Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке методологии, формирование системы, технологии управления персоналом.
Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть административные методы управления персоналом;
2. Проанализировать экономические методы управления;
Введение. ………….....................................................................
Раздел 1. Методы управления персоналом.............................................
1.1. Административно-правовые методы..........................................
1.2.
1.3. Экономические методы……………...…………………….........
Социально-психологические методы……………………….....
Раздел 2.
2.1.
2.2.
Новые методы управления персоналом.................................
Сравнительная характеристика методов управления…………
Формирование требований к совершенствованию труда…….
Заключение……………………………………………………..
Источники и литература………………………………………...
Вопросы
причинно-следственных связей в групповой
деятельности персонала изучает
социальная психология. Для оценки
эффективности групповой
Социологические
методы позволяют оценить место
и назначение сотрудников в коллективе,
выявить неформальных лидеров и
обеспечить им поддержку, использовать
мотивацию персонала для
Социальное планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные нормативы (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации сотрудников, сокращение производственного травматизма и т.п.
Социологические исследования служат инструментом в работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решения при подборе, оценке, расстановке, адаптации и обучении персонала. Современные методы социологических исследований весьма разнообразны и могут включать в себя: анкетирование, интервьюирование, социометрические наблюдения, собеседования и т.п.
Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника, который достаточно стабильно отражается в процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности. Эти качества принято делить на деловые (организационные), которые определяют результативность решения конкретных задач и выполнения ролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника.
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в социальной среде посредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративной морали находят отражение в философии организации.
Партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие от формальных связей соподчиненности, которые определяют взаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступают равноправными членами группы. Различают следующие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениями и т.п. Партнерские отношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально - психологического климата в коллективе.
Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Психология управления изучает поведение человека в процессе общественного производства.
Психологические
методы управления играют важную роль
в работе с персоналом, направлены
на конкретную личность и, как правило,
индивидуальны. Главной особенностью
этих методов является то, что они
направлены на внутренний мир человека,
его личность, интеллект, чувства, образы,
поведение и позволяют
Психологическое
планирование является новым направлением
в работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива. Оно включает в себя:
постановку целей развития и разработку
критериев эффективности
Способы
психологического воздействия являются
важнейшими составляющими психологических
методов управления. Они обобщают
необходимые и разрешенные
Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).
Побуждение
представляет собой позитивную форму
морального воздействия на сотрудника,
повышающую социальную значимость сотрудника
в коллективе, когда подчеркиваются
положительные качества
сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация
к успешному выполнению порученной работы.
Принуждение
— это крайняя форма
Осуждение
является приемом психологического
воздействия на
сотрудника, который допускает большие
отклонения от моральных норм коллектива
или результаты труда которого крайне
неудовлетворительные. Такой прием не
может применяться в отношении сотрудников
со слабой психикой и практически бесполезен
для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.
Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и, по сути, является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).
Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как назидание.
Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний.
Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.
Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути, намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.
Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.
Просьба
представляет собой весьма распространенную
форму неформального общения
и является эффективным методом
руководства, так как воспринимается
подчиненным как
Совет — это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.
Ответной реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.
Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще не достигшее устойчивой и осознанной определенности.
Чувство — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.
Они отражают нравственные переживания реальных отношений человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают: нравственные, эстетические, патриотические и интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.
Эмоции — это конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:
Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к окружающей среде. Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:
Таким образом, важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника.
Вывод по первому разделу: на данном этапе развития менеджмента и экономики считается, что эффективность организационно – правовых и экономических методов примерно в два раз больше, чем психологических, но последние в данное время приобретают всё большую значимость, т.к. персонал – это индивидуумы, имеющие свои ценности, потребности и личностные характеристики.
РАЗДЕЛ 2
НОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1.Сравнительная характеристика методов управления
Мне кажется необходимым привести краткую сравнительную характеристику 3 главных методов управления для систематизации их. Мне бы хотелось представить её в виде таблицы для более четкого и краткого рассмотрения.
Таблица 3.1: Сравнительная характеристика методов управления
Признаки методов управления |
Группы методов управления | ||
методы принуждения |
методы побуждения |
методы убеждения | |
1. Общепринятое название
группы методов, примерно |
Административные |
Экономические |
Социально- психологические |
2. Субстанция методов |
Директива, дисциплина |
Оптимизация мотивов |
Психология, социология |
3. Цель управления |
Выполнение законов, директив, планов |
Достижение конкуренто- |
Достижение взаимопонимания |
4. Структура управления |
Жесткая |
Адаптивная к ситуациям |
Адаптивная к личности |
5. Форма собственности,
где преимущественно |
Государственная |
Корпоративная, частная, государственная и д.р. |
Частная |
6. Субъект воздействия |
Коллектив, индивидуум |
Индивидуум |
Индивидуум |
7. Форма воздействия |
При помощи нормативно-методических документов |
Мотивация |
Управление социально- психологическими процессами |
8. Основное требование к субъекту при применении методов |
Исполнительность, организованность |
Профессионализм в данной области |
Психологическая устойчивость личности |
9. Потребности, на |
Физиологические, обеспечение безопасности |
Физиологические |
Все потребности |
10. Тип организационной
структуры, для которой в |
Линейная, функциональная |
Проблемно-целевая, матричная |
Бригадная |
11. Преимущественное направление управляющего воздействия |
Сверху вниз |
Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) |
Вертикальное и горизонтальное |
12. Уровень иерархии управления,
где преимущественно |
Высший и средний |
Высший, средний, низший |
Низший |
13. Характер управленческой информации |
Качественная, детерминированная |
Качественная, стохастическая |
Комплексная (как фактор качества), стохастическая |
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов |
Авторитарный |
Смешанный |
Демократический |
15. Тип темперамента субъекта
управления (руководителя), наиболее
адекватный данной группе |
Флегматик |
Сангвиник |
Сангвиник |
16. То же относительно объекта управления (исполнителя) |
Сангвиник |
Флегматик, холерик |
Меланхолик |
17. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения |
Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив |
Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании |
Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их |
18. Конкретные методы и способы управления |
1. Государственное регулирование
экономики. |
1. Экономическое стимулирование. |
1. Мониторинг социально-
психологических процессов. |
19. Рекомендуемое соотношение применяемых методов (сумма |
4 |
4 |
2 |