Историко-архитектурный ансамбль Чердыни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:07, реферат

Краткое описание

В наше время довольно актуальным является вопрос определения и пояснения понятий «стиль», «жанр», «синтез культур», «архитектурный ансамбль» и др. ввиду того, что продуктов культурной деятельности человека становится все больше, их разнообразие поражает воображение любого, даже самого искушенного эстета, происходит смешение стилей, жанров и видов различных искусств.
При такой эклектичности и многообразии необходимо научиться формировать собственный эстетический вкус, а без понимания некоторых базовых понятий это просто невозможно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………...3
1. ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ» В ИСКУССТВЕ……………………………………….5
2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ ЧЕРДЫНИ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)……………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории искусств - копия.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………...3

1. ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ» В  ИСКУССТВЕ……………………………………….5

2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ ЧЕРДЫНИ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)……………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время довольно актуальным является вопрос определения и пояснения понятий «стиль», «жанр», «синтез культур», «архитектурный ансамбль» и др. ввиду того, что продуктов культурной деятельности человека становится все больше, их разнообразие поражает воображение любого, даже самого искушенного эстета, происходит смешение стилей, жанров и видов различных искусств.

При такой эклектичности и многообразии необходимо научиться формировать собственный эстетический вкус, а без понимания некоторых базовых понятий это просто невозможно.

Также и самим производителям культурного продукта (художникам, музыкантам, скульпторам, дизайнерам, архитекторам) важно знать историю возникновения того или иного направления и стиля в искусстве, понимать факторы, определяющие его дальнейшее развитие, разбираться в том, насколько для той или иной исторической эпохи являются характерными те или иные черты стиля.

Культура является отражением социальной жизни человека, его помыслов и устремлений, устройства быта, политической и экономической ситуации в государстве в определенный период его исторического развития. Эти влияния взаимообусловлены. И важно понимать их сущность.

Также любому человеку, а в особенности, профессионалу в сфере архитектуры, необходимо уметь на практике определять тот или иной архитектурный стиль, его особенности, давать описание тому или иному архитектурному ансамблю (понимать, что это такое и определять его), уметь сравнивать различные стили и архитектурные ансамбли на примере конкретных сооружений, определять черты синтеза, влияния какой-либо иной традиции на законченный стиль объекта.

В данном ключе особенно важным и интересным представляется изучение архитектурных памятников различных регионов.

Нами для данной цели был взят архитектурный ансамбль г. Чердыни Пермского края. Это регион, богатый своей древней историей, памятниками архитектуры самых различных периодов истории, как храмовых, так и гражданских построек, край со своей уникальной культурной составляющей, со своим стилем и особенностями.

Для начала мы ознакомимся с теоретическими понятиями и определениями, а в ходе данной работы покажем, каким образом свои теоретические знания применить на практике.

В данной работе мы опираемся на глубокие и всеобъемлющие исследования архитектурных памятников Пермского края таких известных исследователей, как: А.С. Терехин, И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова, А.А. Тиц и В.И. Пилявский.

Также нами были рассмотрены работы в области теоретических исследований по истории искусств (Кон-Винер, В.Н. Тяжелов и др.).

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ»  В ИСКУССТВЕ

 

Одним из краеугольных понятий в истории и философии искусства, а также искусствоведении является стиль.

Согласно словарю эстетики, стиль «от (лат. stylus, от греч. stylos — палочка, стержень для письма) - это структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, которое порождается живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Данное понятие употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника»1.

Стиль также является связующим элементом в синтезе различных искусств, в данном контексте он приобретает целостность и наибольшую органичность. Стиль может образовывать собственную традицию (готика, барокко, классицизм).

Это понятие, по сути, может быть намного шире социально-культурных условий, благодаря которым он зародился, изменялся, становился целой культурной традицией.

Стиль отличается от канона, он шире и свободнее в формах проявления. Для конкретного исторического периода он является довольно устойчивым понятием, однако, представляя собой сложную систему, которая включает великое множество элементов в свою структуру (принципы художественного мышления, способы образного выражения идей, изобразительно-выразительные приемы и др.), иногда может быть достаточно труден для восприятия и определения.

Данное понятие начинает активно разрабатываться в конце XIX - начале XX в.в. в среде философов, теоретиков искусства, самих культурных деятелей. Одними из самых известных на тот момент выступали искусствоведческие школы Г. Вёльфлина и А. Ригля, которые считали, что стиль «это достаточно устойчивая система формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простота, сложность, открытая или закрытая форма и т.д.)». Они находили возможным полагать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей, т.н. «история искусства без имен».

Выдающийся философ, исследователь в области Античной эстетики, А.Ф. Лосев, считал, что стилем является «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» 2.

О. Шпенглер в «Закате Европы» видел в стиле одну из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль определяется как «метафизическое чувство формы», определяющееся самой «атмосферой духовности» определенного исторического периода. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве. При этом ученый отмечает, что в его понимании стиль является более широким и многообразным понятием, выходящим за рамки чисто художественного и эстетического определения.

«Стили следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника»3. Стиль, подобно культуре, является первофеноменом в строжайшем смысле; стиль ли это искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни.

По мнению О. Шпенглера, стиль представляет собой трансформирующееся переживание бодрствующего человека, его alterego и зеркальное отображение в окружающем мире. Именно поэтому в общей исторической картине какой-либо культуры может обнаруживаться только один стиль — стиль этой культуры. При этом Шпенглер не согласен с достаточно традиционной в искусствоведении классификацией «больших стилей». Он, например, считает, что готика и барокко не различные стили: «это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада».

