До Г. Вёльфлина и А. Ригля понятие
стиль не было принципиально значимым
и трактовалось с любой точки зрения, удобной
для исследователя. Например, И.И. Винкельман
называл такие стили, как «строгий стиль»,
«высокий стиль», «изящный стиль». Благодаря
Г. Земпелю генезис стиля рассматривается,
как результат определенного уровня исторического
развития. Стиль начинает пониматься как
выражение определенного типа художественного
мышления или видения, а история искусств
видится закономерным чередованием или
сменой стиля.
Такой подход приводит к изменению
понятия стиль, лишению его своего идейного
содержания во имя формы. Данное понятие
было схематизировано и лишено своего
живого наполнения, своей пластичности
и органичности.
Марксистско-ленинское искусствознание
усматривает в стиле художественное выражение
исторически обусловленного типа эстетического
сознания Отрицанию каких бы то ни было
типологических структур оно противопоставляет
реальный анализ объективных законов
развития художественной культуры, обретающей
в соответствующих условиях отчётливые
очертания стиля как идейно-художественной
целостности.
Но многие исследователи понимают, что
искусство в своём историческом развитии
далеко не всегда кристаллизуется в форме
определённого стиля, обладающего последовательно
развитым внутренним содержанием при
четко выявленном и ясном формальном построении.
Поэтому наиболее правомерно применение
понятия исторического стиля к тем эпохам
и видам искусства (архитектура, декоративное
искусство), где систематическая упорядоченность
формальных приёмов и средств выразительности
оказывается наиболее последовательно
выявленной. Стилистическое единство
в прошлом (например, в античном и средневековом
искусстве), как правило, имело одной из
предпосылок синтетичность всей художественной
культуры, преобладание тенденций к слиянию
различных искусств в единое целое.
В современном мире все большее значение
приобретает синтез искусств и их стилей,
ситуация афтерпостмодернизма, когда
даже основные положения постмодерна
подвергаются пересмотру и доработке,
когда развитие мира ускоряется и человечеству
необходимо решать все новые задачи, сами
функции культуры и искусства могут претерпевать
существенные изменения. Искусство всегда
адекватно той действительности, в которой
оно существует.
И одна из его основным задач – это помощь
в понимании окружающего мира и осуществление
функции обратной связи индивида и общества,
индивида и мира.
Одной из наиболее ярких форм выражения
понятия стиль является архитектура, определяемая
классиками, как «застывшая музыка».
Ниже мы рассмотрим основные характеристики
конкретного архитектурного стиля на
примере сооружений г. Чердыни Пермского
края.
2. ИТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ Г. ЧЕРДЫНИ ПЕРМСКОГО
КРАЯ
Для начала кратко остановимся на самом
определении понятия «архитектурный ансамбль».
Вопрос ансамбля в архитектуре занимает
важное место, хотя не всегда он исследовался
на должном уровне. «Во всех искусствах ансамбль как образная
структура есть художественная возможность,
а в архитектуре – художественная необходимость»5.
В таком кратком определении содержится
суть понимания архитектурного ансамбля,
т.е. сама архитектура является ансамблевым
видом искусства, в котором гармонично
соединяются природный ландшафт, все сооружения,
объединенные в один ансамбль, их стилистические
особенности и функциональное назначение,
внешний вид и структурная логика каждого
элемента.
Современные исследования по архитектуре
и зодчеству называются два основных критерия,
по которым возможно выявить архитектурный
ансамбль. Прежде всего, это комплекс,
который состоит из ограниченного количества
сооружений, объединенных общим пространством
и образующих отдельную целостность. Второй
критерий представляет собой понимание
ансамбля, как явления содержащего в себе
некие признаки, которые А.Л. Маргушин
описал как «наличие места, обладающего
особыми морфологическими чертами, выделяющими
его из семиотически родственного окружения»6.
Ансамбль можно понимать как открытую
систему, которая в дальнейшем видоизменяется,
расширяется, углубляется, развивается.
Но она требует соблюдения определенных
правил и принципов, с помощью которых
возможна сохранность целостности композиции,
а также первоначального замысла зодчего.
В этой связи представляется актуальным
рассмотрение архитектурного ансамбля
Чердыни, его исторических особенностей
и стилевых характеристик. Сам район является
самым большим по площади и расположен
к северу от р. Колвы. Город Чердынь обладает
тысячелетней богатой историей, с наиболее
полно сохранившейся культурно-исторической
средой, позволяющей проводить исследования
и получать наиболее полные и достоверные
описания жизни и уклада наших предков.
