Архитектура отдыха Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Архитектура отдыха Древнего Рима отличается куда большей грандиозностью зданий и комплексов отдыха, чем архитектура Древней Греции, а именно: стадион превратился в амфитеатр; гимнасий — в термы; жилище — в городское и загородное; агора — в форум. Амфитеатры, форумы, термы, являясь новыми типами зданий, отличались функциональностью, многотысячной единовременной вместимостью и соответствовали лозунгу Древнего Рима: «Хлеба и зрелищ».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 420.85 Кб (Скачать)

 

 

Введение:

        В истории архитектуры различают «старую», «новую» и современную архитектуру. «Старая» архитектура» представляет собой архитектуру эпохи рабовладельческого, строя и феодализма. В рабовладельческую эпоху возникли архитектурные стили древнего мира.

       Архитектурная среда отдыха древнего мира — эпоха зарождения зодчества Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Архитектура древнего мира сформировала представления об основных типах сооружений — от рядовых жилых домов до монументальных общественных сооружений и комплексов; создала художественно-конструктивную систему ордеров, определила декоративность архитектурных произведений; заложила основу градостроительства.

       Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов. Например, этруски, обладатели древней высокоразвитой самобытной культуры, познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа. На формы искусства в каждой римской провинции влияли местные традиции. Греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, внесли большой вклад в создание римской культуры, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности. Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально-строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба.

       Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, богатству композиционных форм, масштабу строительства. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Красота и мощь римской архитектуры в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности.

 

                                 Архитектура отдыха Древнего Рима

        Архитектура отдыха Древнего Рима отличается куда большей грандиозностью зданий и комплексов отдыха, чем архитектура Древней Греции, а именно: стадион превратился в амфитеатр; гимнасий — в термы; жилище — в городское и загородное; агора — в форум. Амфитеатры, форумы, термы, являясь новыми типами зданий, отличались функциональностью, многотысячной единовременной вместимостью и соответствовали лозунгу Древнего Рима: «Хлеба и зрелищ».

         Разнообразные стороны общественной жизни Древнего Рима сосредоточивалась на форуме, определяя состав окружающих его зданий:

  • храмы главных богов, перед которыми совершались религиозные церемонии;
  • базилики — для суда и биржи, на которых заключались сделки и пелась торговля;
  • курии — для заседаний сената и городского управления;
  • таберны — лавки торговцев.

Площадь украшали статуями, окаймляли колоннадами портиков, второй ярус которых использовался  для зрителей в праздничные дни. Праздники занимали большую часть  отдыха горожан: религиозные шествия, гладиаторское игры, триумфы полководцев. В истории Рима было отмечено 350 триумфов, длившихся по 2-3 дня каждый, с непременными пышными торжествами и грандиозными пирами. Праздник включался в единый комплекс развлечений с пирами и трапезами.

        Наиболее характерным комплексом отдыха для Древнего Рима были термы. Посещение терм было неотъемлемой частью римского образа жизни. Кроме своего основного назначения термы включали открытые дворы для воздушных и солнечных ванн, площадки для гимнастики, бассейны для игр и плавания, комнаты для отдыха и массажа после бани, экседры для отдыха и бесед, нимфеи с источником или фонтаном, библиотеки и помещения для музыкальных и литературных выступлений. Самыми значительными по пышности и вместимости (до 1600 посетителей одновременно) были термы Каракаллы (рис. 1). Комплекс включал главное здание, состоящее из зеркально повторяющихся групп помещений: вестибюлей, раздевален, массажных, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подходящих к кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен, освещаемых двойным рядом окон под куполом. Затем через небольшой тепидарий с теплыми ваннами можно было попасть в центральный зал — фригидарий с холодной баней и бассейном для плавания. Главный корпус окружало парковое пространство, предназначенное для спорта, развлечений и отдыха у фонтанов нимфей. С наружной стороны ограды термы располагались номерные бани, конторы и магазины. Термы — значительное достижение в эволюции отдыха; они являются прообразом современных Рис. 1. Термы Каракаллы (Древний Рим):

 1 — главный вход; 2 — номерные бани; 3 — ксист; 4 — входы; 5 — вестибюли; 6 — раздевальни;

7 — залы перед бассейном; 8 — бассейн; 9 — фригидарий; 10 — тепидарий; 11 — кальдарий;

12 — залы для отдыха после бань; 13 — палестра; 14 — боковые залы; 15 — экседры;

16 — проходные залы; 17 — глубокие бассейны; 18 — банные помещения с бассейном;

19 — дворы с резервуаром для воды; 20 — дворы с отопительными устройствами;

21 — стадий; 22 — библиотека; 23 — нимфеи;

24 — перистили; 25 — глубокие бассейны; 26 — полукруглые портики; 21 — отстойник


многофункциональных центров в городе и загородной среде.

        Значительную часть отдыха римлян занимали зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры, борьба с животными, состязания колесниц. Основные зрелищные сооружения — театры, амфитеатры, одеоны, цирки. Театры первоначально состояли из отдельных элементов:

  • мест для зрителей — театрона, которые устраивали на ступенях, врезанных в холм;
  • орхестры — круглой (полукруглой) площадки, где происходило действие;
  • скены — отдельной палатки для переодевания.

