Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:33, доклад
Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.
Архитектура Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.
Во всем древнем
мире архитектура Рима не имеет себе
равных по высоте инженерного искусства,
многообразию типов сооружений, богатству
композиционных форм, масштабу строительства.
Римляне ввели инженерные сооружения
(акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости,
каналы) как архитектурные объекты
в городской, сельский ансамбль и
пейзаж, применили новые строительные
материалы и конструкции. Они
переработали принципы греческой архитектуры,
и прежде всего ордерной системы:
соединили ордер с арочной
конструкцией.
Не меньшее значение в развитии римской
культуры имело искусство эллинизма с
его архитектурой, тяготевшей к грандиозным
масштабам и городским центрам. Но гуманистическое
начало, благородное величие и гармония,
составляющие основу греческого искусства,
в Риме уступили место тенденциям возвеличить
власть императоров, военную мощь империи.
Отсюда масштабные преувеличения, внешние
эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
Разнообразие
сооружений и масштабы строительства
в Древнем Риме значительно изменяются
по сравнению с Грецией: возводится
колоссальное количество огромных зданий.
Все это потребовало изменения
технических основ
Примерно в IV
в. до н. э. в качестве связующего материала
начинают применять раствор (сначала
в бутовой кладке), а ко II в. до
п. э. сложилась новая технология
возведения монолитных стен и сводов
на основе растворов и мелкого
камня-заполнителя. Был получен искусственный
монолит путем смешивания раствора
и песка с каменным щебнем под
названием «римский бетон». Гидравлические
добавки вулканического песка —
пуццолана (по названию местности, откуда
он вывозился) сделали его водонепроницаемым
и очень прочным. Это вызвало
переворот в строительстве. Такая
кладка выполнялась быстро и позволяла
экспериментировать с формой. Римляне
знали все преимущества обожженной
глины, изготавливали кирпичи
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Базилика выполняла
роль административного здания, в
котором римляне проводили
Термы были связаны
с потреблением большого количества
воды, поэтому к ним подводилось
специальное ответвление
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.
Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.
В области монументальной скульптуры древние римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали новый бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.
Лучшим в наследии
римской скульптуры был портрет.
Как самостоятельный вид
Римляне первыми
стали использовать монументальную
скульптуру в пропагандистских целях:
они устанавливали на форумах (площадях)
конные и пешие статуи — памятники
выдающимся личностям. В честь памятных
событий устанавливались