Шпаргалка по дисциплине " Арбитражный процесс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Арбитражный процесс".

Файлы: 1 файл

OTVETY_po_Arbitrazhny_Protsess.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

3) право ответчика на предъявление встречного иска;

4) при удовлетворении ходатайства  истца об обеспечении иска, право  ответчика обратиться со  встречным  ходатайством  об  отмене  мер  обеспечения  либо  требовать  от  истца  обеспечения возмещения возможных для ответчика убытков;

5) право всех лиц, участвующих  в деле, обжаловать судебные акты  арбитражного суда; 

6) право отказаться от поданной  жалобы;

7) право заинтересованного лица, при вынесении в его пользу  решения арбитражного суда, не  требовать реального исполнения  данного решения.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17. Принцип состязательности в АП

 

Содержание этого принципа заключается в том, что стороны и другие участвующие в деле лица, если они желают добиться в свою пользу благоприятного решения, должны сообщить арб. суду все значимые для рассмотрения дела юрид. факты и представить соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, чтобы аргументированно убедить арб. суд в своей правоте.

Истоки принципа состязательности находятся в противоположности материально-правовых интересов сторон в арб. процессе. Если принцип диспозитивности определяет возможности сторон и др. лиц, участвующих в деле, по распоряжению объектом спора и движением процесса, то принцип состязательности определяет их возможности и обязанности по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции. Условием реализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправие сторон.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала суд. разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арб. суду и др. стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ст. 65, ст. 66 АПК).

 Согласно ст. 41 АПК лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из него, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства, знать о ходатайствах, заявляемых другими лицами, участвующими в деле, давать объяснения арбитражному суду и пользоваться другими правами, обеспечивающими состязательность в процессе, направленную на установление фактических обстоятельств по делу.

Весь ход суд. заседания имеет состязательную форму, при этом арб. суд осуществляет руководство процессом, оказывая содействие в реализации прав лиц, участвующих в деле, и исполнением ими процессуальных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 18. Принцип юридической истины в арбитражном процессе

 

Принцип юридической истины в АПП выражен в содержании ст. 65-66 и др. АПК и представляет собой правило, согласно которому арб. суд разрешает подведомственные ему дела в пределах предоставленных сторонами доказательств (данный принцип называют принципом формальной истины, имея в виду, что арб. суд не должен стремиться выяснить подлинные взаимоотношения сторон.

Ранее, до реформы 1991-1992 гг., в арб. процессе выделялся принцип объективной истины, когда гос. арбитраж был обязан принять все меры для установления истины по делу, прав и обязанностей сторон, а в гражданском процессе - суд общей юрисдикции (до реформы 1995 г.) д.б. убедиться в существовании тех фактов, на кот. ссылаются стороны в обоснование своих требований и возражений. При этом для гос. арбитража и суда общей юрисдикции было важно обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

В наст. время в соответствии с принципом юридической истины арб. суд разрешает дело на основании представленных сторонами доказательств, суд не вмешивается в процесс доказывания, а лишь определяет, какие факты и какая сторона должна доказать, т.е. распределяет между ними обязанности по доказыванию. Принцип юр. истины взаимосвязан с принципом состязательности и определяет, что арб. суд теперь может отказать в удовлетворении иска, напр., за недоказанностью, а сам не будет принимать мер к установлению обстоятельств дела.

Из принципа юр. истины вытекают следующие требования:

1) арб. суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательственной информации, представленной сторонами;

2) арб. суд не собирает по общему правилу по своей инициативе доказательств;

3) в отдельных случаях арб. суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (ст.66 АПК);

4) при отказе стороны от представления по требованию арб. суда письменного либо вещественного доказательства суд вправе разрешить дело на основании имеющихся в деле доказательств.

Как видно, судебная реформа меняет функции суда в процессе, превращая его больше в арбитра, чем заинтересованного в установлении истины участника судебного процесса.

