Ритм и метр

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

• Масса- одна из основных физических характеристик материи, определяющая ее инертные и гравитационные свойства Spec Единица массы.
• Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса
• Масса-широкие слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь с народом).

Оглавление

1. Категория «масса»:
1.1 История возникновения и понимание термина «масса»
1.2 Характеристики категории «масса»
1.3 Свойства категории «масса»
2. Архитектурная категория «массивность»
2.1 Характеристики категории «массивность»
2.2 Свойства категории «массивность»
3. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»
4. Использованая литература

Файлы: 1 файл

переделать.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

       Министерство науки и образования РФ

ГОУ ВПО

Нижневартовский Государственный  Гуманитарный Университет

Факультет ДПИ и дизайна

Специальность: «Архитектура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Ритм и метр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Казакова О.С.

Проверил: Кирюхин М.Ю.

 

Содержание:

1. Категория «масса»:

1.1 История возникновения и понимание термина «масса»

1.2 Характеристики категории «масса»

1.3 Свойства категории «масса»

2. Архитектурная категория «массивность»

2.1 Характеристики категории «массивность»

2.2 Свойства категории «массивность»

3. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»

4. Использованая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Категория «масса»

1.1 История возникновения и понимание термина «масса»

масса bulk, congeries, mass massaсущ. женск. масса [maмss?]

· Масса- одна из основных физических характеристик  материи, определяющая ее инертные и  гравитационные свойства Spec Единица  массы.

· Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса

· Масса-широкие  слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь  с народом).

· масса Colloq множество, большое количество кого-чего-нибудь: Масса народу. Тратить массу сил.

· масса -совокупность чего-нибудь: Темная масса здания.

· Масса- совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте: Воздушные массы.

· Масса- "МАССА - СВЕТИМОСТЬ" ДИАГРАММА - графическое  изображение связи между массой и светимостью звезд. У звезд, относящихся к главной последовательности звезд, светимость однозначно определяется их массой…

· Масса- мера количества вещества в объекте. Ученые выделяют два типа масс: гравитационная масса  является мерой взаимного притяжения между телами (земное притяжение), выраженной Ньютоном в законе всемирного тяготения.

Часто архитектуру  отождествляют с инертной массой -- колонной, стеной, фасадом, а пространство понимают просто как пустое место, так  сказать, «дырку от бублика». Действительно, казалось бы, пространство -- это то, что расположено между стенами или снаружи его фасада. Это и так, и совсем не так. Так, потому что действительно архитектурное пространство становится осязаемым, обретает свою форму только в результате того или иного распределения массы материала в конструкции. Не так, потому что распределение этой массы в значительной степени подчинено задаче создания пространства, имеющего некоторые конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации.

Что касается «массы», как и «пространство» - это уже  не чистая формальная категория, а живое  органическое понятие, своего рода текучий  и постоянно изменяющий свое значение эйдос, мифологема, существующая не просто как способность представления и воображения, но как живая и натуральная или квазинатуральная реальность, распространенная в мире опыта.

Если для Вельфлина  пространство и масса есть еще  только теоретические средства выражения  конкретного чувственного опыта восприятия архитектуры и скульптуры, то для АГ это уже онтологические категории, имеющие свое бытие независимо от эстетического опыта, но пронизывающие мир как таковые, имеющие собственную жизнь и собственную драму столкновений друг с другом. Если Вельфлин с помощью этих категорий артикулирует свое впечатление и переживание, что неявно подразумевает взаимодействие зрителя в его оптических, двигательных и телесных способностях с противостоящим ему объектом, то АГ ко всему этому добавляет и самостоятельное, автономное бытие стихий пространства и массы.

Понятие пространства в античности как таковое отсутствовало. Оно возникает в Новое время  как результат отождествления в  сознании человека телесности и сознания. Но после успешного применения геометрии к механике и перспективе понятие пространства становится главным инструментом теории в эмпирической науки, а позднее и теорий эмпирического искусствознания. Вельфлин противопоставляет пространство плоскости, следуя еще элементарному принципу различия в количестве измерений, но трактует его уже кинетически, как среду оптических и двигательных интуиций, к геометрии не сводимую.

В примере (1 Эрехтейон  и 2 Эрехтейон план) соотношение массы  и пространства строится по горизонтали  сопоставлением основного массивного объема с пространственно решенными портиками, два из которых сопряжены с главным.

Понятие пространства с начала 20-го века стало основной категорией архитектурной теории, и  почти до настоящего времени теоретики  вслед за Кантом противопоставляет его времени.

Сложнее с массой. О массе Кант не упоминает. В архитектурном  описании оно используется довольно широко, в особенности в пропедевтических курсах, например в курсах Н.Ладовского, но понятийной и категориальной проработки, сопоставимой с категорией пространства, в архитектуроведении не получило.

 

 

 

 

 

1.2 Характеристики категории «масса»

Масса в архитектурной  практике учитывается не столько  физически (это делает инженер-строитель), сколько психологически. Большую  по величине форму мы воспринимаем как большую массу. Более объемные формы (куб, шар) воспринимаются нами и более массивными, по сравнению с более линейными. На впечатление массивности влияет и заполнение формы. Мы говорим, что форма монолитная, если она заполнена целиком. Сильно влияют на массивность сооружения материал, цвет и фактура. Так одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Отдельного рассмотрения требует фактура материала, то есть характер расчленения поверхности на повторяющиеся элементы. Если такие элементы маленькие и их много, то вся поверхность воспринимается довольно гладкой. С другой стороны, при большом размере элементов поверхности и их немногочисленности они выглядят не как фактура данной поверхности, а как ее разбиение на более мелкие. Восприятие фактуры зависит и от удаленности зрителя. Выявляются же выразительные возможности фактуры светом и тенями.

