Романская архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:45, реферат

Краткое описание

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной. Средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской культуры. В области архитектуры западно-европейское средневековье выработало два значительных стиля, романский и готический, наиболее полно изо всех искусств выразивших мировоззрение эпохи.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4
2.1 Общая характеристика Романского стиля в архитектуре……………………...4
2.2 История Романского стиля……………………………………………………….5
2.3 Строительные приёмы, тектоника………………………………….....................7 2.4 Здания и архитектурные комплексы………………………………....................10
2.5 Романское искусство в архитектуре Франции………………………................13
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..15
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..16
5.ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………….17
5.1 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..17
5.2 ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………...................................................................................18

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4

      2.1       Общая характеристика Романского стиля в архитектуре……………………...4

    2.2 История Романского стиля……………………………………………………….5

      2.3  Строительные приёмы, тектоника………………………………….....................7 2.4 Здания и архитектурные комплексы………………………………....................10

     2.5 Романское искусство в архитектуре Франции………………………................13

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..15

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..16

5.ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………………………………….17

      5.1 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..17

      5.2 ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………...................................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

            

 

1.ВВЕДЕНИЕ

    Романская архитектура или романский стиль в архитектуре сложились в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Они являлись самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений — феодальный замок, городские укрепления, крепости, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

    В течение всего европейского Средневековья  параллельно существовало несколько  практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено  многообразием и замкнутостью жизни  в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской  культурой располагались среди  обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной. Средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской культуры. В области архитектуры западно-европейское средневековье выработало два значительных стиля, романский и готический, наиболее полно изо всех искусств выразивших мировоззрение эпохи.

    В своей работе я и хочу рассмотреть  самый своеобразный стиль  в архитектуре  – романский, раскрывая всю его сущность  и приводя примеры различных сооружений (замков, крепостей, соборов и  церквей) построенных в этом стиле, для чего я и взял в «главный» пример архитектуру Францию. 

 

2.ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

2.1 Общая характеристика Романского стиля в архитектуре

    Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

    Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита  тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском  стиле доминируют мощные стены, массивные  полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

    В интерьере романского стиля также  скорее мощь, нежели изящество. Все  элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

    Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых  сводов. Основной мотив интерьера  — полуциркульные арки. В целом  заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

   Основные  элементы Романского стиля:

    -  рельефная плоскость, лаконичность и простота;

    - цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;

    - бочарные, полуциркульные, горизонтальные и вертикальные линии;

    - прямоугольные и цилиндрические формы;

    - каменные, массивные, толстостенные конструкции;

    - полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок;

    - залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

    - замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

 

                    2.2 История Романского стиля

         Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

         Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

         Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

         Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

         Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

         Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

         Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

          Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

           Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

           Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

           Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине. Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль. 
 
 
 
 
 

                                     2.3 Строительные приёмы, тектоника

            Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.

          С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы - контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы (см. ниже).

          В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период архитектор выносит активно работающие вертикальные опоры за пределы наружных стен и делает этот прием обязательным принципом нового компоновочного метода.

          В период зрелой романской архитектуры (ХII в.) принцип дифференциации конструкции начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тесаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки.

          На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Такие же полуколонки, но меньшего размера отвечали продольным и поперечным аркам малых нефов. Сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

          Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Она тесно связана с тектонической структурой всего базиликального здания и особенностями его конструктивной схемы. Это своеобразный средневековый «ордер», в пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.

         Основным материалом для возведения крупных построек служил камень местных пород, главным образом известняк. Применялись также разноцветные камни вулканического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки - мрамор (в Средней Италии). Кирпич применялся главным образом в северных областях Франции, в Германии и Нидерландах.

    Чаще  всего укладка велась из небольших  отесанных камней, уложенных на растворе. Романские строители полностью  отказались от приемов укладки камней насухо, а также от приемов бетонной кладки горизонтальными слоями, характерных  для римской техники. Стены обычно выполнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.

    Своды романских зданий делались из клинчатых  тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись  по деревянным кружалам. В целях  экономии материала камни для  укладки стен имели различную  длину и высоту. Выравнивались  по высоте лишь камни, находящиеся в  одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту. Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.

Информация о работе Романская архитектура