Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:54, реферат
• Масса- одна из основных физических характеристик материи, определяющая ее инертные и гравитационные свойства Spec Единица массы.
• Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса
• Масса-широкие слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь с народом).
1. Категория «масса»:
1.1 История возникновения и понимание термина «масса»
1.2 Характеристики категории «масса»
1.3 Свойства категории «масса»
2. Архитектурная категория «массивность»
2.1 Характеристики категории «массивность»
2.2 Свойства категории «массивность»
3. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»
4. Использованая литература
Министерство науки и образования РФ
ГОУ ВПО
Нижневартовский Государственный Гуманитарный Университет
Факультет ДПИ и дизайна
Специальность: «Архитектура»
Реферат
Тема: «Ритм и метр»
Выполнил студент:
Казакова О.С.
Проверил: Кирюхин М.Ю.
Содержание:
1. Категория «масса»:
1.1 История возникновения и понимание термина «масса»
1.2 Характеристики категории «масса»
1.3 Свойства категории «масса»
2. Архитектурная категория «массивность»
2.1 Характеристики категории «массивность»
2.2 Свойства категории «массивность»
3. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»
4. Использованая литература
1. Категория «масса»
1.1 История возникновения и понимание термина «масса»
масса bulk, congeries, mass ma
· Масса- одна из основных физических характеристик материи, определяющая ее инертные и гравитационные свойства Spec Единица массы.
· Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса
· Масса-широкие слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь с народом).
· масса Colloq множество, большое количество кого-чего-нибудь: Масса народу. Тратить массу сил.
· масса -совокупность чего-нибудь: Темная масса здания.
· Масса- совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте: Воздушные массы.
· Масса- "МАССА - СВЕТИМОСТЬ" ДИАГРАММА - графическое изображение связи между массой и светимостью звезд. У звезд, относящихся к главной последовательности звезд, светимость однозначно определяется их массой…
· Масса- мера количества вещества в объекте. Ученые выделяют два типа масс: гравитационная масса является мерой взаимного притяжения между телами (земное притяжение), выраженной Ньютоном в законе всемирного тяготения.
Часто архитектуру отождествляют с инертной массой -- колонной, стеной, фасадом, а пространство понимают просто как пустое место, так сказать, «дырку от бублика». Действительно, казалось бы, пространство -- это то, что расположено между стенами или снаружи его фасада. Это и так, и совсем не так. Так, потому что действительно архитектурное пространство становится осязаемым, обретает свою форму только в результате того или иного распределения массы материала в конструкции. Не так, потому что распределение этой массы в значительной степени подчинено задаче создания пространства, имеющего некоторые конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации.
Что касается «массы», как и «пространство» - это уже не чистая формальная категория, а живое органическое понятие, своего рода текучий и постоянно изменяющий свое значение эйдос, мифологема, существующая не просто как способность представления и воображения, но как живая и натуральная или квазинатуральная реальность, распространенная в мире опыта.
Если для Вельфлина пространство и масса есть еще только теоретические средства выражения конкретного чувственного опыта восприятия архитектуры и скульптуры, то для АГ это уже онтологические категории, имеющие свое бытие независимо от эстетического опыта, но пронизывающие мир как таковые, имеющие собственную жизнь и собственную драму столкновений друг с другом. Если Вельфлин с помощью этих категорий артикулирует свое впечатление и переживание, что неявно подразумевает взаимодействие зрителя в его оптических, двигательных и телесных способностях с противостоящим ему объектом, то АГ ко всему этому добавляет и самостоятельное, автономное бытие стихий пространства и массы.
Понятие пространства в античности как таковое отсутствовало. Оно возникает в Новое время как результат отождествления в сознании человека телесности и сознания. Но после успешного применения геометрии к механике и перспективе понятие пространства становится главным инструментом теории в эмпирической науки, а позднее и теорий эмпирического искусствознания. Вельфлин противопоставляет пространство плоскости, следуя еще элементарному принципу различия в количестве измерений, но трактует его уже кинетически, как среду оптических и двигательных интуиций, к геометрии не сводимую.
В примере (1 Эрехтейон и 2 Эрехтейон план) соотношение массы и пространства строится по горизонтали сопоставлением основного массивного объема с пространственно решенными портиками, два из которых сопряжены с главным.
Понятие пространства с начала 20-го века стало основной категорией архитектурной теории, и почти до настоящего времени теоретики вслед за Кантом противопоставляет его времени.
Сложнее с массой.