Масса - это свойство объемно-пространственных форм, которое  имеет ряд особенностей.

Оно может изменяться в следующих направлениях:

· С изменением формы по величине при прочих равных условиях , то есть большей по величине форме соответствует большая масса.

  Рис.1 мавзолей Шер-шаха в Сасараме (Бихар, середина 16 в.). 

· В зависимости  от распределения массы по трем координатам  пространства, то есть в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности формы, а также ее характера…

Максимальной  массой в данном случае обладает куб, шар или другие объемные формы, приближающиеся по соотношению величин их измерений  в трех координатах к равенству.

Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к соотношению  своих измерений к линейным: данном случае имеются в виду равновеликие по площади или объему формы

· В зависимости  от степени плотности заполнения формы. При развертывании в ряд формы одним пределом плотности массы служит минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором зрительно обеспечивается сохранение вида данной формы; другой предел плотности массы - максимальное заполнение формы, при котором сохраняется восприятие строения данной формы (рис 5 а, б, в). Когда плотность заполнения массы формы такова, что эта структура массы не воспринимается (например, гладкая поверхность), то зрительно массивность формы уменьшается. На рис. 2 (план египетского храма) показано, что по мере движения человека в глубину пространства воспринимается более уплотненным в связи с увеличением числа колонн и стен.

Рис.2 План Египетского  храма.

· В зависимости  от величины пространства в пределах данной формы. Предел минимума массы  в этом случае - максимальное доминирование пространства. Предел максимума - минимальное доминирование пространства, минимальная величина пространства , сопоставленного с массой.

Более сложное  состояние объемно-пространственных форм в зависимости от массы возникает  при совокупности вышеуказанных типов случаев, а также в связи с другими свойствами . влияющими на выразительность восприятия массы.

Чаще всего  в архитектуре используются формы, образованные параллельными и перпендикулярными  плоскостями. Это происходит из-за того, что такие сооружения максимально удобны для внутреннего заполнения.

Вообще история  изобразительных искусств показывает, что свет всегда был одним из главных  выразительных средств. Предельно  ясные, четкие формы архитектуры  Древнего Египта, Греции, Ренессанса, порождают резкие светотени. А неопределенные, нечеткие формы архитектуры барокко или романтизма дают мягкие, расплывчатые тени. Архитектор всегда рассчитывает светотеневые эффекты зрительского восприятия сооружения. Ведь при очень ярком лобовом освещении или, наоборот, в глубоких сумерках форма практически теряет объем, становясь совершенно плоской.

 

 
Рис.3 железнодорожный  вокзал Flinders Street Station – центральная  станция города, открытая в 1910 году. 

 

                                        

 Рис.4 Художественный музей.

Рис.5 Бывший планетарий,а  теперь \православный Христорождественский кафедральный собор.

 

1.3Свойства категории «масса»

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический  вид - основное свойство формы  архитектурного сооружения, он определяется  соотношением размеров формы  по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все  три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. 
2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение  формы в пространстве по отношению  к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;

ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном  восприятии зависит от визуальной  оценки количества материала  архитектурной формы. Наибольшей  массой обладают кубические или  шарообразные плотные формы и  меньшей - многопустотные, плоские  и гладкие.

5. Фактура материала  - важное свойство архитектурной  формы, отражающее объемный характер  поверхности, в то время как  текстура (рисунок) отражает линейную  структуру материала на поверхности  (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных  композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень  - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной  формы направление света под  углом 45° к горизонту и к  вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Масса здания в  зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими.

Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновешивания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчивость всей форме в целом.

Без уравновешенности и устойчивости элементов архитектурной  формы не может быть единства и масштабности. Весовые отношения могут возникать при рельефном членении формы на две части. При равенстве членений форма в весовом отношении инертна, и различие верха и низа в ней не выражено . При неравных членениях расположенная вверху большая масса имеет больший вес ; при сравнении профилей е и g ощутим больший вес верхней меньшей части при выступающем ее рельефе.

Если форма  представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку - массу. Под  массой формы принимается эмоциональная  оценка тяжести формы, которая прямопропорциональна количеству материала и его плотности. Атланты, Кариатиды и многие другие формы каменной архитектуры художественно-образным языком искусства ярко выражают эту тяжесть.

Атланты и кариатиды  могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влияют на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.

С их помощью  подчеркивают массивность некоторых  элементов здания.

Способность человека визуально определить массу основана на его огромном опыте, на чувственно-практической природе его познания. Прочность конструкций непосредственно связана с ее весом. Вся история развития архитектурной формы связана с поиском более легких материалов. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты цвета, фактуры и других свойств формы. Все сказанное о зависимости массы от объективных свойств формы справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и отих геометрической характеристики в часности.

 

 

 

 

2. Архитектурная категория «массивность»

2.1 Характеристики категории «массивность»

При массивном  строительстве ненесущие внутренние стены как бы присоединены к каркасу. Все внутренние отделочные работы можно начинать только после завершения прокладки технических коммуникаций. При сухом способе строительства даже при упрощенном представлении плана работ отчетливо просматривается связь отдельных видов отделочных работ, к которым также относится монтаж внутренних перегородок.

Информация о работе Ритм и метр