Арбитражный суд исходит из тех доказательств, которые собраны самими сторонами, не вмешиваясь в процесс доказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 19. Доарбитражное урегулирование споров.

 

2 варианта:

1) дело до передачи  в арб. суд подлежит рассмотрению в соответствии с ФЗ или договором сторон в обязательном претензионном порядке. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства суд. органов.

2) ФЗ предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).

 

Претензионный порядок установлен ФЗ в следующих случаях:

1) по требованиям об изменении  или расторжении договора иск м.б. заявлен стороной в арб. суд только после получения отказа др. стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (ст.452 ГК);

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки  груза;

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи;

4) в ст.104 НК: за совершение налогового правонарушения ФЛ, не являющегося ИП, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или ИП подается в арб. суд, а с ФЛ, не являющегося индивидуальным ИП, - в суд общей юрисдикции.

Претензионный порядок разрешения спора м.б. предусмотрен в договоре. В целях судебного контроля, АПК обязывает истцов указать в иск. заявление о соблюдении досудебного порядка. Несоблюдение этого правила может служить основанием для оставления дел без движения. Если нарушение не будет устранено, дело заявление подлежит возврату.

Еще одним последствием несоблюдения претензионного порядка м.б. возложение на лицо всех судебных расходов независимо от исхода дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20. Подведомственность споров арбитражному суду. Понятие, критерии подведомственности (ст. 27. Подведомственность дел арб. суду)

 

Арб. суду подведомственны дела по экономическим спорам и др. дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной эконом. деятельности.

Суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся ЮЛ, граждан, осуществляющих предпр. деятельность без образования ЮЛ и имеющих статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке (далее - ИП), а в случаях, предусмотренных Кодексом и ФЗ, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

 Заявление, принятое арб. судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, д.б. рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса ИП, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Арб. суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

 

Критерии:

1) характер или предмет дела  – спор либо иное дело должны  носить эконом. характер и быть связаны с предпр. либо иной эконом. деятельностью. Эконом. спор – возникает в сфере предпр. деятельности из гражданских и административных и публичных правоотношений;

2) субъектный состав (сторон) - согласно  ст.27 АПК арб. суды разрешают эконом. споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся ЮЛ, ИПБОЮЛ, а в случаях, предусмотренных АПК и иными ФЗ, – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса ЮЛ, и граждан, не имеющих статуса ИП (далее – организации и граждане);

3) наличие соглашения сторон - наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии одновременно нескольких условий;

4) спорность или бесспорность права разграничивает подведомственность юр. дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов. Дела бесспорного характера подведомственны арб. суду только в случаях, указанных в законе: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора – на основании решения суда или арбитражного суда (ст.165 ГК) с учетом субъектного характера спора.

5) характер нормативного акта (по  признаку нормативности и предмета  его регулирования).

Вопрос 21. Виды подведомственности дел арбитражным судам

 

В зависимости от того, относит ли закон разрешение опред. категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Спец. подведомственность – опред. категории дел отнесены к подведомственности арб. суда, независимо от субъектного состава и др. критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арб. судов с судами общей юрисдикции.

По терминологии АПК РФ к спец. подведомственности арб. судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ): о несостоятельности (банротстве); по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ; по спорам об отказе в гос. регистрации, уклонении от гос. регистрации ЮЛ, ИП; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ЦБ и с осуществлением предусмотренных ФЗ иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности гос. корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; о защите деловой репутации в сфере предпр. и иной эконом. деятельности.

 Все дела рассматриваются арб. судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, ЮЛ, ИП или иные организации и граждане.

Множ. подведомственность позволяет разрешать опред. категории дел как гос. судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множ. подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, м.б. подразделена на договорную, императивную и альтернативную:

 Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

 Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи: а) дело до передачи в арб. суд подлежит рассмотрению в соответствии с ФЗ или договором сторон в обязательном претензионном порядке; б) когда ФЗ предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, напр., налоговыми органами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине " Арбитражный процесс"