Современный российский искусствовед В.Г. Власов дает следующую дефиницию понятию «стиль». Это, прежде всего, «художественный смысл формы», как ощущение «художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль — художественное переживание времени». Он понимает стиль как «категорию художественного восприятия»4.

Вообще, как видим, определений данного понятия достаточно много и в каждое из них лишь дополняет картину общего понимания такого многогранного понятия. Складывается впечатление, что ученые чувствуют и понимают самую суть данного феномена, однако адекватно и точно выразить это понимание в словесной форме не могут в силу того, что любые культурные и эстетические смыслы шире возможностей языка.

Стиль, как и многие другие явления и феномены художественно-эстетической реальности, - тонкая материя для того, чтобы ее можно было более или менее адекватно и однозначно определять. К сожалению, чаще всего, в данных областях приходится довольствоваться исключительно дескриптивными методами исследования.

Само понятие стиля является многоуровневым, как мы уже отмечали выше. Изначально оно определяло собственную манеру литературного письма. Сейчас это понятие намного шире и употребляется, как применительно к характеристике творчества отдельного представителя того или иного жанра искусства (например, стиль А.С. Грина, его «литературные феерии» или стиль мастихиновой живописи Л. Афремова, К. Гаджума и др. или, обращаясь к музыкальным стилям, можно отметить стиль М. Таривердиева или же стиль Бетховена и проч.), так и для более объемного понимания того или иного направления в рамках определенной культурной традиции.

Границы обозначения какого-либо стиля достаточно широки и порой весьма условны – все зависит от критерия, который мы выбираем для характеристики конкретного феномена или явления. Например, мы можем определять некоторые характерные особенности архитектуры той или иной цивилизации, региона, оказавшие большое влияние на последующие исторические эпохи. Это может быть «японский стиль», «русский стиль (рустикальность)» и т.д. Также мы можем выделять категории стилей по историческим периодам (классическая классификация – «барокко», «романтизм», «готика» и  проч.).

На ранних этапах развития общества стиль был практически единым для всех, это достаточно монолитное, целостное и всеобъемлющее понятие, которое было подчинено некоторым господствовавшим в обществе нормам – будь то религиозно-мифологические, идеологические или нормативно-правовые (право обычая, традиция и др.).

Грандиозный перелом произошел в эпоху Возрождения. И это неудивительно, так как именно в этот момент античные ценности, понятие личности и индивидуальности провозглашаются Абсолютом. Развиваются науки, разрабатывается методология познания, от философии (античного «целого в целом») отделяют другие области знания – естественные науки, математику, гуманитарные области.

Само появление понятия «гуманизм» подчеркивает индивидуализацию искусства и его стилей. Появляется множество самобытных творцов – все тот же Леонардо да Винчи, который сочетал в своем творчестве подходы разных областей знания и прославился как изобретатель, живописец, музыкант, и даже ученый в медицинской области.

При этом любой новый исторический стиль неизменно лишается определенной части собственной всеобщности. Изначальная целостность переосмысливается, стили разделяются, дробятся и видоизменяются, живут и отражают быстро меняющиеся общественные и социальные нормы, законы, условия.

Также постепенно происходит смешение стилей, выделение отдельных традиций и направлений, противоположных основным стилям. Например, это романтические тенденции в классицизме и др.

К XIX в. мы получаем логичное завершение данного процесса, который вылился в распад отдельных крупных стилистических направлений. Однако на этом фоне возникают и новые тенденции – тенденции синтеза различных жанров и стилей в искусстве. В музыке наиболее ярко это проявилось в творчестве Р. Вагнера, а также отечественного композитора А.Н. Скрябина. Последний стал особенно известен благодаря своим синестетическим экспериментам в музыке и явился фактически прародителем свето-музыкальных эффектов, звукописи.

Эту множественность стилей можно считать одной из закономерностей развития художественной культуры начала XX века.

В эпоху социализма вопросы стиля не предусматривают двузначности и множественности толкований. В них включены всего два основных аспекта – единство идеи (социалистической) и единство метода социалистического реализма как основного метода отображения действительности. При этом, хотелось бы отметить, что все это развивалось на фоне развития множества национальных культур внутри самого общества, что привносило свои индивидуальные особенности в основные тенденции развития культуры всей страны, всего государства.

Однако, потребность в синтезе, в развитии и изменении позволяет стилям не застывать в конкретном историческом контексте, не завершаться, а быть длящимся культурным процессом, подобно тому, что в философии культуры было названо «незавершенный культурный проект».

Но невозможно сколько-нибудь разбираться в разнообразии стилей без определения неких признаков его наличия. Но тут мы сталкиваемся со следующей проблемой – до сих пор не выработано единой классификации признаков для всех видов и искусства. То, что применимо к пластическим искусствам, далеко не всегда возможно применить к музыке или театру.

Однако принято считать, что определяющими признаками того или иного стиля являются понимание исторического стиля как этапа истории искусства, при котором вырабатывается цельная художественная система со своей внутренней логикой, единством формы и содержания. В этом ключе исследователи выделяют стиль древнегреческой архаики и классики, эллинистический стиль, романский и готические стили эпохи Средневековья, стиль ренессанса, барокко, рококо и классицизма в искусстве нового времени.

Информация о работе Историко-архитектурный ансамбль Чердыни