Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:19, реферат
Ле Корбюзье - французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и градостроительства XX в. Занимался также живописью и скульптурой. Его творческие интересы были чрезвычайно обширны и простирались от моделирования бытовой вещи до перестройки больших городов и планов расселения в масштабах целых регионов.
В основе его деятельности лежало убеждение, что «мёртвые идеи» требуют пересмотра культурных ценностей того времени и воплощения нового образа жизни в различных его проявлениях. Выражая жизнестроительные тенденции авангарда, Ле Корбюзье стремился сформулировать общую эстетику научно-технической цивилизации.
Введение.
Проблема дома - проблема эпохи.
Этапы становления творческой личности.
Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане - результат монументализации традиционных методов строительства.
Заключение.
Список литературы.
Грубая осязаемость художественного материала капеллы (иногда нарочито неровного), заменившая белизну и гладкость строго геометрических форм «классических» построек раннего периода творчества мастера, стала самым заметным новшеством позднего Ле Корбюзье. Она диктовалась прежде всего изменениями, произошедшими у архитектора в сфере символов, которые призвано нести абсолютоцентрически религиозное произведение зодчества: «Я решил создать красоту посредством контраста. Я хочу найти их взаимную дополнительность и затеять игру между грубостью и изяществом, между точностью и случайностью. Этой игрой я хочу пробудить в людях как чувства, так и мысли»
Заочный
игровой диалог-отношение зрителя с капеллой
как архитектурным произведением-вещью
начинается задолго до его приезда во
французский Роншан и подъема на холм,
где расположено всемирно известное церковное
здание. Искус сотворения художественно-религиозного
образа в качестве моста между человеком
и Абсолютом заманивает в это сакральное
место множество людей со всего света.
Непосредственное взаимодействие зрителя
с архитектурными бетонно-каменными формами
капеллы начинается в юго-западной части
сооружения, куда подводит пешеходная
дорога. Здесь взлет кровли храма вверх,
отмечаемый в юго-восточном углу церкви,
почти не ощутим. Зато весьма приметно
темное пространство между вертикалью
угловой башни здания и горизонталью крыши
капеллы, которое, несколько напоминая
вход в подземную пещеру, организовано
так искусно, что прельщает зрителя подойти
вплотную к ярко расписанной глыбе входной
двери сооружения и соблазняет его войти
вовнутрь. При этом, с трудом поворачиваясь
на центральной оси, плита главного входа
своими живописными знаками, формой и
операционными действиями символизирует
нелегкость того преображения, которое
ожидает зрителя-пилигрима внутри церковного
здания. Переход взаимодействия зрителя
с архитектурным произведением-вещью
из экстерьера в интерьер, от внешнего
к внутреннему также весьма символичен.
Поворот религиозного диалога-отношения
извне во внутрь подталкивает человека
обратиться от плотских деяний к состоянию
собственной души, ее таинственной сути,
наделяющей людскую плоть живительной
энергией. При этом процесс «погружения»
зрителя в пространство храма сопровождается
свершением ряда физических операций.
Во-первых, пол капеллы, следуя естественному
рельефу холма, постепенно опускается
от западной к восточной стене сооружения.
Это заставляет зрителя-пилигрима, вошедшего
в церковь с юго-запада и следующего к
скамьям для прихожан, обращенным на восток,
двигаться по наклонному и прогибающемуся
под ногами полу куда-то вниз. Во-вторых,
тёмный бетонный потолок капеллы, мощно
изогнувшись, страшно нависает над всеми
теми, кто находится в церковном помещении.
С одной стороны, тонкий луч света между
кровлей и стенами рождает ощущение, что
потолок невесомым облаком парит в воздухе.
С другой стороны, стены сооружения, созданные
с наклоном в верхней части вовне, творят
иллюзию, будто почти черная глыба огромной
и неимоверно тяжелой кровли своей массой
раздвигает стены и готова вот-вот раздавить
человека. Контрасты архитектурных форм
интерьера капеллы заражают зрителя, всячески
возбуждая его чувства и испытывая разум.
Ле Корбюзье писал: «Воздействие произведения
архитектуры на окружающих: оно подобно
вибрации, крикам или возгласам, которые
уносятся во все стороны, как стрелы, как
лучи, как взрывная волна, и сотрясают
близь и даль, задевают, ранят, подавляют
или ласкают»
Однако
на пике кристаллизации представления
зрителя о том, что интерьер капеллы есть
грубо сделанное, неуютное, тревожное,
вызывающее трепет и страх помещение,
вдруг настает мгновение, когда солнце,
естественно двигаясь по небосводу, потоками
света внезапно заливает внутреннее пространство
храма, про-сачиваясь сквозь множество
разновеликих окон южной стены по их искусно
расширяющимся вовнутрь, словно трубы
фанфар, проемам, окрашиваясь при этом
в цвета красочной мозаики витражных стекол.
В это время на короткий миг все преображается.
Полутёмное церковное помещение из мрачного
и холодного подземелья стремительно
превращается в светлый и радостно-уютный
дом, тогда как кровля церкви, оправдывая
название капеллы, становится символом
покрова Нотр Дам, заботливо раскинутым
над зрителями. Кажется, будто со светом,
пришедшим в церковь и наполнившим ее
до краев, благодать дотварного мира в
избытке излилась в мир тварный, а бесконечное
обрело, наконец, свои прекрасно конечные
формы. Процесс религиозного диалога-отношения
зрителя с архитектурным произведением-вещью
достигает в этот момент фазы, когда случается
озарение человеческой души светом вселенского
Духа. Здесь вступают в дело дополнительные
или так называемые малые капеллы церкви
Нотр Дам дю-От, предоставляя каждому зрителю
возможность отойти от массы молящихся
с тем, чтобы уединиться в одном из этих
весьма небольших помещений и сугубо индивидуально
отрефлектировать произошедшее с ним
событие. Архитектура внутреннего пространства
храма разрешает как индивидуальное, так
и совместное взаимодействие человеческого
и абсолютного. Можно сказать, что пробуждение
религиозного чувства во всех его аспектах
(эго-, социо-, космо- и абсолютоцентрическом)
есть основная функция данного шедевра
храмового зодчества.
