Методы управления персоналом в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке методологии, формирование системы, технологии управления персоналом.
Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть административные методы управления персоналом;
2. Проанализировать экономические методы управления;

Оглавление

Введение. ………….....................................................................
Раздел 1. Методы управления персоналом.............................................
1.1. Административно-правовые методы..........................................
1.2.
1.3. Экономические методы……………...…………………….........
Социально-психологические методы……………………….....
Раздел 2.
2.1.
2.2.
Новые методы управления персоналом.................................
Сравнительная характеристика методов управления…………
Формирование требований к совершенствованию труда…….
Заключение……………………………………………………..
Источники и литература………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 66.02 Кб (Скачать)

Вопросы причинно-следственных связей в групповой  деятельности персонала изучает  социальная психология. Для оценки эффективности групповой деятельности исключительно важным является анализ изменений позиций людей, форм коммуникаций, путей удовлетворения индивидуальных потребностей через групповую деятельность.

 

 

Социологические методы позволяют оценить место  и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и  обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов  управления относят: 

Социальное  планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать  социальные нормативы (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации сотрудников, сокращение производственного травматизма и т.п.

Социологические исследования служат инструментом в  работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать  обоснованные решения при подборе, оценке, расстановке, адаптации и  обучении персонала. Современные методы социологических исследований весьма разнообразны и могут включать в  себя: анкетирование, интервьюирование, социометрические наблюдения, собеседования  и т.п.

Личностные  качества определяют внутренний мир  сотрудника, который достаточно стабильно  отражается в процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности. Эти качества принято делить на деловые (организационные), которые  определяют результативность решения  конкретных задач и выполнения ролевых  функций, и моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника.

Мораль  является особой формой общественного  сознания, регулирующей действия и  поведение человека в социальной среде посредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративной  морали находят отражение в философии  организации.

Партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие от формальных связей соподчиненности, которые определяют взаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступают равноправными членами группы. Различают следующие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениями и т.п. Партнерские отношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально - психологического климата в коллективе.

Соревнование  проявляется в стремлении людей  к успеху, первенству, достижениям  и самоутверждению. Психология управления изучает поведение человека в  процессе общественного производства.

 

Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они  направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить  внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.

Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических  нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата  и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:

  • формирование подразделений (групп) с учетом психологической совместимости сотрудников;
  • создание комфортного социально-психологического климата в коллективе;
  • формирование личной мотивации сотрудников исходя из философии организации;
  • минимизация межличностных конфликтов;
  • разработка моделей профессионального продвижения сотрудников на основе психологической ориентации;
  • рост интеллектуальных способностей и уровня квалификации персонала;
  • формирование организационной культуры на основе норм поведения и образов «эффективных» сотрудников.

Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических  методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия  на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.

Внушение  представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым  ожиданиям и мотивам побуждения к труду.

Убеждение основано на аргументированном и  логическом воздействии на психику  сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание  является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем  личного примера руководителя или  иного лидера, образцы поведения  которого являются примером для других.

Вовлечение  является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или  общественного процесса (принятие согласованных  решений, соревнование и т.п.).

Побуждение  представляет собой позитивную форму  морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества 
сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы.

Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов  иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

Осуждение является приемом психологического воздействия на 
сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование  имеет силу распоряжения и может  быть эффективным только в том  случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.

Запрещение  обеспечивает тормозящее воздействие  на личность и, по сути, является вариантом  внушения, а также ограничения  недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).

Порицание обладает убеждающей силой только в  тех условиях, когда сотрудник  считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как назидание.

Командование  применяется тогда, когда требуется  точное и быстрое исполнение поручений  без обсуждений и критических  замечаний.

Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события  сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность  и позволяющий без возражений воспринять новую идею.

Намек —  это прием косвенного убеждения  посредством шутки, иронического замечания  и аналогии. По сути, намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.

Комплимент  не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать  сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.

Похвала является позитивным психологическим  приемом воздействия на личность и оказывает более сильное  воздействие, чем осуждение.

Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения  и является эффективным методом  руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.

Совет —  это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей  принятия быстрых решений, использование  советов следует ограничить.

Ответной  реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.

Настроение  представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще  не достигшее устойчивой и осознанной определенности.

Чувство — это особый вид эмоциональных  переживаний, носящих отчетливо  выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Они отражают нравственные переживания реальных отношений человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают: нравственные, эстетические, патриотические и интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.

