Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Курсач ГРЭ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
gn="center">2.3 Государственное планирование во Франции

      Интересный  опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после окончания Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики.

      Было  принято решение, что Франции  необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.

      До 1946 г. опыта планирования в условиях рынка в мире практически не было. Поэтому возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого провозглашены основополагающие принципы:

      1. Франция была и остается страной  со смешанной экономикой, т. е. в ней будут уживаться государственный и частный секторы.

      2.  Страна должна стать открытой  для международной конкуренции,  в отличие от довоенных лет, когда Франция проводила крайне протекционистскую внешнеторговую политику.

      3.  Французский план не должен  носить, подобно советскому, директивного характера, т. е. должен быть индикативным, показывающим экономике желаемое направление и использующим средства, которыми располагает государство, чтобы двигаться в нужном направлении. Однако план не должен чрезмерно обременять предприятия.

      4. План должен составляться небюрократическим,  не технократическим путем, не узким кругом специалистов. Его следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех уровней. Кроме того, в разработке плана должны участвовать и независимые эксперты из мира науки [19, c. 96].

      Организует  разработку плана созданный в 1946 г. генеральный комиссариат по плану — главный центр французской системы планирования экономики первый во Франции государственный план, получивший в истории название "плана Монне" — основателя французской системы планирования — действовал с 1947 по 1953 г.

      Основа  индикативного плана французской  экономики — обмен информацией  между государством и частными предпринимателями и определение на этой базе совместимости их планов, а также выработка общей взаимоприемлемой стратегии экономического роста. Менялись приоритеты, менялись средства достижения поставленных целей, эволюционировала и сама концепция плана. Однако при формировании индикативных планов различные субъекты имеют равные права, они одинаково заинтересованы в их реализации. Показатели плана не являются обязательными, они служат лишь ориентирами  для организации деятельности субъектов рынка.

      В настоящее время процесс планирования французской экономики состоит  из пяти этапов.

      Первый  этап - перспективный анализ, или прогноз. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективы — периода, превышающего пять лет во временном отношении.

      Второй  этап, начинающийся после того, как  закончена разработка перспективы, заключается в том, чтобы определить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предусмотреть моменты смены направления этих тенденций.

      Третий  этап — "стратегическое размышление" — состоит:

      ♦ в оценке сильных сторон экономики  страны, которыми необходимо воспользоваться  для дальнейшего движения вперед (например, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научного потенциала в той или иной сфере деятельности и т. д.);

      ♦  в анализе того, в чем составят слабости страны. При этом, естественно, необходимо стремиться использовать сильные стороны, а слабости компенсировать.

      Этап  непосредственного планирования, чтобы  воплотить стратегию в совокупность целей, достижимых на протяжении ближайших четырех-пяти лет. Одновременно в общем плане формулируются и средства, позволяющие достичь поставленных целей. Это могут быть изменения налоговой политики, коррективы в политике научных исследований и т. п.

      Последний этап — программирование. При этом намечаемые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров — в год, два.

3 Основные проблемы и пути совершенствования органов, занимающихся макроэкономическим планированием

     Как и в любой системе в органах, занимающимся макроэкономическим планированием существует ряд проблем и недостатков. А значит и должны существовать пути совершенствования этой системы.

     Для эффективной работы орган занимающийся макроэкономическим должен быть обеспечен  с правовой точки зрения. То есть, должны быть установлены правила  функционирования на законодательной  основе. Кроме этого должно быть доступно информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов( банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации. Ведь информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность любого государственного аппарата. Кадровое обеспечение требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра  и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках определенные полномочия.

     Кадры характеризуются численностью, составом, профессиональной, квалификационной, должностной и половозрастной структурой.

     Так к проблема органов, занимающихся макроэкономическим планирование относится многочисленность аппарата. Безусловно не стоит отрицать, что их работа трудоемкая и очень важна для любого государства. Однако из-за большого  количества работников зачастую многие из них лишь числятся по штату, но на практике ничем не занимаются. Зачастую нет четкого разделения обязанностей, что приводит к тому отсутствию ответственности. Работники просто перекладывают обязанности один на другого и в итоге, не с кого спросить за невыполненную работу. Процесс планирования также требует высокой квалификации работников, а также их морально-психологических качеств. Существование бюрократизма и коррупции также является проблемой для органов планирования. Ключевое направление преодоления бюрократизма- последовательный переход к новой системе экономических отношений, основанный на принципах свободного рынка, на разгосударствлении и эффективном взаимодействии, которое создает не иллюзорные, а реальные стимулы экономического и социального прогресса. Самым негативным последствием бюрократизации государственного аппарата является коррупция, масштабы которой иногда достигают таких размеров, что ставят под угрозу существование государственности. В настоящее время коррупция приобрела системный характер: она проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе. Коррупция приводит к очень тяжелым последствиям для любой страны. А способствует возникновению коррупции неэффективная громоздкая организационная структура государственного аппарата. Усугубляет положение низкая заработная плата чиновников, явно несоответствующая квалификации и ответственности их работы, неопределенность служебных обязанностей и прав, отсутствие отработанного механизма отбора и карьерного роста. Совершенно очевидно, что для устранения коррупции, прежде всего, необходимо искоренить причины, ее породившие.

     Для решения существующих проблем каждое государство избирает свои методы борьбы, считая их эффективными. Однако на практике в большинстве случаев это  оказывается не так. Ведь, на пример, еще не одному государству мира не удалось побороть такое явления как коррупция или бюрократия.

Заключение

      Макроэкономическое  планирование представляет собой научную  категорию, связанную с интегративным  способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.

      Приставка "макро" означает, что прогнозирование  и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.

      На  макроуровне прогнозируются макроэкономические показатели: ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы госбюджета, занятость, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиции, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс, товарные ресурсы, реальные доходы населения и др.

      На  основе прогнозных расчетов определяются наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатывается система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финан-сово-'бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

      На  макроуровне формируется государственный  заказ, определяются ставки налогов, устанавливаются  размеры государственных инвестиций, дотаций, заключаются межправительственные соглашения, регулируются цены на продукцию и решаются другие задачи.

      Макроэкономическое  прогнозирование направлено на решение  следующих основных задач:

      1)  установление целей развития, например, решение продовольственной проблемы, освоение Нечерноземья или разработка мер по выведению страны из кризиса;

      2)  изыскание оптимальных путей  и средств достижения целей.  Так, по рекомендации МВФ (1991 г.) для построения рыночной экономики  в России необходимо было осуществить:  а) реформу собственности, б)  отмену контроля за ценами, в) изменение системы налогообложения, в том числе сокращение налоговых льгот, г) развитие конкуренции, д) реформу права, е) децентрализацию заработной платы и др.;

      3)  определение потребности в ресурсах  для достижения поставленных целей развития, например определение доходной части государственного бюджета страны для решения социальных задач общества; определение потребной региону суммы инвестиций на ближайшие 10 лет;

      4)  разработка действий различных  органов по достижению поставленных целей развития, например, действий правительства страны, в том числе Министерства экономики и Министерства финансов, Центрального банка Российской Федерации, отраслевого министерства и учредителей по оздоровлению убыточной отрасли;

      5)  определение возможных действий противоборствующих сил и их влияния на решение проблемы, например возможного воздействия на структуру распределения бюджетных средств: а) отдельными авторитетными партийными блоками, б) олигархами, в) военными, г) иными лоббистами.

      Прогнозы  макроэкономических показателей используются также отраслевыми министерствами, предприятиями и их объединениями при разработке своих прогнозов.

      Разработки  в области экономического прогнозирования  в зарубежных странах возникли в  последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

      В послевоенные годы необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды и другими немаловажными факторами.

      Каждая  страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы  в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.

Информация о работе Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием