Компетенция арбитражного суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:14, реферат

Краткое описание

Понятие и виды подведомственности дел арбитражному суду.
Легальное определение понятия .компетентный суд. дано в ст. 2
Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ .О третейских судах
в Российской Федерации.1. В соответствии с указанной нормой ком-
петентным судом признается арбитражный суд субъекта Российской
Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, рай-
онный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции,
в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным за-
конодательством РФ.

Оглавление

Понятие и виды подведомственности дел арбитражному суду.
Разграничение подведомственности:
подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений;
подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
подведомственность дел особого производства;
подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
специальная подведомственность.
Понятие и виды подсудности.
Разграничение подсудности:
родовая подсудность;
территориальная подсудность: общая, альтернативная, договорная, исключительная, условная, по связи дел;
функциональная подсудность;
Основания и порядок передачи дел из одного арбитражного суда в другой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.01 Кб (Скачать)

Тема 3. Компетенция арбитражного суда

  1. Понятие и виды подведомственности дел арбитражному суду.
  2. Разграничение подведомственности:
  3. подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений;
  4. подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
  5. подведомственность дел особого производства;
  6. подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  7. подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  8. специальная подведомственность.
  9. Понятие и виды подсудности.
  10. Разграничение подсудности:
  11. родовая подсудность;
  12. территориальная подсудность: общая, альтернативная, договорная, исключительная, условная, по связи дел;
  13. функциональная подсудность;
  14. Основания и порядок передачи дел из одного арбитражного суда в другой.

1Понятие и виды  подведомственности дел арбитражному  суду.

 Легальное определение понятия .компетентный суд. дано в ст. 2

Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ .О третейских судах

в Российской Федерации.1. В соответствии с указанной нормой ком-

петентным судом признается арбитражный суд субъекта Российской

Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, рай-

онный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции,

в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным за-

конодательством РФ. Исходя из изложенного подведомственность –

это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся

к компетенции того или иного органа.

Категория подведомственности позволяет определить полномочия

арбитражных судов, тем более что законодательство, регулирующее

данный вопрос достаточно обширно. Только комплексное исследова-

ние как процессуального (ФКЗ .Об арбитражных судах в Российской

Федерации., АПК РФ), так и материального законодательства (ГК РФ,

Закон .О несостоятельности (банкротстве). и др.) позволяет сформу-

лировать вывод о компетенции арбитражного суда.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный

Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению эконо-

мических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами,

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуаль-

ных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения

по вопросам судебной практики. Данная норма в наиболее общем виде

определяет подведомственность дел арбитражным судам.

ФКЗ об арбитражных судах более детально определяется их ком-

петенция. Так, арбитражные суды в Российской Федерации осуще-

ствляют правосудие путем разрешения экономических споров и рас-

смотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ,

настоящим Федеральным конституционным законом, АПК РФ и при-

нимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами

(ст. 4 указанного Закона).

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации

при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нару-

шенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, уч-

реждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности; содействие укреплению законности и пре-

дупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности (ст. 5 ФКЗ об арбитражных судах).

Зачастую в законе содержится указание о возможности защиты

в судебном порядке без определения конкретного суда (суда общей

юрисдикции, арбитражного суда, конституционного суда).

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спо-

рам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской

и иной деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ). Действующее арбитражное

процессуальное законодательство позволяет сделать вывод, что в ар-

битражном процессе существуют два основных блока дел: связанные

с тем или иным спором и беспорные дела, которые при этом связаны

с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. Отсюда

возможно выделение отдельных видов арбитражного судопроизводства:

исковое производство; публично-правовое производство; особое про-

изводство; производство по делам об оспаривании решений третейских

судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное испол-

нение решений третейских судов; производство по делам, связанным

с исполнением судебных актов арбитражных судов. По характеру спор

должен вытекать из гражданских, административных и иных публич-

ных правоотношений (ст. 28, 29 АПК РФ).

Исковое производство. Гражданские правоотношения регулируются

гражданским законодательством (ГК РФ, Закон об акционерных об-

ществах и др.), которое по своему составу достаточно обширно.

Экономический, гражданско-правовой характер спора означает

максимальное обобщение рассматриваемого дела, поэтому дополни-

тельным основанием рассмотрения дела в арбитражном суде является

связь с предпринимательской деятельностью и с предъявлением иных

имущественных требований1.

Гражданское законодательство определяет, что предпринимательской

является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,

направленная на систематическое получение прибыли от пользования

имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг

лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом

порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Существует мнение, что хозяйственный (экономический) спор

в узком смысле – это спор, возникающий в связи с осуществлением

предпринимательской деятельности и непосредственно с ней связан-

ный, а в широком смысле – это спор, возникающий из любых имуще-

ственных отношений, а также в связи с осуществлением предприни-

мательской деятельности1.