По завершении этого этапа диалога-отношения зрителя с архитектурным творением процесс игрового взаимодействия из интерьера опять выходит наружу. Внутреннее вновь просится стать внешним. Выйдя из капеллы навстречу солнцу, зритель-пилигрим вольно-невольно замечает то, на что при входе в церковь не обратил внимание. Архитектурные формы сооружения, резко подчеркнутые светотенью, все вместе словно «тянут» юго-восточный угол храма в поднебесье к Солнцу, предлагая и зрителю совершить не столько физическое, сколько душевное движение его конечной души в направлении бесконечного Духа. Недаром критики, фотографируя и описывая эту часть здания, зачастую сравнивали ее форму либо с руками, сложенными в молитве, либо с крыльями огромной пытающейся взлететь птицы. Ле Корбюзье писал: «Если произведение зодчества удалось, тогда происходит отрыв от временного, преходящего, вызванный исключительной гармонией использованных пластических средств. Оно определяется не выбором темы, а торжеством пропорциональности во всем - как в анатомии произведения, так и в выражении осознанных и неосознанных устремлений художника… В законченном и удачном произведении таится огромное множество значений - целый мир, который предстает перед тем, кого он может волновать, то есть перед тем, кто этого заслуживает. Тогда раскрывается беспредельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное - совершается чудо, являемое несказанным пространством художественного творения»
Осуществляя, наряду с душевными, физические действия в сторону юго-восточного угла капеллы, зритель-пилигрим в процессе отношения с архитектурными формами церкви рано или поздно оказывается возле восточного фасада здания. Здесь в солнечные, пропитанные абсолютоцентрической религиозностью дни архитектурный организм капеллы как нельзя лучше способствует душевной консолидации сотен людей в единое внеконфессиональное братство, способное на растворение собственной конечности в объятиях Абсолюта.
В 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о «классической» подоснове его творчества. В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, «пластическая страсть». Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.
Очевидный
факт, что большинство архитекторов, да
и дизайнеров современности косвенно
являются учениками Ле Корбюзье. В действительности
только этой детали достаточно, чтобы
говорить о Корбюзье как о человеке-легенде.
Поскольку в любой области жизнедеятельности
человека всегда оставались имена нарицательные,
которые оставляли неизгладимый след
в мироздании, так и при слове «архитектура»
одно из первых имен, которые мы вспоминаем,
- это имя Ле Корбюзье. Безусловно, Корбюзье
- плодовитый мастер, и большинство его
работ, помимо взрыва эмоций, имеют устойчивую
профессиональную основу. Он всегда был
большим исследователем и аналитиком
архитектуры и, как следствие, - появление
стилей и направлений, отдельные из которых
принесли ощутимую пользу в проектировании
и строительстве зданий и сооружений.
А такое направление, как каркасное домостроение,
совершило революцию в строительстве.
При этом его художественные способности
воплощались в жизнь параллельным ритмом.
Видимо, в легкости воплощения и доступности
восприятия его работ и состоял талант
Ле Корбюзье. Философия простоты оказалась
тем важным для человечества языком, который
понимают и принимают не только зрители
и теоретики, но и профессионалы.
Соч.:
Творческий путь. М., 1970; Oeuvre complete. 8 vols. Zurich,
1929-- 1970.
Лит.: Фремптон К. Современная архитектура.
Критический взгляд на историю развития.
М., 1990; Boesiger W., Girsberger H. Le Corbusier 1910-65. Zurich,
1967; Curtis W. Le Corbusier: Ideas and Forms. Oxford, 1986; Frampton
K. Le Corbusier. Paris, 1997.
А. Шукурова
Фремптон К. Современная
архитектура: Критиче ский взгляд на
историю ра з вития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко;Под
ред. В. Л. Хайта.-- М.: Стройиздат, 1990.-- 535
с.:ил.-- Перевод изд.: Modern architecture: a critical
history// K. Frampton.--ISBN 5-274-00223-4.
Великие люди: жизнеописания и биографии [сайт]. URL:
http://www.biografguru.ru/
Всеобщая история искусства. Западноевропейское искусство. Архитектура ХХ века. Основные проблемы [сайт]. URL:
http://bibliotekar.ru/istoria-
Жуковский В.И.,
Религиозная сущность шедевров архитектуры,
скульптуры и живописи. //Вестник КрасГУ
- Крас., 2006.
Максимов С. Ле Корбюзье и наша эпоха [сайт]. URL:
http://msa-project.blogspot.
Мастера архитектуры
об архитектуре. - М., 1972.
Популярный Корбюзье - кто такой Ле Корбюзье [сайт]. URL:
http://corbusier.livejournal.
Черников Г. П.,. Черникова Д. А., Европа на рубеже XX-XXI веков [сайт]. URL:
http://fictionbook.ru/author/
Энциклопедия
культурологи Соч.: Творческий путь. М.,
1970;
Информация о работе Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы в Ля Роншан