Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:31, доклад
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Введение
1.Романский стиль
2.Романский стиль в истории государств
3.Романский архитектурный стиль
Заключение
Приложения
Список литературы
План
Введение
1.Романский стиль…………………………………………………………………
2.Романский стиль в
истории государств……………………………………………………
3.Романский архитектурный
стиль……………………………………………………………….
Заключение
Приложения
Список литературы
Введение
Термин «романский
стиль» условен и возник в первой
половине 19 века, когда была обнаружена
связь средневековой
Романский стиль
впитал многочисленные элементы раннехристианского
искусства, меровингского искусства, культуры
"каролингского возрождения" (а, кроме
того, искусства античности, эпохи переселения
народов, Византии и мусульманского Ближнего
Востока). В отличие от предшествующих
ему тенденций средневекового искусства,
носивших локальный характер, романский
стиль явился первой художественной системой
средневековья, охватившей (несмотря на
вызванное феодальной раздробленностью
огромное многообразие местных школ) большинство
европейских стран. Основой единства романовского
стиля была система развитых феодальных
отношений и интернациональная сущность
католической церкви, которая была в ту
эпоху наиболее значительной идеологической
силой общества и благодаря отсутствию
сильной светской централизованной власти
имела основополагающее экономическое
и политическое влияние. Главными покровителями
искусств в большинстве государств были
монастырские ордена, а строителями, рабочими,
живописцами, переписчиками и декораторами
рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились
бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей
и скульпторов).
1.Романский стиль
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Если в раннем
романовском стиле
В романской живописи
и скульптуре центральное место
занимали темы, связанные с представлением
о безграничном и грозном могуществе
божьем (Христос во славе, "страшный
суд" и т. д.). В строго симметричных
композициях безраздельно доминировала
фигура Христа, значительно превосходящая
по размерам остальные фигуры. Более свободный
и динамичный характер принимали повествовательные
циклы изображений (на библейские и евангельские,
житийные, изредка - исторические сюжеты).
Для романовского стиля характерны многочисленные
отклонения от реальных пропорций (головы
непропорционально велики, одежды трактуются
орнаментально, тела подчинены абстрактным
схемам), благодаря которым человеческий
образ становится носителем преувеличенно
экспрессивного жеста или частью орнамента,
нередко не утрачивая при этом напряжённой
духовной выразительности. Во всех видах
романского искусства часто существеннейшую
роль играли узоры, геометрические или
составленные из мотивов флоры и фауны
(типологически восходящей к произведениям
звериного стиля и непосредственно отражающей
дух языческого прошлого европейских
народов). Общая система образов романовского
стиля, на зрелой стадии тяготевшего к
художественному универсальному воплощению
средневековой картины мира, подготовила
свойственное готике представление о
соборе как своеобразной "духовной
энциклопедии".
2.Романский стиль в истории государств
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи "Великого переселения народов", Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.
Главными распространителями
романского стиля (прежде всего в области
культовой архитектуры) были монастырские
ордена, а строителями, рабочими, живописцами,
скульпторами, переписчиками и декораторами
рукописей - монахи; в конце 11 в. появились
бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей
и скульпторов). Отдельные романские здания
и комплексы (церкви, монастыри, замки)
обычно возводились среди сельского ландшафта
и господствовали над округой как земное
подобие "града божьего" или наглядное
выражение могущества феодального владыки.
Романские постройки гармонировали с
природным окружением, их компактные формы
и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали
естественный рельеф, а местный камень,
чаще всего служивший строительным материалом,
органично сочетался с почвой и зеленью.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной
силы. Характерными особенностями построек
романского стиля были массивные стены,
тяжеловесность и толщина которых подчёркивались
узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными
порталами, а также высокие башни, ставшие
одним из главным элементом архитектурных
композиций. Романское здание представляло
собой систему простых стереометрических
объёмов (кубов, параллелепипедов, призм,
цилиндров), поверхность которых расчленялась
лопатками, аркатурными фризами и галереями,
ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими
его монолитной целостности. Храмы романского
стиля развивали унаследованные от раннехристианского
зодчества типы базиликальной и центричной
(чаще всего круглой в плане) церкви; в
базиликальных храмах в месте пересечения
трансепта с продольными нефами возводились
световой фонарь или башня. Каждая из главных
частей храма представляла собой отдельную
пространственную ячейку, как внутри,
так и снаружи чётко обособленную от остальных.
В интерьере мерные ритмы разделяющих
нефы аркад и подпружных арок, на значительном
расстоянии друг от друга включавшихся
в каменную массу свода, вызывали ощущение
устойчивости конструкции храма; это впечатление
усиливалось сводами (преимущественно
цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными,
реже - куполами), пришедшими в романский
стиль на смену плоским деревянным перекрытиям
и первоначально появившимися в боковых
нефах.
Если в раннем романском стиле главную
роль в декоре играла настенная живопись,
то в конце 11-начале 12 вв., когда своды и
стены обрели более сложную конфигурацию,
ведущим видом храмового декора стали
монументальные рельефы, украшавшие порталы,
а часто и всю фасадную стену, а в интерьере-сосредоточенные
на капителях колонны. В зрелом романском
стиле плоский рельеф сменяется более
высоким, насыщенным светотеневыми эффектами,
но неизменно сохраняющим органичную
связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная
миниатюра, а также декоративно-прикладное
искусство: литьё, чеканка, резьба по кости,
эмальерное дело, художественное ткачество,
ювелирное искусство.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям "звериного стиля"). Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".
В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье); в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль).
В скандинавских
странах большие городские соборы часто
следовали немецким образцам; черты местного
своеобразия характерны для приходских
и сельских церквей. Романский стиль развивался
также в Польше, Чехии, Венгрии и др. странах.
За пределами Европы очагами романского
стиля были замки, возведённые крестоносцами
в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак
де Шевалье, 12-13 вв.) Отдельные черты романского
стиля проявились в искусстве Древней
Руси (например, в архитектуре и пластике
владимиро-суздальской школы).