Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы. Как пишут К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, «любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и иных предписаний. Эти знания крайне, нужны также студенту-правоведу, будущему юристу, при усвоении многих дисциплин, которые ему предстоит познать в ходе всего обучения в юридическом ****»1. На примере службы судебных приставов можно получить представление об организации всех органов государственной власти на территории РФ (так как принципы организации деятельности органов, получающих финансирование из федерального бюджета, очень схожи между собой).*аким образом, основная цель данной работы – дать характеристику того, как и какие функции выполняют органы службы судебных приставов, ,каково их социальное назначение, рассмотрение и анализ роли, которую играет судебный пристав на разных этапах становления исполнительного производства .
«При обвинении в краже с поличным истец должен был подробно указать» «какого имянно поличного он ищет», после чего ему давался пристав, в обязанность которого входили поиск и выемка поличного»32. В присутствии пристава и понятых истец тщательно обыскивался ответчиком и только после этого мог приступать к поиску своего имущества. Найденные вещи означали начало розыскного процесса, и обвиняемый подвергался пытке. Согласно указу от августа 1556 г. при обыске составлялся особый акт, вручавшийся для доставления в приказ тому же недельщику, который привозил грамоту о производстве обыска у подозреваемого.
Судебным приставам приходилось содержать под стражей ненадежных и «беспоручных» ответчиков до начала слушания дела. Обвиняемые по гражданским или незначительным уголовным делам могли проживать во дворе пристава, но закоренелые уголовники безусловно помещались в тюрьму. В середине XVI века «Уставная книга Разбойного приказа» упоминала, что «сидят в тюрьмах здесь на Москве многие люди в татьбах и розбоех, а приставы живут у ******»22.
Одной из высших категорий судебных исполнителей того времени были «великого князя пристава дворцовые» и «недельщики», призывавшие на суд Боярской думы и государя. «Дворцовые недельщики» доставляли для судебного разбирательства людей, принадлежащих к различным привилегированным группам. Высоким статусом обладали судебные исполнители, действовавшие при столичных приказах (Посольском, Разбойном, Поместном и др.). Однако особенным почтением пользовались приставы, служившие в созданных в последней четверти XVI века судных Московском, Владимирском, Дмитровском и Рязанском приказах. Немалую роль в деятельности государственного аппарата играли «недельщики», подчинявшиеся царским наместникам в крупнейших городах России. При получении от прибывшего из столицы «недельщика» «приставной памяти» местная администрация поручала своим «доводчикам» оказать ему содействие в поиске упомянутых в грамоте лиц.
Как видно из документов того времени, «должность доводчика была судно-полицейской: он, во-первых, обязывался по судным вызовам представлять в суд тяжущихся или брать с них поруки о явке в суд; во-вторых, на нем лежала обязанность брать подсудимых под арест; в-третьих, он производил следствие в тех случаях, ежели где поднимут мертвого; в-четвертых, имел надзор за тем, чтобы жители в его стане или волости не корчемствовали, не играли в азартные игры, не держали у себя беглых холопов и неведомых людей, не давали пристанища разбойникам и татям и не держали развратных женщин»41.Ни один «доводчик» не мог быть смещен ранее одного года пребывания в должности.
Ознаменованное общероссийской смутой начало века не могло не сказаться на деятельности судебно-исполнительного аппарата государства. Крайне тяжелая обстановка в стране привела к расширению круга полномочий судебных приставов. Уже в правление Бориса Годунова приставы посылались в имения неявившихся на воинскую службу лиц, чтобы принудить их прибыть под полковые знамена. «Недельщикам» поручалось привозить в столицу под охраной «всякие денежные доходы» из тех областей России, где местные власти затягивали сроки их отправки в Москву. Нередко судебные исполнители направлялись для сбора сведений о ситуации в отдаленных уездах, использовались для пересылки различной корреспонденции.*о давней традиции, закрепленный за каким-либо населенным пунктом судебный пристав являлся оберегателем его жителей и живым воплощением защитника правосудия. Поэтому в годы смуты разоренные жители отдельных местностей просили правителей государства назначить им таких приставов. К примеру, в конце 1608 г. дворцовые крестьяне села Иркова «били челом» Лжедмитрию II: «…вели нам дати своего Государева пристава <…> чтоб мы сироты твои, без твоего Государева пристава, от твоих Государевых загонных людей, и вдосталь вконец не погибли, и с женишками и с детишками напрасною голодною смертию с студи и с голоду не померли»23.
Для XVII столетия характерна бюрократизация повседневной службы судебных исполнителей. При обороте значительного количества многообразных форм документации в приказах от приставов требовали полно и правильно оформлять должностные бумаги. Это было вполне оправдано в качестве меры контроля за действиями «недельщиков» и их подручных. Производились подробные записи при описях передаваемого имущества, при производстве ареста либо конфискации собственности, и в иных случаях. Составленные описи пересылались в приказы для обеспечения казенного интереса.