О массе Кант не упоминает. В архитектурном
описании оно используется довольно
широко, в особенности в
1.2 Характеристики категории «масса»
Масса в архитектурной практике учитывается не столько физически (это делает инженер-строитель), сколько психологически. Большую по величине форму мы воспринимаем как большую массу. Более объемные формы (куб, шар) воспринимаются нами и более массивными, по сравнению с более линейными. На впечатление массивности влияет и заполнение формы. Мы говорим, что форма монолитная, если она заполнена целиком. Сильно влияют на массивность сооружения материал, цвет и фактура. Так одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Отдельного рассмотрения требует фактура материала, то есть характер расчленения поверхности на повторяющиеся элементы. Если такие элементы маленькие и их много, то вся поверхность воспринимается довольно гладкой. С другой стороны, при большом размере элементов поверхности и их немногочисленности они выглядят не как фактура данной поверхности, а как ее разбиение на более мелкие. Восприятие фактуры зависит и от удаленности зрителя. Выявляются же выразительные возможности фактуры светом и тенями.
Масса - это свойство объемно-пространственных форм, которое имеет ряд особенностей.
Оно может изменяться в следующих направлениях:
· С изменением формы по величине при прочих равных условиях , то есть большей по величине форме соответствует большая масса.
Рис.1 мавзолей Шер-шаха в Сасараме (Бихар, середина 16 в.).
· В зависимости от распределения массы по трем координатам пространства, то есть в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности формы, а также ее характера…
Максимальной массой в данном случае обладает куб, шар или другие объемные формы, приближающиеся по соотношению величин их измерений в трех координатах к равенству.
Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к соотношению своих измерений к линейным: данном случае имеются в виду равновеликие по площади или объему формы
· В зависимости от степени плотности заполнения формы. При развертывании в ряд формы одним пределом плотности массы служит минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором зрительно обеспечивается сохранение вида данной формы; другой предел плотности массы - максимальное заполнение формы, при котором сохраняется восприятие строения данной формы (рис 5 а, б, в). Когда плотность заполнения массы формы такова, что эта структура массы не воспринимается (например, гладкая поверхность), то зрительно массивность формы уменьшается. На рис. 2 (план египетского храма) показано, что по мере движения человека в глубину пространства воспринимается более уплотненным в связи с увеличением числа колонн и стен.
Рис.2 План Египетского храма.
· В зависимости от величины пространства в пределах данной формы. Предел минимума массы в этом случае - максимальное доминирование пространства. Предел максимума - минимальное доминирование пространства, минимальная величина пространства , сопоставленного с массой.
Более сложное
состояние объемно-
Чаще всего
в архитектуре используются формы,
образованные параллельными и
Вообще история изобразительных искусств показывает, что свет всегда был одним из главных выразительных средств. Предельно ясные, четкие формы архитектуры Древнего Египта, Греции, Ренессанса, порождают резкие светотени. А неопределенные, нечеткие формы архитектуры барокко или романтизма дают мягкие, расплывчатые тени. Архитектор всегда рассчитывает светотеневые эффекты зрительского восприятия сооружения. Ведь при очень ярком лобовом освещении или, наоборот, в глубоких сумерках форма практически теряет объем, становясь совершенно плоской.
Рис.3 железнодорожный
вокзал Flinders Street Station – центральная
станция города, открытая в 1910 году.
Рис.4 Художественный музей.
Рис.5 Бывший планетарий,а теперь \православный Христорождественский кафедральный собор.
1.3Свойства категории «масса»
Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.
1. Геометрический
вид - основное свойство формы
архитектурного сооружения, он определяется
соотношением размеров формы
по трем координатам
2. Размеры архитектурной формы - свойство
ее протяженности по высоте, ширине, глубине
по отношению к размерам человека и в сравнении
с другими смежными формами.
3. Положение
формы в пространстве по
ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.
4. Масса здания в зрительном
восприятии зависит от
5. Фактура материала
- важное свойство архитектурной
формы, отражающее объемный
6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).
7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.
Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.
Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими.
Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновешивания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчивость всей форме в целом.
Без уравновешенности и устойчивости элементов архитектурной формы не может быть единства и масштабности. Весовые отношения могут возникать при рельефном членении формы на две части. При равенстве членений форма в весовом отношении инертна, и различие верха и низа в ней не выражено . При неравных членениях расположенная вверху большая масса имеет больший вес ; при сравнении профилей е и g ощутим больший вес верхней меньшей части при выступающем ее рельефе.
Если форма
представляет собой не пространство,
а тело, ее размеры определяют другую
эмоциональную оценку - массу. Под
массой формы принимается
Атланты и кариатиды могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влияют на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.
С их помощью подчеркивают массивность некоторых элементов здания.
Способность человека визуально определить массу основана на его огромном опыте, на чувственно-практической природе его познания. Прочность конструкций непосредственно связана с ее весом. Вся история развития архитектурной формы связана с поиском более легких материалов. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты цвета, фактуры и других свойств формы. Все сказанное о зависимости массы от объективных свойств формы справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и отих геометрической характеристики в часности.
2. Архитектурная категория «массивность»
При массивном
строительстве ненесущие