Рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:37, контрольная работа

Краткое описание

подведомственность и подсудность данной категории дел, порядок возбуждения производства по делу; особенности субъектного состава;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….....
3

I. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности…………………………...…………………………………..



5

1.1. Подведомственность и подсудность……..........………………...….
5

1.2. Возбуждение производства по делу.………………………………..
7

1.3. Особенности субъектного состава………………………………….
9

II. Особенности судебного разбирательства и вынесения решения по делу…………………………………………….……………………………….

12

2.1. Особенности доказывания в арбитражном процессе…...…………
12

2.2 Особенности резолютивной части решения.……………..…………
16

Заключение………………………………………………………………….....
25

Библиографический список…………………………………………………..
27

Файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.docx

— 65.08 Кб (Скачать)

     Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного  органа, принявшего оспариваемое решение, а также лица, обратившегося в  суд с заявлением, и вызвать  их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка данных лиц в  судебное заседание без уважительной причины является основанием для  наложения штрафа в порядке и  размерах, установленных в гл. 2 АПК  РФ. Это правило распространяется также на эксперта, свидетеля, переводчика. 16

     В АПК РФ предусмотрены следующие  полномочия арбитражного суда: 1) признать оспариваемое решение административного  органа незаконным и отменить его  полностью; 2) признать оспариваемое решение  административного органа незаконным в части и изменить его; 3) оставить оспариваемое решение без изменения, а заявление без удовлетворения (ч. 2, ч. 3 ст. 211 АПК РФ).

     Перечень  полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП, значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

     1) об оставлении постановления  без изменения, а жалобы без  удовлетворения;

     2) об изменении постановления, если  при этом не усиливается административное  наказание или иным образом  не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено  постановление;

     3) об отмене постановления и  прекращении производства по  делу при наличии хотя бы  одного из обстоятельств, предусмотренных  ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

     4) об отмене постановления и  о возвращении дела на новое  рассмотрение в орган, должностному  лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения  процессуальных требований, предусмотренных  КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

     5) об отмене постановления и  о направлении дела на рассмотрение  по подведомственности, если при  рассмотрении жалобы установлено,  что постановление было вынесено  неправомочными органом, должностным  лицом (ст. 30.7 КоАП).

     Поскольку указанная норма является специальной, то при вынесении решения по делу по жалобе на постановление административного  органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  должен учитывать ее содержание.

     Пленум  ВАС РФ дал соответствующие разъяснения  судам по вопросам реализации их полномочий, предусмотренных ст. 211 АПК РФ и  ст. 30.7 КоАП.

     Так, в п. 16 Постановления N 2 от 27 января 2003 г. внимание судов обращено на то, что  по результатам рассмотрения заявления  об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии  соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

     При этом суду необходимо учитывать положения  ч. 1 ст. 30.7 КоАП, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).

     В случае если при рассмотрении заявления  об оспаривании постановления административного  органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление  содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.17

     Решение суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей и, помимо общих сведений, содержать  сведения, определенные в ч. 4 ст. 211 АПК РФ: "...название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении; наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом".

     Особенностью  порядка рассмотрения арбитражным  судом дел об оспаривании решений  административных органов о привлечении  к административной ответственности является то, что арбитражный суд только устанавливает, является ли решение административного органа о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.

     В этой связи в резолютивной части  решения не могут содержаться  указания о прекращении производства по делу об административном правонарушении, о возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган или  о направлении его на рассмотрение по подведомственности. После принятия судом решения о признании  незаконным и об отмене постановления  административного органа дальнейшее осуществление административным органом  производства по этому делу (составление  протоколов, проведение административного  расследования, вынесение постановлений  и т.п.) является неправомерным.

     При рассмотрении дела суд может установить, что решение административного  органа о привлечении к ответственности  или порядок принятии решения  не соответствуют закону, либо отсутствуют  основания для привлечения к  административной ответственности  или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято  органом или должностным лицом  с превышением их полномочий. В  этих случаях суд принимает решение  о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне и объективно рассмотреть дело.

     Существенный  характер нарушений определяется судом, исходя из последствий, которые данными  нарушениями вызваны, и возможности  устранения данных последствий при  рассмотрении дела.

     Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола  и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения  административным органом лицу, в  отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

     При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

     Если  при рассмотрении заявления об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  установит, что данное решение является законным и обоснованным, суд отказывает в удовлетворении требования заявителя.

     По  результатам рассмотрения заявления  об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). В этом случае суду необходимо учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

     Если  при рассмотрении заявления об оспаривании  постановления административного  органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление  содержит неправильную квалификацию правонарушения либо оно принято неправомочным органом, в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

     Решение административного органа также  может быть признано незаконным и  изменено в случае признания судом  на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ наличия смягчающих обстоятельств, не указанных в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Суд может признать данные обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

     Порядок вступления в законную силу решений  суда по делам данной категории аналогичен порядку, установленному для дел  о привлечении к административной ответственности, изложенному выше.

     Арбитражный суд в соответствии с ч. 6 ст. 211 АПК РФ направляет копию решения в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. В отличие от части 2 статьи 30.8 КоАП РФ, в гл. 25 АПК РФ не предусмотрено вручение копии решения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении (по изложенным выше причинам тем более не предусмотрено вручение или направление копии решения потерпевшему и прокурору). Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган. 18

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Подводя итог рассмотрению темы оспаривания  в арбитражных судах постановлений  административных органов о привлечении  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, необходимо отметить следующее.

    Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой  совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

    Порядок рассмотрения дел об оспаривании  решений административных органов  о привлечении к административной ответственности определен гл. 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» АПК РФ.

    Дела  об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности имеют довольно разнообразный субъектный состав (оспариваются решения (постановления) таможенных органов, органов экологического контроля, органов, осуществляющих контроль за использованием земли, Главного управления «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора», органов экспортного и валютного контроля, государственной жилищной инспекции). Дела этой категории требуют изучения широкого спектра нормативных актов вследствие довольно сложной и разнообразной специфики. Согласно п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Между тем для рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности законодателем установлен 10-дневный срок (п. 1 ст. 210 АПК РФ). 
 
 

Информация о работе Рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности