Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:52, курсовая работа
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.
Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после окончания Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики.
Было принято решение, что Франции необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.
До 1946 г. опыта планирования в условиях рынка в мире практически не было. Поэтому возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого провозглашены основополагающие принципы:
1.
Франция была и остается
2.
Страна должна стать открытой
для международной конкуренции,
3. Французский план не должен носить, подобно советскому, директивного характера, т. е. должен быть индикативным, показывающим экономике желаемое направление и использующим средства, которыми располагает государство, чтобы двигаться в нужном направлении. Однако план не должен чрезмерно обременять предприятия.
4.
План должен составляться
Организует разработку плана созданный в 1946 г. генеральный комиссариат по плану — главный центр французской системы планирования экономики первый во Франции государственный план, получивший в истории название "плана Монне" — основателя французской системы планирования — действовал с 1947 по 1953 г.
Основа
индикативного плана
В
настоящее время процесс
Первый этап - перспективный анализ, или прогноз. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективы — периода, превышающего пять лет во временном отношении.
Второй этап, начинающийся после того, как закончена разработка перспективы, заключается в том, чтобы определить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предусмотреть моменты смены направления этих тенденций.
Третий этап — "стратегическое размышление" — состоит:
♦ в оценке сильных сторон экономики страны, которыми необходимо воспользоваться для дальнейшего движения вперед (например, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научного потенциала в той или иной сфере деятельности и т. д.);
♦ в анализе того, в чем составят слабости страны. При этом, естественно, необходимо стремиться использовать сильные стороны, а слабости компенсировать.
Этап
непосредственного
Последний этап — программирование. При этом намечаемые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров — в год, два.
Макроэкономическое планирование представляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.
Приставка "макро" означает, что прогнозирование и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.
На макроуровне прогнозируются макроэкономические показатели: ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы госбюджета, занятость, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиции, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс, товарные ресурсы, реальные доходы населения и др.
На основе прогнозных расчетов определяются наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатывается система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финан-сово-'бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
На
макроуровне формируется
Макроэкономическое прогнозирование направлено на решение следующих основных задач:
1)
установление целей развития, например,
решение продовольственной
2)
изыскание оптимальных путей
и средств достижения целей.
Так, по рекомендации МВФ (1991
г.) для построения рыночной
3)
определение потребности в
4) разработка действий различных органов по достижению поставленных целей развития, например, действий правительства страны, в том числе Министерства экономики и Министерства финансов, Центрального банка Российской Федерации, отраслевого министерства и учредителей по оздоровлению убыточной отрасли;
5) определение возможных действий противоборствующих сил и их влияния на решение проблемы, например возможного воздействия на структуру распределения бюджетных средств: а) отдельными авторитетными партийными блоками, б) олигархами, в) военными, г) иными лоббистами.
Прогнозы макроэкономических показателей используются также отраслевыми министерствами, предприятиями и их объединениями при разработке своих прогнозов.
Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).
В послевоенные годы необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды и другими немаловажными факторами.
Каждая страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.
Информация о работе Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием