Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:14, реферат
Понятие и виды подведомственности дел арбитражному суду.
Легальное определение понятия .компетентный суд. дано в ст. 2
Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ .О третейских судах
в Российской Федерации.1. В соответствии с указанной нормой ком-
петентным судом признается арбитражный суд субъекта Российской
Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, рай-
онный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции,
в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным за-
конодательством РФ.
Понятие и виды подведомственности дел арбитражному суду.
Разграничение подведомственности:
подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений;
подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
подведомственность дел особого производства;
подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
специальная подведомственность.
Понятие и виды подсудности.
Разграничение подсудности:
родовая подсудность;
территориальная подсудность: общая, альтернативная, договорная, исключительная, условная, по связи дел;
функциональная подсудность;
Основания и порядок передачи дел из одного арбитражного суда в другой.
2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государ-
ственной власти Российской Федерации, органов государственной вла-
сти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности. Так, в соответствии со ч. 1 ст. 23
Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ .О защите кон-
куренции.1 антимонопольный орган обращается в арбитражный суд
с заявлениями о признании недействующими либо недействитель-
ными полностью или частично противоречащих антимонопольному
законодательству нормативных правовых актов или ненормативных
актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов
органов или организаций, а также государственных внебюджетных
фондов, Центрального банка РФ.
Индивидуальный предприниматель, привлеченный к админист-
ративной ответственности по решению административной комиссии
в связи с ненадлежащим осуществлением им предприниматель-
ской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском
о признании недействительным указанного акта административной
комиссии (Письмо ВАС РФ от 12 мая 1999 г. № 40 .О подведом-
ственности арбитражным судам дел, связанных с обжалованием
постановлений административных комиссий, созданных в соот-
ветствии с административным законодательством, о привлечении
индивидуальных предпринимателей к административной ответст-
венности.).
3. Об административных правонарушениях, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражно-
го суда. Подведомственность арбитражным судам дел о привлече-
нии к административной ответственности установлена абз. 3 ч. 3
ст. 23.1 КоАП. При этом в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ
от 27 января 2003 г. № 2 .О некоторых вопросах, связанных с введе-
нием в действие КоАП. отмечается, что следует обратить внимание
на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонаруше-
ниям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП,
подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соот-
ветствующие правонарушения совершены юридическими лицами
или индивидуальными предпринимателями. Указанные категории
дел подведомственны арбитражным судам и в том случае, когда
на основании ст. 28.7 КоАП по ним производится административ-
ное расследование. В п. 10 отмеченного Постановления Пленума
ВАС РФ разъясняется, что применение мер административной от-
ветственности за осуществление розничной торговли алкоголь-
ной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией
производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП. А в соответствии
с правилами ст. 23.1 КоАП дела о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитраж-
ным судам неподведомственны.
4. О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих пред-
принимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных
платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной
порядок их взыскания. Например, антимонопольные органы вправе
обращаться в суд с требованиями о взыскании с нарушителей штрафов
за ненадлежащую рекламу (п. 1 Информационного письма Президиума
ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 .Обзор практики рассмотрения
споров, связанных с применением законодательства о рекламе.1).
5. Другие дела, возникающие из административных и иных публич-
ных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение
отнесено к компетенции арбитражного суда.
В качестве примера расширительного толкования ст. 29 АПК РФ
могут быть приведены дела об обжаловании отказа в государственной
регистрации либо уклонения от государственной регистрации в уста-
новленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда
такая регистрация предусмотрена законом. Например, в соответствии
с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I .О бан-
ках и банковской деятельности.2 (с изм. от 30 декабря 2008 г.) отказ
в государственной регистрации и выдаче лицензии кредитной органи-
зации, непринятие Банком России в установленный срок соответст-
вующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. Отказ
в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован
в арбитражный суд (п. 3 ст. 10 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1
.О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации.1).
Особое производство. Арбитражному суду подведомственны так-
же и дела особого производства. В действующем АПК не выделяется
в качестве самостоятельного .особое производство., однако доктрина
и сложившаяся практика позволяют по аналогии с гражданским про-
цессуальным правом выделять подобный вид судопроизводства и в ар-
битражном процессуальном праве2. Критерием отнесения того или
иного дела к особому производству является беспорность требований,
предполагающая установление специальных правил рассмотрения.
В порядке особого производства рассматриваются следующие дела.
1. Об установлении фактов, имеющих значение для возникновения
или прекращения прав организаций и граждан в сфере предприни-
мательской и иной экономической деятельности. К юридическим
фактам, которые устанавливаются арбитражным судом, в частности,
относятся: факт владения и пользования юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как
своим собственным; факт государственной регистрации юридического
лица или индивидуального предпринимателя в определенное время
и в определенном месте; факт принадлежности правоустанавливаю-
щего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуаль-
ному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя,
отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указан-
ные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица
по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией
индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству
о рождении (ч. 2 ст. 218 АПК РФ); факт добросовестного, открыто-
го и непрерывного владения как своим собственным недвижимым
имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение пяти
лет (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. № 13
.О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции.).
