Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:52, курсовая работа
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.
Современное рыночное хозяйство ориентированно на удовлетворение многообразных потребностей человека. Во многих промышленных странах оно обеспечивает защищенность граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение доходов, налоговая политика и т.д.).
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
В
процессе макроэкономического
♦ определение общественных потребностей;
♦ выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
♦ обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;
♦ обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;
♦
повышение эффективности
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Полного соответствия между отраслями не бывает, поэтому сбалансированность между отдельными сферами экономики, а также внутри них должна поддерживаться корректировкой пропорций в ходе макроэкономического прогнозирования и планирования.
Исходя из вышесказанного тема исследования представляется актуальной.
Целью исследования является исследование опыта государственных организаций, занимающихся макроэкономическим планированием.
Макроэкономическое планирование имеет отношение к краткосрочным и долгосрочным аспектам развития всей национальной экономики, подразделенной на сектора. Планирование деятельности отдельных предприятий, секторов и регионов не является макроэкономическим до тех нор, пока оно не интегрируется в некоторую систему, которая учитывает существующие здесь взаимосвязи и охватывает всю экономику [5, с. 23].
Макроэкономическое планирование как инструмент государственного регулирования экономики — наиболее важная и сложная форма деятельности.
В настоящее время во всем мире утвердилась экономическая система, главной отличительной чертой которой стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики.
Рыночная система, конечно, обладает способностью к саморегулированию на основе ценовых колебаний, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах саморегулирование действует недостаточно. Рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики, усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом. Все эти проблемы разрешаются только государственным регулированием.
В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует "свободы рынка". Правительства этих стран осознают необходимость учитывать весь спектр реально действующих факторов, вынуждающих в большей или меньшей степени ограничивать такую свободу.
Сегодня в мире не существует нерегулируемого государством рынка. Система мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы широко применяется во всех странах с рыночной экономикой. В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, система амортизации, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Государство проводит инвестиционную и промышленную политику, развивает предпринимательство, создает режим максимального благоприятствования, бизнесу и потребителю, устанавливая единые для всех правила игры. Развитие образования, науки, защита национальных интересов, окружающей среды, человека невозможны без участия государства, выступающего гарантом стабильности, предотвращения социальных и других антагонизмов.
Государственные органы не вмешиваются в разработку планов экономических субъектов. Тем не менее, макроэкономическое планирование влияет на формирование планов на уровне предприятий и организаций, так как реализация общегосударственных планов осуществляется использованием различных рычагов государственного регулирования.
Однако
при государственном
♦ регулировать экономические процессы, с большей эффективностью управляемые рыночными механизмами;
♦
полагаться исключительно на рыночные
механизмы, даже в тех случаях, где
вмешательство государства
Таким образом, концепция вытеснения государства из сферы экономики и ослабления его регулирующей роли не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает реальной обстановке в России. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются в разных странах. Поэтому не представляется возможным найти уже готовые рецепты и схемы. Противопоставление государства и рынка, плана и рынка далеко от реальной практики и не отражает всего многообразия явлений социально-экономической жизни. В связи с этим целесообразно разумное и рациональное сочетание двух этих двигателей развития экономики.
Необходим синтез государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического развития.
Важнейший рычаг государственного регулирования — планирование социально-экономического развития, без которого невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или противоречащие друг другу.
В современных условиях хозяйствования макроэкономическое планирование необходимо рассматривать в качестве научной категории, связанной с процессом интеграции общественного производства. В результате интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере общественным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. К настоящему времени четко наметился переход к принципиально новому, интегрированному воспроизводству совокупного конечного продукта. Именно он и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.
Макроэкономическое планирование есть научное предвидение и обоснование развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научная основа макроэкономического планирования — теория планирования, определяющая его содержание как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производительных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях.
В литературе приводят следующие доводы, подтверждающие тезис о необходимости государственного планирования:
1. Ввиду того, что цели развития отраслей, крупных корпораций и регионов зачастую противоречивы и не всегда совпадают с целями развития всей страны, только посредством государственного плана возможно целенаправленное развитие социально-экономической системы страны путем налаживания стабильных и достаточно прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и их объединений, регионов с органами государственного управления, достижение всеобщего согласия.
2.
Государственный план
3.
Необходимость
4.
Государственный план
Макроэкономическое планирование — сложный многоступенчатый процесс, начинающийся в масштабах государства с предплановых исследований, разработки прогнозов. Собственно планированием можно считать создание концепции социально-экономического развития государства. В ней формулируются цели и приоритеты, основные направления социальной, структурной, инвестиционной политики
Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем, одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Планирование — ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства.
Основные факторы, содействующие процессу макроэкономического планирования:
1.
Увеличение доли ресурсов
2.
Интеграция производства, рост уровня
организации людей и
3.
Ускоренное развитие
4. Усиление солидарности между группами и слоями населения, достижение социального согласия.
5.
Понимание необходимости
6.
Непосредственная
Содержание социально-экономического планирования заключается в обосновании конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявлении материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации разрабатываемых программ. С формированием рыночных отношений объектами Государственного планирования становятся лишь наиболее общественнозначимые и структуроопределяющие сферы отрасли, регионы. Повышается роль стоимостных показателей, финансовых нормативов вместо количественных заданий.
В
современной мировой экономике
четко обозначился процесс
Информация о работе Зарубежный опыт организаций,занимающихся макроэкономическим планированием