Арбитражный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:41, контрольная работа

Краткое описание

Российская действительность последнего времени связана с существенными изменениями в экономической и правовой жизни общества. Экономика России преобразована в систему рыночных отношений с наличием разных форм собственности, расширением частных экономических связей, развитием предпринимательства с участием физических и юридических лиц.

Оглавление

Введение
1. История арбитражного судоустройства и судопроизводства
2. Понятие арбитражного процесса
3. Основные задачи и функции арбитражного судопроизводства
4. Перспективы развития арбитражного процесса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Арбит Суд Печать333.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции.

Арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный  и ведомственный арбитраж. Поскольку  доминирующее положение в экономической  сфере занимала государственная  собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том  числе ведомственный, арбитраж.

Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является ФКЗ "Об арбитражных судах  в Российской Федерации", введенный  в действие с 1 октября 1991 г.

Понятие "государственный  арбитраж", применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию "арбитраж". Под "арбитражем" в практике различных  государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны  по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров. Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские правоотношения (экономические споры) либо административные правоотношения.

Словосочетание "арбитражные  суды" содержит тавтологию, поскольку  слово "арбитражный" в переводе с латинского языка означает "судебный". При разработке арбитражного законодательства в 1992—1993 гг. предлагались различные  варианты названия судов, в том числе  в некоторых проектах этот суд  назывался "хозяйственным судом". Однако сохранилось неудачное название "арбитражный суд".

Смысл этого неудачного наименования суда состоит в том, чтобы показать субъектам гражданского оборота  отличие новой судебной системы  от бывшего арбитража, продемонстрировать переход от административных методов  управления хозяйством к договорным способам хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений.

Суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские  дела с участием граждан и не связанные  с экономическими отношениями в  области производства и распределения материальных благ. Арбитражные же суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т.е. в сфере производства и распределения товаров. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 1994 г. говорится, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т.е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием  хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между  государственными предприятиями и  организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы  арбитражные комиссии. Имущественные  споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией  при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных  экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при  исполкомах областей и губерний. В  системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража  связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных  связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов  государственного управления был образован  государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры  между учреждениями, предприятиями  и организациями социалистического  хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Первое положение  о государственном арбитраже  было утверждено постановлением ВЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г. Оно действовало  до 1960 г. с изменениями и дополнениями, вносимыми в разные годы.

С момента образования  арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже  разрешались споры предприятий  и организаций различного административного  подчинения, в ведомственном —  подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

В течение шестидесятилетней  истории существования государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки  модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим  условиям, повышения его роли в  народном хозяйстве. На арбитраж возлагались  все новые задачи. В 1960 г. Совет  Министров СССР отменил Положение  о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение  о Государственном арбитраже  при Совете Министров СССР.

В августе 1970 г. Совет Министров  СССР принял постановление "О повышении  роли органов Государственного арбитража  и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве", согласно которому арбитраж должен был содействовать  повышению эффективности общественного  производства, рационализации хозяйственных  связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных  отношениях.

До 1974 г. нижестоящие арбитражи  не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система  была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Госарбитраж  СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок  деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом "О Государственном арбитраже  в СССР", принятым Верховным Советом  СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого  законодательства были приняты Положения  о Государственном арбитраже  при Совете Министров СССР и Правила  рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления  Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном  суде" записано: "Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в  организациях".

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и  сохраняли полномочия до избрания арбитражных  судов в соответствии с Законом  РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием  Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и  ее функционирования возникла необходимость  в принятии ФКЗ "Об арбитражных  судах в Российской Федерации" (Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 5 мая 1995 г., ФКЗ "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный  закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"" от 11 июня 2003 г. ) и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 14 июня 2002 г.), которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

2. Понятие арбитражного  процесса

 

Слова "арбитраж", "арбитражный" могут встречаться в названиях  органов, которые разрешают различные  споры, но не входят в систему арбитражных  судов, реализующих судебную власть, например, арбитражный суд при  Торгово-промышленной палате РФ, Международный  коммерческий арбитраж, морская арбитражная  комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. На биржах создаются органы по разрешению споров, вытекающих из биржевых сделок, называемые "биржевым арбитражем". По своей природе это третейские суды, разрешающие споры по особым правилам и регламентам. Деятельность этих судов не входит в понятие арбитражного процесса.

Треушников М.К. дал такое определение арбитражному процессу: это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей, а в некоторых случаях - и иных лиц.

По его мнению вполне возможно также охарактеризовать арбитражный процесс как определяемое нормами арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессе предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из административных правоотношений.

Ярков В.В. определяет арбитражный  процесс как систему последовательно  осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом  и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и  разрешением конкретного дела.

Григорьева Т.А. считает, что арбитражный процесс представляет собой урегулированную нормами  арбитражного права совокупность процессуальных действий арбитражного суда, а так  же иных участников процесса, направленных на рассмотрение и разрешение конкретного  дела, отнесенного федеральным законодательством  к компетенции арбитражного суда и осуществление правового принуждения.

О месте и роли арбитражного процессуального права в системе  права, а так же о необходимости  и существования арбитражной  процессуальной формы в науке  высказывались различные точки  зрения.

Аргументы "за":

1. По мнению сторонников  Н.Б. Зейдера, Л.Ф. Лесницкой и Н.И. Клейн, специфика экономической деятельности порождает специфику арбитражного процесса и предопределяет существование самостоятельной отрасли арбитражного процессуального права и законодательства.

2. Существование самостоятельной  отрасли арбитражного процессуального  права объясняют и наличием  соответствующего ей законодательного  массива.

Например, М.К. Треушников связывает представление об арбитражном процессуальном праве как о самостоятельной отрасли не только с тем, что данная группа правовых норм призвана обслуживать систему арбитражных судов, но и со степенью развития источников этой отрасли права. Нормы арбитражного процессуального права, закрепленные в федеральных законах, являются кодифицированными, определяют постадийное развитие процесса, составляют отраслевую систему права. Нормы арбитражного процессуального права определяют специфику возбуждения, рассмотрения отдельных категорий дел в арбитражном суде.

И.В. Решетникова считает, что принятие Арбитражного процессуального  кодекса РФ является официальным  признанием данной отрасли права.

3. Еще одна группа доводов  в пользу самостоятельности отрасли  арбитражного процессуального права  состоит в традиционном для  России существовании органов  специальной юрисдикции в виде  коммерческих судов, государственных  и ведомственных арбитражей, арбитражных  судов.

Аргументы "против":

1. М.С. Шакрян считала, что включение арбитражного суда в систему органов правосудия является фактом признания процессуальных норм, определяющих деятельность арбитражных судов, органической частью отрасли гражданского процессуального права, поскольку общими являются предмет защиты, принципы их организации и деятельности, закрепленные в ст. 163, 165 Конституции РФ и процессуальных кодексах.

2. Позицию М.С. Шакарян поддерживает В.М. Жуйков, который полагает, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают в принципе одинаковые дела, применяют одинаковые нормы материального права; суды и той, и другой юрисдикции выполняют одну и ту же задачу по защите прав заинтересованных лиц, разрешают аналогичные вопросы процессуального характера, связанные с движением дела; за небольшими исключениями используют одинаковые способы защиты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Информация о работе Арбитражный суд