2. О несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В дан-
ном случае не действует правило о субъектном составе, предусмотрен-
ное для дел искового производства. Дело о несостоятельности (бан-
кротстве) подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в том случае,
если заявитель является иностранной организацией, организацией
с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том
числе иностранным гражданином (п. 7 Письма ВАС РФ от 25 апреля
1995 г. № С1–7/ОП-2371).
Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о
выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений
третейских судов. Ведению арбитражных судов принадлежат дела
об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Появление данной категории дел объясняется принятием Феде-
рального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ .О третейских судах
в Российской Федерации.2, гл. VII и VIII которого имеют тесную взаи-
мосвязь с комментируемой статьей и гл. 30 АПК РФ.
В § 1 гл. 30 АПК РФ регулируются вопросы производства по делам
об оспаривании решений третейских судов. Необходимо учитывать, что
правила, установленные названными актами, применяются при рас-
смотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений
третейских судов и международных коммерческих арбитражей, при-
нятых на территории Российской Федерации. Решения иностранных
арбитражей могут быть оспорены в арбитражном суде при соблюдении
двух условий: необходимо специальное указание в международном до-
говоре Российской Федерации; при принятии оспариваемого решения
применялись нормы законодательства Российской Федерации.
Есть определенные противоречия в вопросах о подведомственности
дел об оспаривании решений международных коммерческих арбит-
ражей между новым законодательством о третейских судах (ст. 31,
гл. 30 АПК РФ) и специальным законодательством о международном
коммерческом арбитраже. Например, в соответствии со ст. 34 Зако-
на РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 .О международном коммерческом
арбитраже.3 предусматривается возможность оспаривания арбитраж-
ных решений (в том числе решений Международного коммерческого
арбитражного суда) только путем подачи ходатайства об отмене ар-
битражного решения в суд общей юрисдикции, наделенный правом
отмены таких решений в случаях, предусмотренных п. 2 той же статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона РФ .О международном коммерческом
арбитраже. в качестве судов, имеющих право отменять арбитражное
решение, выступают верховные суды республик в составе Россий-
ской Федерации, краевые, областные, городские суды, суд автономной
области и суд автономного округа по месту арбитража. Данное положе-
ние получило подтверждение в ряде определений Конституционного
Суда РФ1. В то же время, учитывая п. 3 ст. 1 Федерального закона
от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ .О третейских судах в Российской Фе-
дерации., в соответствии с которым действие данного Закона не рас-
пространяется на международный коммерческий арбитраж, следует
руководствоваться положениями ст. 34 Закона РФ от 7 июля 1993 г.
№ 5338-I .О международном коммерческом арбитраже..
Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение
решений третейских судов осуществлялась арбитражными судами
и ранее в соответствии со ст. 25 Временного положения о третейском
суде для разрешения экономических споров2. Сейчас положения на-
званного нормативного акта утратили силу, но в гл. VIII Федерального
закона .О третейских судах в Российской Федерации. предусмотрены
обновленные правила исполнения решений третейских судов.
Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов ар-
битражных судов. Исполнительное производство не является стадией
арбитражного процесса, а образует самостоятельную отрасль права –
исполнительное процессуальное право3. Однако современное арбит-
ражное процессуальное законодательство по прежнему сохранило не-
которые функции арбитражного суда в исполнительном производстве.
Такое взаимодействие арбитражных судов и органов принудительного
исполнения можно назвать процессуальным партнерством.
В настоящее время в ведении арбитражных судов находятся следую-
щие вопросы: выдача исполнительного листа; восстановление пропу-
щенного срока для предъявления исполнительного листа к исполне-
нию; выдача дубликата исполнительного листа; отсрочка и расрочка
исполнения; поворот исполнения судебного акта; приостановление,
возобновление и прекращение исполнительного производства; от-
ложение исполнительных действий; привлечение к ответственности
за неисполнение судебного акта банком или иной кредитной орга-
низацией и другими лицами; признание и приведение в исполнение
решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Полагаем, что порядок разрешения указанных вопросов образует са-
мостоятельный вид судопроизводства в арбитражных судах.
Вторым критерием подведомственности дел арбитражному суду
является субъектный состав участников правоотношений.
Субъектами рассматриваемых в арбитражном суде споров могут
быть:
1) организации, являющиеся юридическими лицами;
2) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица и имеющие статус индивидуаль-
ного предпринимателя, приобретенный в установленном законом
порядке;
3) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные
образования, государственные органы, органы местного самоуправ-
ления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие
статуса юридического лица, и граждане, не имеющих статуса инди-
видуального предпринимателя;
4) иностранные организации, международные организации, ино-
странные граждане, лица без гражданства, осуществляющие пред-
принимательскую деятельность, организации с иностранными ин-
вестициями.
Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству
с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмот-
рено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет
привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпри-
нимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора. Данное положение является
совершенно новым и предусмотрено ч. 4 ст. 27 АПК РФ.
В большинстве случаев субъектный состав спора позволяет оп-
ределить его подведомственность. Об этом нередко имеются ссылки
в отраслевом законодательстве. Так, исковое заявление о взыскании
налоговой санкции с организации или индивидуального предпринима-
теля подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являюще-