Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы в Ля Роншан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:19, реферат

Краткое описание

Ле Корбюзье - французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и градостроительства XX в. Занимался также живописью и скульптурой. Его творческие интересы были чрезвычайно обширны и простирались от моделирования бытовой вещи до перестройки больших городов и планов расселения в масштабах целых регионов.

В основе его деятельности лежало убеждение, что «мёртвые идеи» требуют пересмотра культурных ценностей того времени и воплощения нового образа жизни в различных его проявлениях. Выражая жизнестроительные тенденции авангарда, Ле Корбюзье стремился сформулировать общую эстетику научно-технической цивилизации.

Оглавление

Введение.
Проблема дома - проблема эпохи.
Этапы становления творческой личности.
Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане - результат монументализации традиционных методов строительства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

эстетикакор.doc

— 126.25 Кб (Скачать)

    Грубая осязаемость художественного материала капеллы (иногда нарочито неровного), заменившая белизну и гладкость строго геометрических форм «классических» построек раннего периода творчества мастера, стала самым заметным новшеством позднего Ле Корбюзье. Она диктовалась прежде всего изменениями, произошедшими у архитектора в сфере символов, которые призвано нести абсолютоцентрически религиозное произведение зодчества: «Я решил создать красоту посредством контраста. Я хочу найти их взаимную дополнительность и затеять игру между грубостью и изяществом, между точностью и случайностью. Этой игрой я хочу пробудить в людях как чувства, так и мысли»

    Заочный игровой диалог-отношение зрителя с капеллой как архитектурным произведением-вещью начинается задолго до его приезда во французский Роншан и подъема на холм, где расположено всемирно известное церковное здание. Искус сотворения художественно-религиозного образа в качестве моста между человеком и Абсолютом заманивает в это сакральное место множество людей со всего света. Непосредственное взаимодействие зрителя с архитектурными бетонно-каменными формами капеллы начинается в юго-западной части сооружения, куда подводит пешеходная дорога. Здесь взлет кровли храма вверх, отмечаемый в юго-восточном углу церкви, почти не ощутим. Зато весьма приметно темное пространство между вертикалью угловой башни здания и горизонталью крыши капеллы, которое, несколько напоминая вход в подземную пещеру, организовано так искусно, что прельщает зрителя подойти вплотную к ярко расписанной глыбе входной двери сооружения и соблазняет его войти вовнутрь. При этом, с трудом поворачиваясь на центральной оси, плита главного входа своими живописными знаками, формой и операционными действиями символизирует нелегкость того преображения, которое ожидает зрителя-пилигрима внутри церковного здания. Переход взаимодействия зрителя с архитектурным произведением-вещью из экстерьера в интерьер, от внешнего к внутреннему также весьма символичен. Поворот религиозного диалога-отношения извне во внутрь подталкивает человека обратиться от плотских деяний к состоянию собственной души, ее таинственной сути, наделяющей людскую плоть живительной энергией. При этом процесс «погружения» зрителя в пространство храма сопровождается свершением ряда физических операций. Во-первых, пол капеллы, следуя естественному рельефу холма, постепенно опускается от западной к восточной стене сооружения. Это заставляет зрителя-пилигрима, вошедшего в церковь с юго-запада и следующего к скамьям для прихожан, обращенным на восток, двигаться по наклонному и прогибающемуся под ногами полу куда-то вниз. Во-вторых, тёмный бетонный потолок капеллы, мощно изогнувшись, страшно нависает над всеми теми, кто находится в церковном помещении. С одной стороны, тонкий луч света между кровлей и стенами рождает ощущение, что потолок невесомым облаком парит в воздухе. С другой стороны, стены сооружения, созданные с наклоном в верхней части вовне, творят иллюзию, будто почти черная глыба огромной и неимоверно тяжелой кровли своей массой раздвигает стены и готова вот-вот раздавить человека. Контрасты архитектурных форм интерьера капеллы заражают зрителя, всячески возбуждая его чувства и испытывая разум. Ле Корбюзье писал: «Воздействие произведения архитектуры на окружающих: оно подобно вибрации, крикам или возгласам, которые уносятся во все стороны, как стрелы, как лучи, как взрывная волна, и сотрясают близь и даль, задевают, ранят, подавляют или ласкают»  

    Однако на пике кристаллизации представления зрителя о том, что интерьер капеллы есть грубо сделанное, неуютное, тревожное, вызывающее трепет и страх помещение, вдруг настает мгновение, когда солнце, естественно двигаясь по небосводу, потоками света внезапно заливает внутреннее пространство храма, про-сачиваясь сквозь множество разновеликих окон южной стены по их искусно расширяющимся вовнутрь, словно трубы фанфар, проемам, окрашиваясь при этом в цвета красочной мозаики витражных стекол. В это время на короткий миг все преображается. Полутёмное церковное помещение из мрачного и холодного подземелья стремительно превращается в светлый и радостно-уютный дом, тогда как кровля церкви, оправдывая название капеллы, становится символом покрова Нотр Дам, заботливо раскинутым над зрителями. Кажется, будто со светом, пришедшим в церковь и наполнившим ее до краев, благодать дотварного мира в избытке излилась в мир тварный, а бесконечное обрело, наконец, свои прекрасно конечные формы. Процесс религиозного диалога-отношения зрителя с архитектурным произведением-вещью достигает в этот момент фазы, когда случается озарение человеческой души светом вселенского Духа. Здесь вступают в дело дополнительные или так называемые малые капеллы церкви Нотр Дам дю-От, предоставляя каждому зрителю возможность отойти от массы молящихся с тем, чтобы уединиться в одном из этих весьма небольших помещений и сугубо индивидуально отрефлектировать произошедшее с ним событие. Архитектура внутреннего пространства храма разрешает как индивидуальное, так и совместное взаимодействие человеческого и абсолютного. Можно сказать, что пробуждение религиозного чувства во всех его аспектах (эго-, социо-, космо- и абсолютоцентрическом) есть основная функция данного шедевра храмового зодчества.  
 

