электроподстанций. Здесь использование воды невозможно. Только пена. 
Ещё один из способов авиационного пожаротушения – применение специальных пластиковых бомб, образующих при взрыве облако аэрозоля, подавляющее процесс горения. Эффективность высокая, но пока до конца не определён ущерб, наносимый окружающей среде химическими веществами, входящими в состав аэрозоля. Да и стоимость их существенно выше, чем стоимость воды, взятой из ближайшего водоёма. 
Устройства авиационного пожаротушения. 
Основным и наиболее простым устройством для вертолётного пожаротушения, изначально, были и остаются, подвешиваемые на внешней подвеске ёмкости для воды. Данный способ применим на любых вертолётах, имеющих внешнюю грузовую подвеску. Собственно, использование таких ёмкостей, для эксплуатанта, привлекательно тем, что можно быстро и дёшево сделать пожарным практически любой вертолёт, поскольку, данная модернизация не вносит изменений в конструкцию самого вертолёта, а значит, не требует сертификации. 
 
 

Информация о работе Авиация в тушении пожаров