Конституционный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 00:41, реферат

Краткое описание

Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства, является новым институтом в истории российской государственности. Он возник в связи со сломом тоталитарной системы и переходом к строительству свободного гражданского общества, правового государства, демократического конституционного строя в России.

Файлы: 1 файл

к.с.как орган конституционного контроля.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

Конституционное правосудие как особый вид  конституционного контроля, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства, является новым институтом в истории российской государственности. Он возник в связи со сломом тоталитарной системы и переходом к строительству свободного гражданского общества, правового государства, демократического конституционного строя в России.

В советское время отечественная юридическая наука отрицала возможность специализированного судебного конституционного контроля в условиях господства социалистической доктрины полновластия Советов, неприятия принципа разделения властей. Допускались только публикации информационного характера, критически оценивающие организацию и деятельность конституционных судов в зарубежных странах. Но в период перестройки в контексте признания идей «социалистического правового государства» постепенно возможности судебного конституционного контроля, конституционных судов стали получать признание.

Конституционный суд в России был учрежден на основе Закона РСФСР  от 15 декабря 1990 года № 423-I « Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона ) РСФСР», принятого вторым Съездом народных депутатов РСФСР. Статья 119 Конституции была изложена следующим образом : « Конституционный  Суд РСФСР избирается Съездом народных депутатов РСФСР. Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР определяется Законом РСФСР о Конституционном Суде  РСФСР, утверждаемым Съездом народных депутатов РСФСР»

Первоначальный состав Конституционного Суда сформировался на основе Конституции РСФСР 1978 года и Закона РСФСР от 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года продолживший  свою работу пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР  избрал Конституционный Суд в  составе 13 судей, оставались 2 вакансии. Вакансии не были заполнены  в течение всего периода деятельности  Конституционного Суда до принятия  новой Конституции РФ и Федерального  конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

Созданий Конституционного Суда в России- своевременный и оправданный шаг в процессе формирования правового демократического государства, новой правовой системы, проведения судебной реформы.

Конституция РФ 1993г.существенноизменила статус Конституционного Суда. Его состав увеличен с 15 до19судей ,изменился порядок дальнейшего формирования Суда.

Президент РФ представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ , а Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда РФ(п .«е»ст.8 3ип.«ж»ст .102Конституци и РФ) .

Полномочия Конституционного Суда РФ определены в ст.125 и в ряде других статей Конституции РФ .

Согласно ст.125(ч .2—5и7 )Конституции РФ Конституционный Суд РФ имеет следующие полномочия :

•по запросам Президента РФ , Совета Федерации, Государственной Думы ,Правительства РФ ,органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции РФ ;

•по запросам Президента РФ , Совета Федерации, Государственной Думы ,1/5членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ ,Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ ,органов законодательной и исполнительной власти субъект в Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ :федеральных законов ,нормативных актов Президента РФ ,Совета Федерации ,Государственной Думы , Правительства РФ ; и еще многое другое.

В демократических правовых государствах существует специализированный конституционный контроль ,осуществляемый органами конституционного контроля несудебного характера, так называемыми квазисудебными органами .Обычно указанные органы осуществляют предварительный конституционный контроль по правилам специальной процедуры (Комитет конституционного надзора СССР ,конституционные советы Франции , Казахстана ,Марокко ,Сенегала и других стран) .Решения указанных квазисудебных органов носят предварительный ,консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органам и(парламентом) .

Наиболее действенными эффективным средством в охране и защите конституции является судебный конституционный контроль, осуществляемый судам и общей юрисдикции и специализированными ,конституционными судами.

Конституционный контроль как функция судебной власти. В правовом государстве судебная власть—это самостоятельная ,независимая ветвь государственной власти .Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти , являются эффективным средством в механизме сдержек и противовесов , разрешая конфликты между ними и другим и субъектами общественных отношений на основе конституции и закона .Судебные решения обязательны для всех субъектов права , и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти .Суды выносят решения от имени государства , и государство обеспечивает их исполнение.

В правовом государстве суды осуществляют разнообразные функции в порядке конституционного ,гражданского ,арбитражного ,административного ,уголовного судопроизводства:

Разрешают конфликты ,споры между участниками общественных отношений на основе конституции и закона ; восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений ; применяют меры юридической ответственности (конституционной ,гражданской ,дисциплинарной ,административной ,уголовной) ,в том числе в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона ; проверяют законность применения меры пресечения в совершении правонарушений и других мер государственного принуждения , связанных с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц ; устанавливают юридические факт ы(недееспособности ,безвестного отсутствия и др.) .

На ряду с указанными функциями судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль , т .е .проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов , решений и действий органов публичной власти ,их должностных лиц .Особое значение и преимущества этого контроля обусловлены специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов .

Конституционный контроль осуществляется как судами общей юрисдикции ,так и специализированными , конституционными судами . В зависимости от того , какие суды осуществляют конституционный контроль ,различают две основные модели судебного конституционного контроля : североамериканскую и европейскую (континентальную) .

  Североамериканская модель судебного конституционного контроля принята—кроме СШ А—в Канаде ,в ряде европейских государств, во многих странах Латинской Америки ,в азиатских странах ;в ряде англоязычных африканских стран.

Особенность североамериканской модели состоит в том ,что конституционны й контроль осуществляется судами общей юрисдикции .Эта модель имеет две разновидности :1 )конституционный контроль осуществляется всеми общими судам и при рассмотрении конкретных дел(гражданских ,административных ,уголовных )в соответствии с правилами обычной судебной процедуры(децентрализованный контроль) ;2 )конституционный контроль осуществляется верховным и(высшими ) судебными инстанциями ,возможно по особой процедуре(централизованный контроль) .

Европейская модель судебного конституционного контроля является преобладающей в мире ,принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки ,Африки. Такая модель характерна для государств , в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции .

Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности :конституционность объектов контроля проверяют специализированные—конституционные— суды либо специальные конституционные коллегии ,палаты в составе высших(верховных )судов , для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей ) функцией , и осуществляют ее по правилам специальной процедуры(централизованный контроль) .

В большинстве стран мира учреждены и действуют конституционные суды , в ряде государств—конституционные палаты (коллегии )в составе высших судебных инстанций (Конституционная палата Верховного суда Коста-Рики ,Конституционная коллегия Государственного суда Эстонии) .

В Российской Федерации действует европейская модель судебного конституционного контроля в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ.

. Исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов , принимаемых парламентом .Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос о конституционной  ответственности главы государства(импичмент) .

Круг полномочий конституционных судов постепенно расширяется .

В настоящее время объектами судебного конституционного контроля являются :

  • •законы ,их разновидности :законы ,в носящие изменения и дополнения в конституцию ,законы ,принятые референдумом ,конституционные, органические законы ,обыкновенные законы ;регламенты и иные акты ,принятые законодательным и(представительными )органами ;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления ;
  • •внутригосударственные договоры( в федерациях и конфедерациях) ;
  • •международные договоры ;
  • •разрешение споров о компетенции между высшими органами государства , между органами и федерации ее субъектов ,между центральной властью и автономиями ,местными властями ;
  • •акты судебных органов ;
  • •акты и действия общественных объединений ;
  • •индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц ; и многое другое

 

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти .Поэтому конституционный суд как орган судебной власти , входящий в систему государственной власти в целом ,одновременно имеет родовые признаки органа государственной власти .Однако есть все основания говорить об особой природе конституционного суда как органа государственной власти .

Исходным для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности .Тем самым конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права .Решения конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства ,имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой конституции или внесением изменений и дополнений в действующую .

Конституционный суд стоит в одном ряду с такими высшими органами государственной власти , как глава государства ,парламент и правительство .Через осуществление конституционного контроля он оказывает значительное влияние на их деятельность ,принимаемые ими законы и подзаконные акты ,их решения и действия .

Особую роль конституционный суд играет в обеспечении принципа разделения властей ,системы сдержек и противовесов .Указанный принцип означает как самостоятельность и независимость законодательной ,исполнительной и судебной властей ,так и их согласованность ,сотрудничество в общей системе государственной власти .Решая конфликты ,споры между законодательной и исполнительной властью ,конституционный суд выступает как орган компромисса и примирения ,как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве ,как хранитель конституционных ценностей ,стоящий на страже конституционного строя .


Информация о работе Конституционный суд