Позже разрозненные части  слились в единое целое, что является характерной чертой римского театра. Скена, наиболее подвергавшаяся изменениям часть римского театра, становилась  все более нарядной, часто для  ее оформления использовали цветной мрамор и росписи.

        В Риме были распространены малые театры — одеоны — с упрощенным устройством сцен, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений. Одеоны могли быть крытыми (в виде отдельных зданий) и открытыми. Здания этого типа, но меньшего размера, назывались ауди-ториями. В них выступали философы, риторы, писатели. Амфитеатры сооружали для гладиаторских игр и битвы с дикими животными; они имели эллиптическую в плане арену и повторяющий ее форму театрон. Это специфический римский тип сооружения, форма которого определялась характером представлений. Самым совершенным по конструкции и форме был амфитеатр Колизей: огромная, овальная в плане чаша (продольная ось 187,77 м) окружена подымающимися вверх местами для зрителей. Колизей вмещал 56 тыс. зрителей. В этом крупнейшем амфитеатре проявился характер восприятия зрелищ римлянами — каждый зритель видел со своего места всю массу людей, заполнявших амфитеатр, охваченных настроением праздничности происходящего и доступности для свободных граждан Рима.


        Римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Они состояли из вытянутой в плане арены (например, цирк Максенция на Аппиевой дороге, приведенный на рис. 2, имел размеры 428 х 79 м), разделенной невысокой стенкой-спиной, вокруг которой происходили бега, и ступенчатыми местами для зрителей вдоль арены. Арена имела два входа: на одном конце арены располагали загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта, на противоположном — устанавливали триумфальную арку, из-под которой появлялся победитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Цирк Максенция на Аппиевой дороге (Древний Рим)


 

       Римские театры, амфитеатры, цирки оказали значительное влияние на последующую европейскую архитектуру зрелищных сооружений.

        Жилые постройки (рис. 3) римлян разделяются на городские и сельские дома-виллы. Появление загородного дома связано с возникшей потребностью в отдыхе горожан от шума и сутолоки миллионного города. Городской жилой дом богатого горожанина — дому с — создавался по единой схеме: входной вестибюль — атрий, имеющий квадратное отверстие в перекрытии; таблиниум — главное помещение дома, служившее первоначально семейной спальней и трапезной, а позже для деловых контактов главы семьи; затем двор — перистиль. Позднее появились атриумно-перистильные дома с отдельной трапезной — триклиниумом. Вокруг этих основных помещений группировались жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные постройки. Атриумно-перистильный дом, размещенный на холме, развился в террасный дом, который часто использовался для загородных вилл. Виллы чаще всего являлись центром сельскохозяйственного поместья землевладельца. Размещались виллы на южном склоне холма, откуда открывалась панорама окрестностей. Комнаты располагали свободно, но спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. На вилле предусматривался комплекс помещений для поддержания здоровья: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок (стадий). В саду перед домом размещались нимфеи, экседрыу перголы, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры — все было предназначено для спокойного и приятного отдыха.


Рис. 3. Италийский домус (Древний Рим):

1 — вестибюль; 2 — атрий; 3 — имплювий; 4 — таблиниум; 5 — таберна; 6 — крыло;

7 — коридор; 8 — огород

В период Римской  империи в городах строили  дешевое жилье — инсулы (многоэтажные кирпичные жилые дома с квартирами, сдаваемыми внаем). Жилые помещения располагали на верхних этажах трех-, четырех-, пятиэтажных блоков, имеющих свою лестницу. Фасады обрели вид многоэтажных жилых домов с окнами, обращенными на улицу. На первых этажах инсул располагали торговые помещения — таверны, хозяин которых проживал здесь же, на антресольном этаже. Инсула — чисто римское явление. В Римской империи появились новые типы сооружений, связанные с временным ночлегом, — постоялые дворы, строительство которых началось вдоль всех римских дорог после выхода закона о регулярном почтовом сообщении.

        В Древнем Риме большое внимание уделялось климатолечению в горах. Уже в III —IV вв. нашей эры были построены первые климатолечебницы в малодоступных частях Альп в Давосе. Предназначались они для высших слоев римского общества.

        Древний Рим создал не только новые типы жилища, но и разнообразные типы мебели для отдыха. Римляне, как и древние греки, не только ели и пили, но зачастую и работали лежа — читали, писали, заключали сделки. Для этого применяли различные виды ложа, которые устанавливали вокруг круглого обеденного стола. На основе традиционной, богато драпированной, кровати появились носилки, которыми пользовались при передвижении по городу. Большое значение приобрел стол; легкий, подвижный обеденный стол менялся при перемене блюд. Появился мраморный стол — почетный стол, который устанавливался в атрии. Римская архитектура подвела итог истории античной архитектуры, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие зодчества, в частности стала неисчерпаемым источником архитектурных образов среды отдыха и досуга в истории европейского градостроительства.

 

Заключение:

        В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

        Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений.

       Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно  спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, которые были рассчитаны на огромные количества людей.  

Информация о работе Архитектура отдыха Древнего Рима