Эмоции  — это конкретные переживания  тех или иных событий в жизни  человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:

  • положительные (радость, удивление, удовольствие т.п.),
  • отрицательные (гнев, злость, раздражение, зависть, обида, печаль, досада и т.п.),
  • амбивалентные (противоречивые — ревность, соперничество, намек и т.п.).

Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных  реакций, осуществляемых человеком  для приспособления к окружающей среде. Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:

  • «ангельское», в форме полного отрицания зла и насилия;
  • высокоморальное, провозглашающее неукоснительное соблюдение высоких принципов поведения (честность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и т.п.);
  • нормальное, основанное на приверженности к принципам общественной морали, допускающей отклонения и недостатки, на диалектическом единстве добра и зла;
  • аморальное, когда личные интересы, мотивы и потребности ставятся выше принятых норм поведения в социальной группе;
  • «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее законам, общественной морали и нормам.

Таким образом, важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника.

 

Вывод по первому разделу: на данном этапе развития менеджмента и экономики считается, что эффективность организационно – правовых и экономических методов примерно в два раз больше, чем психологических, но последние в данное время приобретают всё большую значимость, т.к. персонал – это индивидуумы, имеющие свои ценности, потребности и личностные характеристики.

 

РАЗДЕЛ 2

НОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

   2.1.Сравнительная характеристика методов управления

Мне кажется необходимым  привести краткую сравнительную  характеристику 3 главных методов  управления для систематизации их. Мне бы хотелось представить её в  виде таблицы для более четкого  и краткого рассмотрения.

Таблица 3.1: Сравнительная  характеристика методов управления

Признаки методов управления

Группы методов управления

методы принуждения

методы побуждения

методы убеждения

1. Общепринятое название  группы методов, примерно соответствующей  новой группе

Административные

Экономические

Социально- психологические

2. Субстанция методов

Директива, дисциплина

Оптимизация мотивов

Психология, социология

3. Цель управления

Выполнение законов, директив, планов

Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов

Достижение взаимопонимания

4. Структура управления

Жесткая

Адаптивная к ситуациям

Адаптивная к личности

5. Форма собственности,  где преимущественно применяются  методы

Государственная

Корпоративная, частная, государственная  и д.р.

Частная

6. Субъект воздействия

Коллектив, индивидуум

Индивидуум

Индивидуум

7. Форма воздействия

При помощи нормативно-методических документов

Мотивация

Управление социально- психологическими процессами

8. Основное требование  к субъекту при применении  методов

Исполнительность, организованность

Профессионализм в данной области

Психологическая устойчивость личности

9. Потребности, на удовлетворение  которых нацелены методы

Физиологические, обеспечение  безопасности

Физиологические

Все потребности

10. Тип организационной  структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы

Линейная, функциональная

Проблемно-целевая, матричная

Бригадная

11. Преимущественное направление  управляющего воздействия

Сверху вниз

Вертикальное (сверху вниз и  снизу вверх)

Вертикальное и горизонтальное

12. Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются  методы

Высший и средний

Высший, средний, низший

Низший

13. Характер управленческой  информации

Качественная, детерминированная

Качественная, стохастическая

Комплексная (как фактор качества), стохастическая

14. Стиль руководства,  характерный для данной группы  методов

Авторитарный

Смешанный

Демократический

15. Тип темперамента субъекта  управления (руководителя), наиболее  адекватный данной группе методов

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

16. То же относительно  объекта управления (исполнителя)

Сангвиник

Флегматик, холерик

Меланхолик

17. Тип чаше всего принимаемого  управленческого решения

Решения, основанные на строгом  соблюдении нормативно- методических документов и директив

Решения, основанные на моделировании  и комплексном обосновании

Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их

18. Конкретные методы и  способы управления

1. Государственное регулирование  экономики.  
2. Стандартизация и сертификация. 
3. Мониторинг экосистемы. 
4. Нормативно-методическое регулирование системы управления. 
5. Планирование, учет и контроль

1. Экономическое стимулирование.  
2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 
3. Экономико- математическое моделирование. 
4. Балансовые методы

1. Мониторинг социально- психологических процессов.  
2. Моделирование социально- психологических процессов. 
3. Психотехнологии. 
4. Моральное стимулирование

19. Рекомендуемое соотношение применяемых методов (сумма

4

4

2

Информация о работе Методы управления персоналом в России