Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:41, контрольная работа
Российская действительность последнего времени связана с существенными изменениями в экономической и правовой жизни общества. Экономика России преобразована в систему рыночных отношений с наличием разных форм собственности, расширением частных экономических связей, развитием предпринимательства с участием физических и юридических лиц.
Введение
1. История арбитражного судоустройства и судопроизводства
2. Понятие арбитражного процесса
3. Основные задачи и функции арбитражного судопроизводства
4. Перспективы развития арбитражного процесса
Заключение
Список использованных источников
Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции.
Арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный и ведомственный арбитраж. Поскольку доминирующее положение в экономической сфере занимала государственная собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж.
Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", введенный в действие с 1 октября 1991 г.
Понятие "государственный арбитраж", применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию "арбитраж". Под "арбитражем" в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров. Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские правоотношения (экономические споры) либо административные правоотношения.
Словосочетание "арбитражные суды" содержит тавтологию, поскольку слово "арбитражный" в переводе с латинского языка означает "судебный". При разработке арбитражного законодательства в 1992—1993 гг. предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался "хозяйственным судом". Однако сохранилось неудачное название "арбитражный суд".
Смысл этого неудачного наименования суда состоит в том, чтобы показать субъектам гражданского оборота отличие новой судебной системы от бывшего арбитража, продемонстрировать переход от административных методов управления хозяйством к договорным способам хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений.
Суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские дела с участием граждан и не связанные с экономическими отношениями в области производства и распределения материальных благ. Арбитражные же суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т.е. в сфере производства и распределения товаров. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 1994 г. говорится, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т.е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием
хозяйственных отношений
Дальнейшее развитие арбитража
связано с внедрением хозрасчетных
отношений и оформлением
В мае 1931 г. в системе органов
государственного управления был образован
государственный арбитраж, призванный
разрешать имущественные споры
между учреждениями, предприятиями
и организациями
С момента образования
арбитраж существовал в двух видах:
государственный и
В течение шестидесятилетней
истории существования
В августе 1970 г. Совет Министров
СССР принял постановление "О повышении
роли органов Государственного арбитража
и арбитражей министерств и ведомств
в народном хозяйстве", согласно
которому арбитраж должен был содействовать
повышению эффективности
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система была несоподчиненной.
17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.
Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.
Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" записано: "Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях".
Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.
В связи с принятием
Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ,
а также дальнейшим совершенствованием
арбитражной судебной системы и
ее функционирования возникла необходимость
в принятии ФКЗ "Об арбитражных
судах в Российской Федерации"
(Федеральный конституционный
2. Понятие арбитражного процесса
Слова "арбитраж", "арбитражный" могут встречаться в названиях органов, которые разрешают различные споры, но не входят в систему арбитражных судов, реализующих судебную власть, например, арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Международный коммерческий арбитраж, морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. На биржах создаются органы по разрешению споров, вытекающих из биржевых сделок, называемые "биржевым арбитражем". По своей природе это третейские суды, разрешающие споры по особым правилам и регламентам. Деятельность этих судов не входит в понятие арбитражного процесса.
Треушников М.К. дал такое определение арбитражному процессу: это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей, а в некоторых случаях - и иных лиц.
По его мнению вполне возможно также охарактеризовать арбитражный процесс как определяемое нормами арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессе предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из административных правоотношений.
Ярков В.В. определяет арбитражный
процесс как систему
Григорьева Т.А. считает,
что арбитражный процесс
О месте и роли арбитражного
процессуального права в
Аргументы "за":
1. По мнению сторонников Н.Б. Зейдера, Л.Ф. Лесницкой и Н.И. Клейн, специфика экономической деятельности порождает специфику арбитражного процесса и предопределяет существование самостоятельной отрасли арбитражного процессуального права и законодательства.
2. Существование самостоятельной
отрасли арбитражного
Например, М.К. Треушников связывает представление об арбитражном процессуальном праве как о самостоятельной отрасли не только с тем, что данная группа правовых норм призвана обслуживать систему арбитражных судов, но и со степенью развития источников этой отрасли права. Нормы арбитражного процессуального права, закрепленные в федеральных законах, являются кодифицированными, определяют постадийное развитие процесса, составляют отраслевую систему права. Нормы арбитражного процессуального права определяют специфику возбуждения, рассмотрения отдельных категорий дел в арбитражном суде.
И.В. Решетникова считает, что принятие Арбитражного процессуального кодекса РФ является официальным признанием данной отрасли права.
3. Еще одна группа доводов
в пользу самостоятельности
Аргументы "против":
1. М.С. Шакрян считала, что включение арбитражного суда в систему органов правосудия является фактом признания процессуальных норм, определяющих деятельность арбитражных судов, органической частью отрасли гражданского процессуального права, поскольку общими являются предмет защиты, принципы их организации и деятельности, закрепленные в ст. 163, 165 Конституции РФ и процессуальных кодексах.
2. Позицию М.С. Шакарян поддерживает В.М. Жуйков, который полагает, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают в принципе одинаковые дела, применяют одинаковые нормы материального права; суды и той, и другой юрисдикции выполняют одну и ту же задачу по защите прав заинтересованных лиц, разрешают аналогичные вопросы процессуального характера, связанные с движением дела; за небольшими исключениями используют одинаковые способы защиты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.