Старинные поселения Ныроб, Покча, Вильгорт
известны своей первозданной красотой
и чистотой архитектурных форм хорошо
сохранившихся архитектурных ансамблей.
Сам город располагается на
7 холмах (они разделены оврагами) на берегу
р. Колва. На самых высоких центральных
холмах сохранились следы городищ местных
родо-племенных общин коми-пермяков. Например,
на Вятском холме поселения VIII-IX вв., а
на Троицком — XIII-XIV вв. Город пережил несколько
пожаров, что характерно для любого достаточно
древнего города России. Соответственно,
несколько раз изменялись планы его застройки,
нарушалась целостность архитектурных
ансамблей прошлого. После пожара 1792 г.
Чердынь была отстроена по новой планировочной
схеме, характерной для данного периода.
Но в городе сохранились и более древние
постройки, начиная с XVII века.
Изначально историческим центром
города считался Троицкий холм, находящийся
на юго-востоке города. Именно здесь в
XVI в. был расположен кремль. От него на
сегодняшний день остался только земляной
вал, который является одной из старейших
и главнейших достопримечательностей
города.
В 1462 г. на одном из холмов вдоль
р. Колва был основан первый на Урале мужской
монастырь, который просуществовал до
1784 г. именно к данному архитектурному
ансамблю монастыря относят и древнейший
из сохранившихся каменных храмов Чердыни
– церковь Иоанна Богослова (1704-1718).
Ближе к XVIII в. центр города переместился
к северо-западу от кремля. На бывшей Соборной
площади находится архитектурный ансамбль
пятиглавой двухъярусной церкви преображения
(1756) Воскресенского собора (1750-1754).
Среди других памятников архитектуры
примечательны: бывший Арсенал (первая
половина XVIII в.), Гостиный двор (1857), Городская
дума, Торговые ряды конца XIX в. и несколько
крупных каменных купеческих усадеб (Алина
Малого (1840-50-е гг.) с отделкой «под руст»
и обилием кованых железных деталей в
наружном убранстве; Алина Большого (1880-е
гг.) — состоит из двух 2-этажных домов,
с многоступенчатым парапетом и полуциркулярными
окнами по фасаду главного углового дома;
2-этажный особняк лесопромышленника Гусева
(1880-е гг.) с лоджией-балконом, зубчатым
карнизом и традиционным для уральской
деревянной архитектуры звёздчатым орнаментом;
усадьба Чёрных (конца XIX в.) и др.), а также
деревянные жилые дома с разнообразным
декором и 14 амбаров на сваях у реки как
образец хозяйственно-промышленного строительства
в Чердыни (вторая половина XIX - начало
XX вв.).
В архитектурном облике Чердыни,
по мнению исследователей и архитекторов,
ранние традиции Русского севера переплетаются
с приемами уральской школы зодчества
второй половины XVIII века и отражаются
в храмах, общественных зданиях, купеческих
лавках и домах.
Монастырь Иоанна Богослова
представляет собой одну из древнейших
построек на Урале, основанную в 1462 году.
Вознесенская церковь монастыря явилась
первой каменной культовой постройкой
Урала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова
получил привилегии от царя Ивана Грозного.
Первоначально внутри монастыря
была построена лишь деревянная церковь
Иоанна Богослова. В 1624 году появилась
вторая, Вознесенская, но уже каменная.
В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо
них на этом же месте в 1704-1718 годах была
возведена одна каменная двухэтажная
церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась
до наших дней.
Здание, значительно приподнятое
со стороны реки высоким подклетом, совмещает
две церкви - зимнюю и летнюю. Особенность
памятника заключена в своеобразной композиции
ее верхней части. Над сводом верхнего
храма выложена небольшая восьмигранная
колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение
над кровлей сближает композицию церкви
Иоанна Богослова с московскими многоярусными
центрическими храмами конца XVIII века.
Одной из особенностей церкви является
совмещение храмовой части с колокольней-звонницей,
что практически не встречается в Прикамье.
Гладкие белые стены оживлены
большими окнами с плоскими прямоугольными
наличниками. Окна нижнего этажа апсиды
и два окна верхнего храма выделены украшениями
в виде барочных волютообразных элементов
с семилучевыми цветками посередине. Фасады
завершены ступенчатыми карнизами. Немалый
интерес представляют интерьеры обоих
храмов. Нижний храм приземист, а верхний,
летний, - высокий и двусветный. В храмах
сохранились тябловые иконостасы. К примеру,
в верхней трапезной находится икона,
посвященная принятию христианства на
Пермской земле. Икона была выполнена
в ХIX веке по более старому образцу.