Даже при обычной поездке за ответчиком «недельщику» приходилось получать в приказе «приставную память» и «наказную память», регламентировавшие его исполнительские действия, а также «зазывную» или «срочную» грамоту с указанной датой явки в суд. От поручителей за ответчика судебный пристав брал «поручную запись», которую вместе с «доездной памятью» - отчетом о своих действиях привозил в приказ. К концу столетия «недельщик» обязывался срочно оформлять «поручную запись» на ответчика «к суду в статье», которую следовало доставить в приказ не позднее следующего дня. В приказе дьяк отмечал время поступления «поручной» и склеивал ее с «приставной памятью».
Роспись дополнительных статей к Судебнику 1550 года, датируемая 1628-1629 гг., указывает на изменение порядка вызова ответчиков в суд. В частности, «новый закон не дозволяет недельщикам и вообще судебным приставам арестовывать и ковать ослушников, не дающих по себе поручных записей и отказывающихся явиться в суд, а довольствуется только назначением платежа за проести и волокиту и наказанием за ослушание государеву указу»24. Излишний гуманизм новых статей только способствовал уклонению ответчиков и свидетелей от явки в судебное заседание.
«Указом Петра I в 1717г. была образована Юстиц- коллегия, а в ее составе - Урядный приказ, который осуществлял ************о- распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Служащие Урядного приказа носили форму гражданского *******“строгого содержания”»25.
В начале XVIII века упоминается о специальном должностном лице при суде – адъютанте, выполняющем функции судебного пристава.
В 1724 году издан императорский указ «О соблюдении благочиния во всех судебных местах», объявивший преступлением любое неуважение закона и его служителей.
«В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, организующая и обеспечивающая конфискационные акции (по приговорам суда). В 1730 г. образуется Должный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и банкротов»26.
В 1738 году, императрицей Анной Иоановной, приказы были преобразованы в Департаменты.*етвертый урядный департамент был передан в подчинение непосредственно Правительствующему Сенату.Во времена своего правления императрица Елизавета Петровна основными принципами внутренней и внешней политики провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената.
В 1782 году в городах начали создаваться особые полицейские органы – Управы благочиния. В их состав входили городничие (в Санкт-Петербурге и Москве – полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приставы по гражданским делам, два выборных ратмана (члены городского управления).
Территория города делилась на части, полицейский надзор в которых осуществляли частные приставы. Каждая часть подразделялась на кварталы, в которых несли службу подчиненные частным приставам квартальные надзиратели и квартальные поручики.* компетенцию Управы благочиния входили поддержание общественного порядка, охрана городской безопасности и нравственности, обеспечение соблюдения законов, приведение в исполнение решений судебных и административных органов, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение незначительных уголовных дел (на сумму до 20 рублей), надзор за торговлей, пресечение бегства в города крепостных крестьян.
«В том же 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а спустя четыре года урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставов - охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству полиции (главное управление исполнительной полиции), становые приставы - к Министерству юстиции»27.
Затем должность судебного пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса целиком перешла в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы.
В правление императрицы Екатерины II каждый губернатор осуществлял надзор за судебными органами губернии, а также обладал правом приостанавливать исполнение судебных решений, если признавал их несправедливыми.
В первой четверти XIX столетия неудовлетворительное исполнение судебных решений чинами полиции убеждало правительственных чиновников в необходимости создания особого института судебной полиции.
«Начало XIX века в России знаменовалось проведением ряда крупных преобразований, которые изменили систему управления государством. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. Среди этих реформ особое место занимает учреждение министерств. Среди восьми министерств, учрежденных Александром I , указом ** 8 сентября 1802 года было учреждено и министерство юстиции. К началу работ по подготовке Судебной реформы стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских ************»28.
«12 ноября 1859 г. Д.Н. Блудов выступил в Государственном совете с проектами «Положения о судопроизводстве». Согласно представленным Д.Н. Блудовым проектам предлагалось создать институт приставов исполнительных для производства взысканий и поддержания порядка в зале судебного **************.20 ноября 1864 года Император Александр II утвердил ряд документов, лежащих в ее основе – “Учреждение судебных установлений”, “Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей”, “Устав гражданского производства”, и “Устав уголовного *****************»29.
«Первый законодательный акт содержал нормы, определявшие правовой статус судебных приставов – основные права и обязанности; порядок назначения на должность; требования, предъявляемые к кандидатам, претендующим на должность пристава, а также виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий. Устав гражданского судопроизводства регламентировал правовые основы деятельности судебных приставов. В нем устанавливался перечень мер принудительного исполнения и полномочия пристава при совершении исполнительных процедур.