    По завершении этого этапа диалога-отношения зрителя с архитектурным творением процесс игрового взаимодействия из интерьера опять выходит наружу. Внутреннее вновь просится стать внешним. Выйдя из капеллы навстречу солнцу, зритель-пилигрим вольно-невольно замечает то, на что при входе в церковь не обратил внимание. Архитектурные формы сооружения, резко подчеркнутые светотенью, все вместе словно «тянут» юго-восточный угол храма в поднебесье к Солнцу, предлагая и зрителю совершить не столько физическое, сколько душевное движение его конечной души в направлении бесконечного Духа. Недаром критики, фотографируя и описывая эту часть здания, зачастую сравнивали ее форму либо с руками, сложенными в молитве, либо с крыльями огромной пытающейся взлететь птицы. Ле Корбюзье писал: «Если произведение зодчества удалось, тогда происходит отрыв от временного, преходящего, вызванный исключительной гармонией использованных пластических средств. Оно определяется не выбором темы, а торжеством пропорциональности во всем - как в анатомии произведения, так и в выражении осознанных и неосознанных устремлений художника… В законченном и удачном произведении таится огромное множество значений - целый мир, который предстает перед тем, кого он может волновать, то есть перед тем, кто этого заслуживает. Тогда раскрывается беспредельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное - совершается чудо, являемое несказанным пространством художественного творения»

    Осуществляя, наряду с душевными, физические действия в сторону юго-восточного угла капеллы, зритель-пилигрим в процессе отношения с архитектурными формами церкви рано или поздно оказывается возле восточного фасада здания. Здесь в солнечные, пропитанные абсолютоцентрической религиозностью дни архитектурный организм капеллы как нельзя лучше способствует душевной консолидации сотен людей в единое внеконфессиональное братство, способное на растворение собственной конечности в объятиях Абсолюта.

                                           Заключение

    В 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о «классической» подоснове его творчества. В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, «пластическая страсть». Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

    Очевидный факт, что большинство архитекторов, да и дизайнеров современности косвенно являются учениками Ле Корбюзье. В действительности только этой детали достаточно, чтобы говорить о Корбюзье как о человеке-легенде. Поскольку в любой области жизнедеятельности человека всегда оставались имена нарицательные, которые оставляли неизгладимый след в мироздании, так и при слове «архитектура» одно из первых имен, которые мы вспоминаем, - это имя Ле Корбюзье. Безусловно, Корбюзье - плодовитый мастер, и большинство его работ, помимо взрыва эмоций, имеют устойчивую профессиональную основу. Он всегда был большим исследователем и аналитиком архитектуры и, как следствие, - появление стилей и направлений, отдельные из которых принесли ощутимую пользу в проектировании и строительстве зданий и сооружений. А такое направление, как каркасное домостроение, совершило революцию в строительстве. При этом его художественные способности воплощались в жизнь параллельным ритмом. Видимо, в легкости воплощения и доступности восприятия его работ и состоял талант Ле Корбюзье. Философия простоты оказалась тем важным для человечества языком, который понимают и принимают не только зрители и теоретики, но и профессионалы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   Соч.: Творческий путь. М., 1970; Oeuvre complete. 8 vols. Zurich, 1929-- 1970.  
Лит.: Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990; Boesiger W., Girsberger H. Le Corbusier 1910-65. Zurich, 1967; Curtis W. Le Corbusier: Ideas and Forms. Oxford, 1986; Frampton K. Le Corbusier. Paris, 1997.  
А. Шукурова 

Фремптон К. Современная архитектура: Критиче ский  взгляд на историю ра з вития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко;Под ред. В. Л. Хайта.-- М.: Стройиздат, 1990.-- 535 с.:ил.-- Перевод изд.: Modern architecture: a critical history// K. Frampton.--ISBN 5-274-00223-4. 

Великие люди: жизнеописания и биографии  [сайт]. URL:

http://www.biografguru.ru/about/le/?q=3495&p=7  

Всеобщая история искусства. Западноевропейское искусство. Архитектура ХХ века. Основные проблемы  [сайт]. URL:

http://bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/45.htm 

Жуковский В.И., Религиозная сущность шедевров архитектуры, скульптуры и живописи. //Вестник КрасГУ - Крас., 2006. 

Максимов С. Ле Корбюзье и наша эпоха  [сайт]. URL:

http://msa-project.blogspot.com/2011/01/blog-post_17.html  

Мастера архитектуры об архитектуре. - М., 1972. 

Популярный Корбюзье - кто такой Ле Корбюзье  [сайт]. URL:

http://corbusier.livejournal.com/26331.html 

Черников Г. П.,. Черникова Д. А., Европа на рубеже XX-XXI веков  [сайт]. URL:

http://fictionbook.ru/author/gennadiyi_petrovich_chernikov/evropa_na_rubeje_xx_xxi_vekov_problemiy_yekonomiki/read_online.html?page=1 

Энциклопедия культурологи Соч.: Творческий путь. М., 1970; 

Информация о работе Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы в Ля Роншан