Между тем в ст. 28 АПК РФ конкретизируется, что арбитражные суды

рассматривают в порядке искового производства возникающие из граж-

данских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные

с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятель-

ности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,

а в случаях, предусмотренных законом, другими организациями и граж-

данами. Существующее законодательство и сложившаяся практика по-

зволяют к экономическим и иным спорам, рассматриваемых в порядке

искового производства, относить следующие категории дел.

1. О разногласиях по договору, заключение которого предусмот-

рено законом или передача разногласий по которому на разрешение

арбитражного суда согласована сторонами. Например, в п. 3 ст. 11 Фе-

дерального закона от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ .О государственном

оборонном заказе.2 предусмотрено, что споры, возникшие между госу-

дарственным заказчиком и головным исполнителем (исполнителем) или

между головным исполнителем (исполнителем) и исполнителем (другим

исполнителем) при заключении, изменении, расторжении и выполне-

нии государственных контрактов (контрактов), а также споры по возме-

щению причиненных убытков рассматриваются в арбитражных судах.

2. Об изменении условий или о расторжении договоров. Требова-

ние об изменении или о расторжении договора может быть заявлено

в суд только после получения отказа другой стороны на предложение

изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок,

указанный в предложении или установленный законом (п. 2 ст. 452

ГК РФ). На изменение условий договора может оказать и дополнитель-

ное соглашение. В этом случае также возможно вмешательство суда.

Например, споры об условиях дополнительных соглашений при выку-

пе государственного (муниципального) имущества по договору арен-

ды подведомственны арбитражному суду (п. 8 Указа Президента РФ

от 14 октября 1992 г. № 1230 .О регулировании арендных отношений

и приватизации имущества государственных и муниципальных пред-

приятий, сданного в аренду.3).

3. О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

В ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ .О кон-

цессионных соглашениях.1 отмечается, что стороны концессионного

соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение

или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному

соглашению, предусмотренную настоящим Федеральным законом,

другими федеральными законами и концессионным соглашением.

Споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответ-

ствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитраж-

ных судах, третейских судах Российской Федерации (ст. 17 указанного

Федерального закона).

4. О признании права собственности. Возможность обращения

в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности

вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских

прав осуществляется судами путем признания права. Лицо, считаю-

щее, что стало собственником имущества в силу приобретательной

давности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о при-

знании за ним права собственности (п. 19 Постановления Пленума

ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 .О некоторых вопросах практики

разрешения споров, связанных с защитой права собственности и дру-

гих вещных прав.2).

5. Об истребовании собственником или иным законным владельцем

имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски).

6. О нарушении прав собственника или иного законного владельца,

не связанном с лишением владения (негаторные иски).

7. О возмещении вреда. В п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 ян-

варя 2002 г. № 7-ФЗ .Об охране окружающей среды.3 закреплено, что

компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, осуществля-

ется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

8. О защите чести, достоинства и деловой репутации. Например,

в ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ .О рек-

ламе.4 предусмотрено, что лица, права и интересы которых нарушены

в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обра-

щаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том

числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду,

о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и(или)

имуществу физических или юридических лиц, о компенсации мо-

рального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы

(контррекламе).

Необходимо иметь в виду, что исковые требования о защите чести,

достоинства и деловой репутации не подлежат рассмотрению в ар-

битражном суде, если опубликованные сведения имеют автора (п. 10

Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23 сентября 1999 г.

№ 46 .Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,

связанных с защитой деловой репутации.1).

9. О понуждении поставщиков к заключению государственных кон-

трактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государ-

ственный резерв (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.

№ 79-ФЗ .О государственном материальном резерве.2).

10. О ликвидации юридических лиц, но, решая вопрос о приня-

тии заявления по делу, необходимо исходить из субъектного состава

возникших правоотношений (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ

и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 .О некоторых вопро-

сах применения Федерального закона .Об обществах с ограниченной

ответственностью..3).

В арбитражном суде в порядке искового судопроизводства могут

рассматриваться и другие категории дел.

Публично-правовое производство. В ст. 29 АПК РФ законодатель

использует применительно к арбитражному процессу новый термин –

.административное судопроизводство., по правилам которого арбит-

ражные суды рассматривают дела, возникающие из административных

и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в поряд-

ке административного судопроизводства возникающие из админист-

ративных и иных публичных правоотношений экономические споры

и иные дела, связанные с осуществлением организациями и граждана-

ми предпринимательской и иной экономической деятельности.

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих

права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской

и иной экономической деятельности, если федеральным законом их

рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи

с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Выс-

шего Арбитражного Суда РФ, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ,

а также названные в ст. 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбит-

ражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван

в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать

эти дела, в частности в ст. 138 НК РФ, ст. 43 Федерального закона

от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ .О рынке ценных бумаг..

Информация о работе Компетенция арбитражного суда