Устав уголовного судопроизводства предусматривал следующие виды взысканий по уголовным делам: присужденные по заявленным в уголовном процессе гражданским искам о возмещении потерпевшему причиненного преступным деянием вреда и убытков; в части денежных взысканий с осужденного, наложенных в качестве меры наказания, а также о возмещении вреда, причиненного потерпевшему от преступления и судебных издержек».30
Судебные приставы исполняли судебные решения при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных и мировых съездах. В обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило доставка и вручение судебных повесток «сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты». .
«На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят. В число «отнесенных к их обязанностям действий» включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия. Была образована система приставов: городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд *****».31
« На судебного пристава при съездах мировых
судей возлагалось принятие на сохранение
денежных сумм и других ценностей, передаваемых
в качестве наследства, и отсылка их наследникам
по решению суда, кроме того, вызовы к торгам
по имуществу несостоятельных должников,
арест имущества, задержание ******** .
На судебных приставов возлагались обязанности
по розыску должника, его имущества, по
наложению ареста, поиску преступников
и их доставке: для дальнейшего разбирательства
в уполномоченных на то органах; обеспечение
исполнения судебных решений, охрана порядка
в зале судебного заседания, выполнение
поручений председателя соответствующего
суда («…исполнение действий, поручаемых
им от первоприсутствующегося в кассационном
************ или председателем судебной палаты».)
Эта государственная служба считалась
и престижной, и высокооплачиваемой. В
соответствии с “Учреждением судебных
установлений” судебными приставами
не могли быть “не достигшие двадцати
одного года; иностранцы; объявленные
несостоятельными должниками; состоящие
на службе от Правительства или по выборам;
подвергшиеся по судебным приговорам,
лишению или ограничению прав состояния,
а также священнослужители, лишенные духовного
сана по приговорам духовного суда; состоящие
под следствием за преступления и проступки,
влекущие за собою лишение или ограничение
прав состояния; исключенные из службы
по суду, или из духовного ведомства за
пороки, или же из среды обществ и дворянских
собраний по приговорам тех сословий,
к которым они принадлежат; те, коим по
суду воспрещено хождение по чужим делам”.
Судебные приставы приступали к исполнению
своих обязанностей только после удостоверения
их в “благонадежной нравственности”
и способностях кандидата к государственной
службе. В связи с особой значимостью этой
должности кандидат в судебные приставы
приводился к присяге духовным лицом в
большом зале судебного собрания либо
Сената, в присутствии членов суда или
Сената. После принятия присяги на судебного
пристава возлагался особый высеребренный
знак – печать судебного пристава,
а позднее — именные сведения. После
вручения знака судебному приставу выдавалось
свидетельство о вступлении его в должность
с указанием назначенного ему места жительства.
Впоследствии в этом свидетельстве делались
отметки обо всех переменах его места
жительства. Также судебному приставу
вручалась печать с изображением герба
судебного ведомства и надписью вокруг
него, например: «Судебный пристав Кассационного
департамента Правительствующего Сената». Для
всеобщего сведения публиковалась информация
о назначении на должность судебного пристава. Что
же касается денежного довольствия, то
у судебного пристава был самый маленький
среди чинов канцелярии оклад содержания. Как
государственным служащим им устанавливались
оклады, размеры которых зависели от классной
должности и разряда. Судебный
пристав получал оклад, то есть ежегодное
содержание, в рублях (серебром): чистого
жалованья – 300 руб., столовых (на питание)
– 150, квартирных (на оплату жилья) – 150
руб., всего 600 руб. в год. Кроме того, за
исполнение своих обязанностей судебный
пристав получал денежное вознаграждение
по определенному тарифу (временной таксе),
который утверждался Министерством юстиции
и изменялся в законодательном порядке.*нтересным
является тот факт, что, хотя на должности
судебных приставов брали в основном представителей
дворянства, унтер- и обер-офицерских детей,
большинство их было из духовенства. Особое
внимание уделялось чиновничеству как
более профессионально подготовленным
кадрам. Случайные люди, попав на эту службу,
долго там не задерживались, так как работать
приходилось много.*андидат на должность
судебного пристава был обязан внести
залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила
гарантом возмещения возможных убытков,
которые могли быть причинены неправомерными
действиями пристава».32При
получении причитающегося вознаграждения
за доставление повестки судебный пристав
расписывался на ней, а уплачивающий отмечал
об уплате на другом экземпляре повестки,
прилагаемом судебным приставом к делу
Кассационного департамента. При неуплате
судебному приставу причитающегося ему
за данное действие вознаграждения он
имел право приступить к немедленному
аресту имущества и затем взыскать как
свое вознаграждение, так и издержки по
судопроизводству.
Информация о работе Эволюция службы приставов в России в XVIII веке