Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Курсач ГРЭ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

      Современное рыночное хозяйство ориентированно на удовлетворение многообразных потребностей человека. Во многих промышленных странах оно обеспечивает защищенность граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение доходов, налоговая политика и т.д.).

      Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:

  • неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
  • рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
  • появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
  • обострение глобальных проблем;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций.

      В процессе макроэкономического планирования решаются следующие основные задачи:

      ♦  определение общественных потребностей;

      ♦  выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

      ♦ обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

      ♦  обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

      ♦  повышение эффективности использования  всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности.

      Сбалансированность  национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и  потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Полного соответствия между отраслями не бывает, поэтому сбалансированность между отдельными сферами экономики, а также внутри них должна поддерживаться корректировкой пропорций в ходе макроэкономического прогнозирования и планирования.

      Исходя  из вышесказанного тема исследования представляется актуальной.

      Целью исследования является исследование  опыта государственных организаций, занимающихся макроэкономическим планированием.

 

1 Теоретические  основы макроэкономического  планирования

1.1 Понятие и особенности макроэкономического планирования

      Макроэкономическое  планирование имеет отношение к краткосрочным и долгосрочным аспектам развития всей национальной экономики, подразделенной на сектора. Планирование деятельности отдельных предприятий, секторов и регионов не является макроэкономическим до тех нор, пока оно не интегрируется в некоторую систему, которая учитывает существующие здесь взаимосвязи и охватывает всю экономику [5, с. 23].

      Макроэкономическое планирование как инструмент государственного регулирования экономики — наиболее важная и сложная форма деятельности.

      В настоящее время во всем мире утвердилась экономическая система, главной отличительной чертой которой стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

      Рыночная  система, конечно, обладает способностью к саморегулированию на основе ценовых колебаний, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах саморегулирование действует недостаточно. Рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики, усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом. Все эти проблемы разрешаются только государственным регулированием.

      В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует "свободы рынка". Правительства этих стран осознают необходимость учитывать весь спектр реально действующих факторов, вынуждающих в большей или меньшей степени ограничивать такую свободу.

      Сегодня в мире не существует нерегулируемого государством рынка. Система мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы широко применяется во всех странах с рыночной экономикой. В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, система амортизации, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Государство проводит инвестиционную и промышленную политику, развивает предпринимательство, создает режим максимального благоприятствования, бизнесу и потребителю, устанавливая единые для всех правила игры. Развитие образования, науки, защита национальных интересов, окружающей среды, человека невозможны без участия государства, выступающего гарантом стабильности, предотвращения социальных и других антагонизмов.

      Государственные органы не вмешиваются в разработку планов экономических субъектов. Тем  не менее, макроэкономическое планирование влияет на формирование планов на уровне предприятий и организаций, так как реализация общегосударственных планов осуществляется использованием различных рычагов государственного регулирования.

      Однако  при государственном воздействии  на экономику опасны следующие крайности:

      ♦  регулировать экономические процессы, с большей эффективностью управляемые рыночными механизмами;

      ♦  полагаться исключительно на рыночные механизмы, даже в тех случаях, где  вмешательство государства необходимо [4, c. 116-118].

      Таким образом, концепция вытеснения государства из сферы экономики и ослабления его регулирующей роли не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает реальной обстановке в России. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются в разных странах. Поэтому не представляется возможным найти уже готовые рецепты и схемы. Противопоставление государства и рынка, плана и рынка далеко от реальной практики и не отражает всего многообразия явлений социально-экономической жизни. В связи с этим целесообразно разумное и рациональное сочетание двух этих двигателей развития экономики.

      Необходим синтез государственного регулирования  и рыночного саморегулирования  для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического развития.

      Важнейший рычаг государственного регулирования — планирование социально-экономического развития, без которого невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или противоречащие друг другу.

      В современных условиях хозяйствования макроэкономическое планирование необходимо рассматривать в качестве научной категории, связанной с процессом интеграции общественного производства. В результате интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере общественным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. К настоящему времени четко наметился переход к принципиально новому, интегрированному воспроизводству совокупного конечного продукта. Именно он и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.

      Макроэкономическое  планирование есть научное предвидение и обоснование развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научная основа макроэкономического планирования — теория планирования, определяющая его содержание как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производительных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях.

      В литературе приводят следующие доводы, подтверждающие тезис о необходимости государственного планирования:

      1. Ввиду того, что цели развития  отраслей, крупных корпораций и регионов зачастую противоречивы и не всегда совпадают с целями развития всей страны, только посредством государственного плана возможно целенаправленное развитие социально-экономической системы страны путем налаживания стабильных и достаточно прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и их объединений, регионов с органами государственного управления, достижение всеобщего согласия.

      2. Государственный план позволяет  увязать структурную, инновационную  и инвестиционную политику государства  с целями региональной, демографической,  социальной, экологической, внешнеэкономической и военно-стратегической политики.

      3.  Необходимость государственного  планирования для стран, не  придерживающихся нейтралитета  и имеющих вооруженные силы, обосновывается и тем обстоятельством, что государство должно координировать развитие производственных мощностей предприятий для разработки и введения мобилизационного плана (плана особого периода).

      4.  Государственный план необходим,  чтобы все мероприятия по государственному регулированию социально-экономической системы проводились системно и комплексно в рамках определенной долгосрочной социально-экономической политики государства (стратегии развития), чтобы государственное регулирование не превратилось в "штопанье дыр", а государственные органы не работали в "режиме пожарной команды", а действовали в режиме управления дисбалансами и кризисными явлениями [8, c. 20].

      Макроэкономическое  планирование — сложный многоступенчатый процесс, начинающийся в масштабах государства с предплановых исследований, разработки прогнозов. Собственно планированием можно считать создание концепции социально-экономического развития государства. В ней формулируются цели и приоритеты, основные направления социальной, структурной, инвестиционной политики

      Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем, одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Планирование — ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства.

      Основные  факторы, содействующие процессу макроэкономического планирования:

      1. Увеличение доли ресурсов страны, которыми так или иначе распоряжается  государство.

      2. Интеграция производства, рост уровня  организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами.

      3. Ускоренное развитие экономической  теории на базе использования  электронно-вычислительной техники,  глобальных информационных сетей, расширения круга наблюдений и повышения качества информации.

      4. Усиление солидарности между  группами и слоями населения, достижение социального согласия.

      5.  Понимание необходимости активного  государственного воздействия на экономику в среде управленцев.

      6. Непосредственная заинтересованность  в тесном сотрудничестве с государством в процессах реализации масштабных инвестиционных проектов реконструкции промышленности, продвижения продукции на мировые рынки со стороны крупных компаний.

      Содержание  социально-экономического планирования заключается в обосновании конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявлении материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации разрабатываемых программ. С формированием рыночных отношений объектами Государственного планирования становятся лишь наиболее общественнозначимые и структуроопределяющие сферы отрасли, регионы. Повышается роль стоимостных показателей, финансовых нормативов вместо количественных заданий.

      В современной мировой экономике  четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становлению макроэкономического (ассоциированного) собственника, выступающего субъектом макроэкономического, (или государственного) планирования. К настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран мира четко выделилась и такая сфера макроэкономического планирования, как сектор государственных и смешанных корпораций.

Информация о работе Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием