Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы в Ля Роншан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:19, реферат

Краткое описание

Ле Корбюзье - французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и градостроительства XX в. Занимался также живописью и скульптурой. Его творческие интересы были чрезвычайно обширны и простирались от моделирования бытовой вещи до перестройки больших городов и планов расселения в масштабах целых регионов.

В основе его деятельности лежало убеждение, что «мёртвые идеи» требуют пересмотра культурных ценностей того времени и воплощения нового образа жизни в различных его проявлениях. Выражая жизнестроительные тенденции авангарда, Ле Корбюзье стремился сформулировать общую эстетику научно-технической цивилизации.

Оглавление

Введение.
Проблема дома - проблема эпохи.
Этапы становления творческой личности.
Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане - результат монументализации традиционных методов строительства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

эстетикакор.doc

— 126.25 Кб (Скачать)

Московский Архитектурный институт

(государственная академия). 

Кафедра Философии. 
 

Реферат по предмету:

Эстетика. 
 

Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы

Нотр-Дам-дю-О в Роншане. 
 
 
 

                                                                    Выполнил 

                                                                                        студент 4 курса 11 гр.

                                                                        Коптев Н.А. 
 
 
 
 

                                                    Москва 2011.

  
 
 
 
 
 
 
 

                                              Содержание.

  1. Введение.
  2. Проблема дома - проблема эпохи.
  3. Этапы становления творческой личности.
  4. Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане - результат монументализации традиционных методов строительства.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 

                                                       Введение

   Ле Корбюзье - французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и градостроительства XX в. Занимался также живописью и скульптурой. Его творческие интересы были чрезвычайно обширны и простирались от моделирования бытовой вещи до перестройки больших городов и планов расселения в масштабах целых регионов.

   В основе его деятельности лежало убеждение, что «мёртвые идеи» требуют пересмотра культурных ценностей того времени и воплощения нового образа жизни в различных его проявлениях. Выражая жизнестроительные тенденции авангарда, Ле Корбюзье стремился сформулировать общую эстетику научно-технической цивилизации.

   Будучи рядовым человеком, архитектор работает в своей области и, как все люди, допускает какие-то ошибки и добивается какого-то успеха. Если же он великий человек - его произведения опережают свое время. Именно это и присуще Ле Корбюзье

   Характерные признаки его «новаторской» архитектуры -- объёмы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Не всегда понятные современникам и бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.

   Сформировавшаяся к середине ХХ столетия, «зрелая», как говорят искусствоведы, манера Корбюзье, была настолько убедительна, что на какое-то время стала едва ли не универсальным языком для архитекторов. В 60-70-е годы среди них считалось модным быть "корбюзианцем" - т.е. напрямую заимствовать идеи, приемы и даже отдельные характерные находки Корбюзье. И это вовсе не считалось зазорным, а наоборот, означало, что человек мыслит прогрессивно, в ногу со временем. В каждой стране одна за другой появлялись постройки "а-ля Корбю", разного масштаба и разного назначения, в той или иной степени передающие дух и букву оригинальных построек мастера. И сегодня многие архитекторы, подчас знаменитейшие, работают в русле архитектурных образов Корбюзье - как например, американец Ричард Майер или японец Тадао Андо.

    Цель настоящей работы - на примере Капеллы НОТР ДАМ ДЮ О в Роншан  (1954г.) определить эстетическую ценность именно «зрелого» Корбюзье и на основе применяемых мастером принципов формообразования, конструктивных и функциональных приемов попытаться проследить эволюцию его творчества в непростых социальных условиях развития европейского общества.

                                Проблема дома - проблема эпохи

   В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлечённо-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».

    Начало творческой карьеры Корбюзье совпало с технологической революцией нового времени, главными моментами которой были появление электричества и радиосвязи, появление автомобиля, открытие железобетона, возникновение авиации, а также строительство судов-гигантов нового поколения, океанских лайнеров вроде "Аквитании", "Олимпика" или "Куин-Мэри-1". Эти достижения научной мысли, техники и дизайна - фантастические для своего времени - были для Корбюзье главным вдохновляющим моментом его творчества.

   Основная его цель при этом определялась социальными проблемами эпохи.  «Научный и промышленный харатер культуры», обуславливавший стремительный рост технологии и промышленности, привел к углублению социальных противоречий общества. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи. Жилищный вопрос в начале XX века был не только самым насущным вопросом в развитии густонаселенных, находившихся в антисанитарном состоянии городов, но и одной из самых жгучих проблем в развитии общества. Имущественное неравенство в наиболее явной и уродливой форме проявлялось именно в этой сфере -- контраст между роскошными апартаментами фабриканта и убогим жилищем наёмных рабочих. Этот очевидный факт осознавался наиболее мыслящими, прогрессивными деятелями культуры как «позорное пятно» на «совести» европейского общества. Борьба против изживающей себя мещанской роскоши за новые идеалы разумного, естественного, аскетичного жилища, по убеждению художников и архитекторов-реформаторов, должна была сдвинуть решение жилищной проблемы с мертвой точки.

   Неудовлетворительное состояние жилищной проблемы не только служило твёрдой почвой для острых социальных конфликтов, но и стало объективным препятствием дальнейшего развития общества.

   В архитектуре Корбюзье утверждал идеи рационализма, демократии и равенства, коллективно организованной индивидуальной свободы личности, связанной с природой и другими людьми. Он декларирует: «Краеугольным камнем современного градостроительства я считаю священное уважение к свободе личности». Свободная личность, согласно Корбюзье, должна быть коллективно организована и включена в общественную систему: «Если вы стремитесь жить с вашей семьёй в обстановке задушевной дружбы, в тишине и покое, среди природы, объединяйтесь по две тысячи человек (мужчин, женщин и детей); входите в дом через одну дверь, пользуйтесь четырьмя лифтами, которые доставят вас в любую из восьми внутренних улиц, расположенных одна над другой. Так вы будете жить в уединении и тишине; солнце, воздух и зелень заполнят ваши окна».

   Архитектура Корбюзье выдвинула идею техницизма, опирающегося на новейшую индустрию и строительный гений человека. Каменную книгу Корбюзье можно прочитать так: «Я -- разумное существо -- утверждаю красоту рационального и рациональность красоты. Человек может быть счастлив, если он будет разумен, если он будет строить и созидать. Природа не рациональна, нужна вторая природа из стали и бетона».

   Архитектура Корбюзье -- дитя технической революции XX в. Окружающий человека мир должен быть построен геометрически: из прямоугольников и квадратов фасадов, из кубов и параллелепипедов строений, из цилиндров колонн. Это организованное евклидово пространство -- царство планиметрии и стереометрии, и есть среда обитания личности новой технической эры. 

   Этапы становления творческой личности.

    Промышленная революция конца ХIX века застала архитекторов врасплох. В то время как некоторые из них пошли в ногу с современной действительностью и, особенно, с новой техникой, проектируя и строя бетонные и металлические мосты, покрытия выставочных дворцов, огромные залы и крупные заводы, основная масса архитекторов продолжала работать в академическом стиле, лишенном социального смысла и содержания. В начале XX  века новые веяния влияют уже и на официальную архитектуру.

    В Брюсселе - Виктор Орта и Ван де Вельде с группой "XX век", в Мюнхене - журнал "Югенд", в Вене - Отто Вагнер и Иосиф Гофман, во Франции - Гимар и группа из г. Нанси, в Барселоне - Гауди и другие отказываются от старых классических форм. На смену колоннам, капителям, фризам приходят новые формы, в основу которых заложено подражание природе. С течением времени и эта архитектура, так называемое, "Ар Нуво", становиться просто модной манерой, которая исчезает так же быстро, как появилась.  

