Романская архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:45, реферат

Краткое описание

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной. Средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской культуры. В области архитектуры западно-европейское средневековье выработало два значительных стиля, романский и готический, наиболее полно изо всех искусств выразивших мировоззрение эпохи.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4
2.1 Общая характеристика Романского стиля в архитектуре……………………...4
2.2 История Романского стиля……………………………………………………….5
2.3 Строительные приёмы, тектоника………………………………….....................7 2.4 Здания и архитектурные комплексы………………………………....................10
2.5 Романское искусство в архитектуре Франции………………………................13
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..15
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..16
5.ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………….17
5.1 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..17
5.2 ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………...................................................................................18

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

    Особое  значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения  давления в кладке стены или свода. Конструкция последних приобретала структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.

    В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению  особенностей тектоники зданий.

    В эпоху романской архитектуры  центрами монументального строительства  были монастыри, в которых храм был  религиозным и общественным центром, а также последним убежищем при  нападении противника. Структура  храма с нартексом, базиликальным залом, трансептом, хором, апсидой и угловыми башнями соответствовала ритуальным канонам, а также общественным и оборонительным функциям.

    Внутреннему строению храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов  соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членением стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрфорсам. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в поздний период иногда - стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками - аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Проёмы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль. 
 
 
 
 
 

 

2.4 Здания и архитектурные комплексы

    Романская архитектура отличается большим  разнообразием форм. В ней наблюдается  множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и  художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Аквитании  и др., в Германии - Саксонская и  Рейнская школы. В городах, прилегающих  к Адриатическому побережью, заметно  было влияние византийской архитектуры.

    Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский  период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной  была власть римской церкви. Ее центр - крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма; в течение Х-ХI вв. здесь была построена огромная пятинефная базилика и рядом с ней развился монастырский комплекс, характерный для романского периода. К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало ХII в.) - характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику с развитым хором, окруженным капеллами. Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Своды среднего нефа отделены друг от друга подпружными арками, опирающимися на полуколонки основных устоев. Членения интерьера подчеркивают конструктивный каркас здания.

    Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил  широкое распространение зальный  тип храма с одним или тремя  нефами. В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для  перекрытия однонефных зальных церквей  наряду с другими конструкциями  применяется система куполов  на парусах, членящая здание на несколько  центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в.). В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива - арки.

    Памятники северных районов Франции более  просты и строги. Наиболее крупные  сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры приобретает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Тринита в Кане, 1070 г.)

    Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них  выделяются церковь Михаила (ХI в.) и  церковь Годерхардта (ХII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (ХI-ХII вв.), Майнце (ХI-ХIII вв.), Вормсе (ХI-ХIII вв.) и др.

    Собор в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

    Полной  противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские  постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью  форм. Здесь в наибольшей степени  на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и  интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т.п.), иногда использовался в  облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные  галереи и т.п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

    В романскую эпоху формируются  монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для  облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные  дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего  двора - клуатра, обычно примыкавшего к  боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие  и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов  в основном началось в следующую, готическую эпоху ( с ХIII в.).

    Для романского периода характерен тип  замкнутого укрепленного жилища феодала - замка, обычно возводившегося на возвышенном  и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип  укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом. Обычно первый этаж предназначался для  хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и  верхний отводился для челяди и охраны. С конца ХI в. форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С ХI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.5 Романское искусство в архитектуре Франции

    Паломничества и крестовые походы XI-XIII вв. сыграли  огромную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но культуры и искусства, обогатили  их, ознакомив с культурой Арабского  Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в  город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и  свои традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля  при сохранении местных особенностей.

    В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях  базилик постепенно сменяется более  прочным камнем. Для нейтрализации  давления на стены и распора, который  дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских  храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы - редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху.

    Франции принадлежала ведущая роль в культурной жизни Европы: романское искусство  формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся сооружения этого периода  были созданы во французских провинциях – Бургундии, Оверни, Провансе и  Нормандии.

    Бургундия являлась своеобразным центром торговли и ремёсел. Именно в Восточной  Франции построены самые крупные  и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся живописным и  скульптурным убранством. Так же бургундскими архитекторы были разработаны конструктивные новшества, позволяющие уменьшить  объем стен и увеличить вместимость  соборов, а так же достигнуть большой  высоты сводов.

    К наиболее известным романским постройкам Бургундии относятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112-1132гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120-1150). По преданию в церкви Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешенного Христом, а в храме Сен-Мадлен- реликвии Святой Марии Магдалины.

    Для архитектуры Оверни (Центральная  Франция) характерны мощь, простота и  монументальность. В массивных церквях с толстыми стенами скульптурные украшения использовались весьма скупо. Так церковь Нотр – Дам – дю - Пор в Клермоне (XII)снаружи была оформлена неглубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и каменными плитами разных оттенков. Только в конце XII на ее южном портале поместили рельеф с изображением Христа во «славе» и сценами из Нового завета.

    На  искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителиями – все свидетельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были забыты. Храмы Прованса были богато украшены скульптурой, но она не покрывает всей поверхности стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителиях и по сторонам порталов.

    Своеобразная  архитектурная школа сложилась  в Нормандии, которая входила  в состав владений английского короля. Архитекторы довольно долгое время  использовали деревянные перекрытия- своды появились здесь только в конце XI века. Церкви Номандии отличались внутренними просторными помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасада и в центре здания, а внешне здание больше походило на крепость.

    Споры в области теологии в XI-XII вв. породили новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. 
 
 
 
 
 
 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала  некоторые черты архитектуры  и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и  другое условно, так как рассматриваемый  период далеко выходит за рамки указанных  признаков и представляет собой  яркое и самобытное явление, практически  распространившееся на архитектуру  всех стран Западной Европы. Это  исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов  зданий, их конструктивных приёмов  и выразительных средств. Собственно романскому периоду предшествовал  довольно длительный период архитектуры  раннего средневековья (V-X вв.).

    Архитектура раннего средневековья несёт  на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и  культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в  значительной мере утеряны, уровень  строительной техники снизился. С  развитием феодальных отношений  постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое  строительство, в котором встречаются  как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так  и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

    Сегодня романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вильфрид Кох « Энциклопедия архитектурных стилей».

2. Власов В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. в 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000г.[-864с.]

3. Очерки  истории архитектурных стилей. Бартенев  И.А., Батажкова В.Н.

4. Оганов А. А. Теория культуры. М., 2003г.

5. http://pasha-sevkav.ru/2010/03/romanskaya-arxitektura/ - Строительные приёмы, тектоника.

6. http://www.art-linestudio.ru/roman.htm - Романский стиль.

7. http://mireis.com.ua/st_roman.php - Здания и архитектурные комплексы.

Информация о работе Романская архитектура