Воскресенский собор на сегодняшний
день является одним из красивейших храмов
Чердыни, с колокольни которого открывается
прекрасная панорама города и его окрестностей,
был освящен в 1754 году. К двухсветному
храму пристроено два придела: в 1751 году
с южной стороны - в честь Стефана Пермского
и в 1785 году - Никольский с севера. Основное
здание и оба придела с западной стороны
объединяла просторная трапезная. Позднее
была пристроена обширная колокольня.
Композиционное построение и архитектурное
убранство собора являются типичными
для памятников, возводимых в середине
XVIII века в провинциальных городах России.
Собор отличает предельная скромность
и отсутствие каких-либо пышных декоративных
деталей, утяжеляющих архитектурный ансамбль.
В венчающем храм пятиглавии
четыре главы с глухими восьмериковыми
барабанами поставлены по углам на четырехугольные
башенки-постаменты, а пятая возвышается
на двух крупных восьмигранных барабанах,
из которых нижний открыт в храмовое помещение.
Внушительный вид кубическому храму придают
окончания стен в виде крупных полукружий
с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы.
Стены как будто постепенно растворяются
и исчезают под небом. Строгие классические
очертания прекрасно совмещены с такой
легкостью и аскетичностью внутреннего
убранства.
Стены и своды храма расписывал
лучший чердынский живописец XVIII века
Л. Протопопов. Особенно следует отметить
роспись на северной стене, посвященная
крещению жителей Перми Великой епископом
Ионой в XV веке. В настоящее время живопись
закрыта слоем извести. В 1908-1911 годах собор
был основательно перестроен. На бутовом
фундаменте из красного кирпича была возведена
расширенная трапезная, паперть, ризница
и новая прекрасная колокольня. В оформлении
новых фасадов использовались старые
декоративные приемы - зубчатый карниз,
полукруглые изгибы, плоские наличники
с завершениями в виде цветка, лопатки.
Со старой колокольни был перенесен
на фасад новой части стены с живописным
образом Спаса Вседержителя. После революции
Воскресенский собор вплоть до начала
1930-х годов использовался для богослужения.
После его закрытия в здании разместили
районный Дом культуры, который находится
там и сейчас.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
был построен в 1784 году. Предшествовавшая
ему деревянная церковь принадлежала
девичьему монастырю, закрытому в конце
XVIII в. Планировка двухэтажной церкви традиционна.
Одноглавая, квадратная в плане храмовая
часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные.
Все части здания перекрыты сомкнутыми
сводами и соединены широкими приподнятыми
арками. Храмовое помещение второго этажа
двухсветное.
Первый этаж отделен от второго
профилированным поясом, украшенным снизу
зубчатым лекальным кирпичом. Аналогичные
формы имеют карнизы апсиды и куба. На
гладких стенах второго этажа выложены
плоские завитки-волюты. Самое богатое
оформление имеют окна апсиды. Оно выдержано
в традициях архитектуры XVII - начала XVIII
века. Окна обрамлены стройными колонками
с резными капителями, а верх украшен многопрофильными
волютами и "жучковым" орнаментом,
единственным на всю Чердынь. Интерьер
верхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами,
карнизы, а нижнего - настенные росписи
на евангельские темы и в виде орнаментальных
мотивов. Колокольня, обращенная фасадом
на улицу, была построена взамен старой,
в 1884 году. Ее пирамидальный объем венчал
стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен
в 1930-е годы). Четверик колокольни вместил
две паперти и крутые лестницы. На стене
при входе в трапезную выполнена роспись
на тему Страшного суда. Сегодня колокольня
и главы утрачены. В 2001 году интерьер церкви
был отреставрирован.
В 1932 году церковь была закрыта.
Тогда же она лишилась колокольни и купола.
Бесхозной церковь оставалась вплоть
до 1950-х годов, когда была передана музею.
Ныне здесь находится музей истории веры.
Церковь Спаса Преображения
- каменная двухэтажная церковь во имя
Преображения Господня с каменной колокольней,
построенная в 1756 году на месте старой
деревянной Преображенской церкви. Верхняя
церковь (холодная) была освещена во имя
Преображения Господня, нижняя (теплая)
— во имя Казанской Богоматери. В 1849 году
жители города вместе со священнослужителями
попросили разобрать старую и построить
новую колокольню.
В 1853 году была построена новая
двухэтажная паперть с огромной четырехгранной
колокольней. Три яруса с арками и восьмигранный
шпиль с главкой и крестом придали колокольне
мощную устремленность ввысь.