   Студент Школы искусств города Ля Шо-де Фон, Шарль Эдуард Жаннере приобщается к новым течениям в искусстве благодаря профессорам Леплатенье и Жозефу Гофману из Вены. Но его больше привлекают функционализм, вопросы комфорта, простые проектные решения и прямые линии. То же самое привлекает его современников - Петера Беренса, Макинтоша, Адольфа Лооса и других. Общение с ними ввело Ле Корбюзье в круг проблем современного зодчества, среди которых следует выделить социологию города, индустриальный дизайн и художественное освоение новых строительных материалов.

   В ходе начального самообразования Ле Корбюзье испытал и ряд других существенных влияний. Чтение литературы, как специальной, так и популярной, познакомило его с эстетикой неоплатонизма и с пифагорейством. Впоследствии эти познания нашли отражение в его попытках разработать общие системы пропорционирования («чертёж-регулятор», «модулятор»). Сквозь них он рассматривал феномен машины; к пифагорейской гармонии сфер восходит выражение «визуальная акустика», которым Ле Корбюзье обозначал архитектурное произведение. Исследователи подчеркивают характерную для Ле Корбюзье тягу к «игре с противоположностями» в его проектах -- контрасты между твердью и пустотой, между светом и тьмой. 

    Период образования Ле Корбюзье завершается к 1910 г., когда он работает над проектом здания Строительного института. В этом проекте впервые проявляются черты его творчества и его личности. Уже в 1910 г. у него появился интерес к вопросам организации строительства, серийного производства и стандартизации. Как архитектор Ле Корбюзье окончательно сформировался в Париже, где он создал два новых произведения: виллу Фавр-Жако (влияние Петера Беренса) и виллу Швоб (влияние Огюста Перре), 1910-1919 гг.

   Встреча с художником А.Озанфаном побуждает его заняться живописью (первая написанная им картина датирована 1918 г.). Вместе они выпускают манифест позднекубистского направления пуризма («После кубизма», 1918). Одновременно пишут и выставляют свои живописные композиции, варьирующие мотивы труб, бутылей, колб и т.п. Однако авторы манифеста не ограничивают себя интересом к живописи. Пуризм понимается ими широко, как всеобъемлющая теория творчества, обращенная к современности с ее достижениями науки и техники и требованием «очищения» всех пластических форм.

    1920-1929 гг. - эпоха, связанная с последствиями первой мировой войны. Во всем мире это период интенсивных творческих исканий. Ле Корбюзье находиться в самой гуще всеобщего движения за новое направление и создание новых форм жизни.

   Свои взгляды Ле Корбюзье и Озанфан продолжают развивать на страницах журнала «Эспри нуво» («Новый дух», 1920-1925), который они издают в сотрудничестве с поэтом-дадаистом Полем Дерме. С 1923 по 1932 г. в коллекции «Эспри нуво» выходит семь книг Ле Корбюзье, среди которых наибольшей известностью пользуется самая ранняя «К архитектуре» (1923). Его книги «Градостроительство» (1925) и «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства» (1930) содержат развернутую программу создания новых городов.

   Одной из ведущих тем в теоретических работах Ле Корбюзье этого периода является тема современной машинерии. У него это -- «геометрический и математический феномен», сопряженный с универсальной системой чисел и с простейшими формами круга, прямоугольника, шара, цилиндра. По выступлениям архитектора прослеживаются явные расхождения с такими выразителями машинной эстетики, как футуристы. Если у последних мир техники врывается в город дымящими и грохочущими гигантами, огромными скоростями и головокружительными высотами, то у Ле Корбюзье он представлен «шедеврами удобства, точности, гармонии и вкуса».

    Благодаря своим трудам, полемическим выступлениям и исследованиям Ле Корбюзье становиться во Франции центром нового движения.

Информация о работе Эстетика позднего творчества Ле Корбюзье на примере капеллы в Ля Роншан