Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Курсач ГРЭ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Чем выше уровень развития социально-экономической  системы, тем интенсивнее и эффективнее  протекают интеграционные процессы на внутреннем рынке (ассоциации корпораций, финансово-промышленные группы) и на внешнем рынке (транснациональные корпорации). Кроме того, обостряются проблемы обеспечения ресурсами, энергетическая и экологическая проблемы, проблемы социальной защиты и развития социальной сферы. В этих условиях все большее значение приобретает общегосударственный план-прогноз, поскольку проблемы производства все больше отходят в сферу крупных корпораций (мезоуровень управления), но приобретают особую остроту проблемы распределения и перераспределения ВНП, структурные глобальные проблемы, проблемы законности и вопросы рационального землепользования.

      Таким образом, главное отличие макроэкономического  планирования от микроэкономического  в том, что:

      1)  на микроуровне действующее лицо — единый собственник, обладающий единой собственностью,

      2)  а на макроуровне — ассоциированный собственник. Отсюда следует: макроэкономическое планирование в условиях рынка нацелено на создание хозяйственного климата для добровольного сосредоточения всех хозяйствующих субъектов на достижении общей цели, необходимой благо приятному социально-экономическому развитию всего общества.

      При этом обеспечение равновесного роста  национальной экономики, который достигается  в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики, обусловливающий прочность и устойчивость позиции страны в общественной системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования.

      Объектом  макроэкономического (или государственного) планирования становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.

      Субъект макроэкономического планирования — ассоциированный макроэкономический собственник.

      Стратегической  целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамичного экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики.

      Планы носят отчасти политический характер и соответствуют политике правительства, т. е. в основе выбора пути развития социально-экономической системы не всегда лежат только экономические критерии.

      В рыночной экономике макроэкономическое планирование представлено:

      ♦ государственными социально-экономическими программами;

      ♦  бюджетным планированием;

      ♦  целевыми комплексными программами;

      ♦  государственными заказами;

      ♦ планированием развития государственного сектора экономики.

      Основной  принцип идеологии экономического планирования состоит в том, что государство должно играть активную, по существу решающую, роль в экономике. Своими капиталовложениям и предпринимательской деятельностью, различными видами стимулирования, ограничения частного сектора государство побуждает и направляет экономическое развитие. Эти государственные меры должны разумно координироваться и получить четкое выражение во всеохватывающем перспективном плане [10, с. 166].

      Идеология  планирования во всех  ее  проявлениях  является в своей основе рационалистической по методу и интервенционистской по результатам. Она исходит из предпосылки, что государственное вмешательство может обеспечить или ускорить развитие. Экономика и ее прогресс должны находиться под контролем государства, с тем чтобы путем сознательного планирования и разумной координации государственной политики обеспечить развитие экономической системы в желаемом направлении. Стратегия такой политики определяется реальным положением страны и характером цели,  которая может быть достигнута.

2 Опыт макроэкономического планирования в зарубежных странах

2.1 Особенности прогнозирования и планирования в США

      Прогнозирование в США считается одной из важнейших  форм регулирования экономики. Подчеркивая  важность прогнозирования, американский экономист О.Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этане большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть завтрашний день и принимать обоснованные решения. Поэтому в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.

      В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развитая, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до 2 тыс. участников.

      Прогнозные  исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.

      Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затрата—выпуск".

      В США выделяются три уровня организации  прогнозных исследований: прогнозирование  в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти [15, c. 23-24].

      Главные прогнозные разработки федерального правительства  на макроуровне сосредоточены в  трех организациях: Совете экономических  консультантов, Совете управляющих  федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).

      Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.

      Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных  приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

      Стратегическое  планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

2.2 Государственное планирование в Японии

      Япония в послевоенные годы и, в частности, в последние тридцать лет в результате сравнительно быстрых темпов экономического роста превратилась во вторую по экономической мощи державу мира. Но в отличие от директивного планирования, в течение многих лет используемого в странах постсоветского пространства, общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые здесь общегосударственные планы социально-экономического развития формально — не законы, а государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

      Разработчики  первого японского общегосударственного плана, известного как "пятилетний план экономического самообеспечения" (1956—1960), исходили из того, что основу японской экономики составляют частные предприятия. Более того, их не смущало и существование серьезных трудностей в экономическом развитии Японии тех лет, включающих общую дезорганизацию экономики восстановительного периода, инфляцию, дефицит платежного баланса, наличие массовой безработицы и т. п. Авторы плана пришли к выводу: все эти проблемы могут быть решены с помощью разработки и выполнения общегосударственных среднесрочных и долгосрочных программ экономического развития.

      Впоследствии  периодическая разработка общегосударственных планов социально-экономического развития страны стала сложившейся формой общенационального экономического планирования в Японии. Процесс разработки таких планов носит довольно длительный характер. В нем так или иначе участвуют все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и прежде всего — Министерство финансов и Министерство внешней торговли и промышленности. Привлекаются также многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных специалистов и экспертов. Однако главную координирующую и совещательно-исполнительную роль в разработке планов играют управление экономического планирования и экономический совет.

      Управление  экономического планирования (УЭП) – важная составная часть японского кабинета министров, возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра. Наряду с другими подразделениями в структуре УЭП имеется бюро планирования, которое:

      ♦  организует разработку долгосрочных экономических планов;

      ♦  координирует действия всех административных подразделений правительства в области осуществления наиболее важных мероприятий, предусмотренных экономическим планом;

      ♦  анализирует и оценивает общий  потенциал нации;

      ♦  планирует и координирует основные мероприятия и программы, относящиеся  к развитию энергетики;

      ♦  курирует Национальный институт прогнозных исследований.

      Экономический совет, формально созданный в 1952 г. при УЭП, фактически подчиняется  непосредственно премьер-министру. Его основные функции сводятся к тому, чтобы по просьбе премьер-министра оценивать положение дел в экономике, формулировать свое мнение о ее развитии, готовить материалы по вопросам разработки долгосрочных экономических планов и другим важнейшим вопросам экономической политики, связанным с экономическим планированием. Этот совет — совещательный орган при премьер-министре, непосредственно разрабатывающий общегосударственные планы социально-экономического развития страны.

      Приступая к разработке очередного плана, экономический совет исходит прежде всего из тех целей, которые в общих чертах сформулированы в обращенной к нему просьбе премьер-министра о составлении нового плана, например, достижение экономической независимости страны, максимизация экономического роста, удвоение национального дохода и т. п. С начала 60-х гг. совет учитывает и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами, известными как "комплексные планы национального развития" [7, c. 131].

      На  разработку экономического плана уходит несколько месяцев, после чего экономический совет представляет его в виде доклада на рассмотрение премьер-министру. Как правило, план одобряется без особых изменений. При необходимости в него вносятся определенные поправки и уточнения. После этого окончательный вариант плана утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показывает, что большинство японских компаний и предприятий, особенно крупных, в значительной степени способствуют осуществлению этого плана. Более того, многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров.

Информация о работе Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием