Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:52, курсовая работа
Цель работы – исследовать понятие и признаки несостоятельности (банкротства) с точки зрения современного российского законодательства..
Объектом исследования представленной контрольной работы является несостоятельности (банкротство) с точки зрения современного российского законодательства. Предметом исследования данной контрольной работы являются понятие и основные признаки несостоятельности (банкротства).
Введение …………………………………………………………………………………….…стр 3-4
Глава I. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в новейшей истории России.
1.1 История развития закона о несостоятельности (банкротства)……………………….. стр 5-8
1.2 Система основных правовых норм по законодательству о несостоятельности……...стр 9-16
Глава II: Ключевые положения законодательства о несостоятельности (банкротства) и сравнительный анализ.
2.1 Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)………………….стр 17-22
2.2 Сравнительный анализ Законов о несостоятельности (банкротстве)……………….стр 23-26
Заключение …………………………………………………………………………………стр 27
Список литературы …………………………………………………………………………стр 28
Так как Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) является специальным законом и по нему работают управляющие в различных регионах и субъектах Федерации, к тому же процедуры находятся на разных стадия своего развития, возникает проблема с внедрением изменений и реализацией правовых норм в старой редакции. 3
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» близок по своей концепции западному законодательству. Он включает элементы не только французского и американского права, но и более жесткого немецкого законодательства о банкротстве. Тем более что столь нелюбимый депутатами радикальный подход к банкротству предприятий и в Германии постепенно дрейфует в сторону более лояльного отношения к проблемным компаниям. Развитые страны вполне могут себе позволить эдакую слабость — побороться за сохранение предприятия.
Согласно статье 5 Федеральный закона о внесении изменений в Федеральный закон»О несостоятельности (банкротстве) N 296-ФЗ от 30 декабря 2008 года вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 31.12.2008 года. Если говорить о самом Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», уже теперь в новой редакции с изменениями и дополнениями, то он вступил в силу 11.01.2009 года.
Коррективы были внесены в статьи, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников), компетенции собрания кредиторов, продажи предприятия-должника.
Данный Федеральный закон в новой редакции применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве с 11.01.2009 года. Производство по делам возбужденных до 2009, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений.
В любой открывшейся процедуре с 11.01.2009 года, применяются положения в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями.
До
настоящего времени, те позиции, которые
в силу закона не вступили в действие,
отражающие членство арбитражных управляющих
в СРО и непосредственно
Данный
документ был подписан президентом
в предпоследний день уходящего
года и для многих участников рынка
стал новогодним сюрпризом. Поправки,
в целом носят позитивный характер
и должны угодить всем участникам
процедуры банкротства, кредиторам, предприятиям-банкротам
и, самое главное, арбитражным управляющим.
Потому что именно от них, по мнению экспертов,
зависит, сколько денег получит кредитор
и получит ли их вообще.
1.2 Система основных правовых норм по законодательству о несостоятельности.
Предпринимательское искусство, как известно, заключается во многом в умении разработать такую стратегию бизнеса, которая позволила бы достигнуть желаемых результатов, не подвергая свое дело излишним рискам, в том числе и риску банкротства. Однако эта цель не всегда достижима и любой хозяйствующий субъект может оказаться в сложной финансовой ситуации, одним из следствий которой может стать его трансформация в организацию - должника, с массой проблем во взаимоотношениях со своими кредиторами, разрешение которых невозможно без применения процедур, регулируемых законодательством о банкротстве. Поэтому необходимость формирования достаточного правового поля этого важного института заключается в необходимости создания механизма цивилизованного разрешения конфликтов, возникающих между кредитором и должником.
К тому же признание на государственном уровне необходимости проведения в стране рыночных преобразований вызвало потребность в законодательном оформлении ряда процедур, сопровождающих рыночное хозяйствование. Одной из таких весьма значимых и относительно новых для современной истории нашего государства процедур является банкротство.
Существование в Советском Союзе в целом и, в частности, в РСФСР на протяжении многих десятилетий плановой экономики практически не вызывало потребности в использовании данной процедуры, а тем более – в ее законодательном разрешении. Возникавшие экономические противоречия между предприятиями, являвшимися преимущественно звеньями одной технологической цепочки, гасились другими инструментами, свойственными директивной экономике.
Однако, начавшиеся в стране в постсоветский период экономические преобразования на фоне резкого падения масштабов деловой активности предприятий и организаций практически всех отраслей экономики привели к ухудшению финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и их фактической несостоятельности. С учетом этого уже в ноябре 1992 года был принят закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
К сожалению, отсутствие в стране к этому времени апробированных отечественной практикой и востребованных обществом правовых, теоретических и методических разработок по несостоятельности, банкротству и, соответственно, антикризисному управлению субъектами хозяйственной деятельности, ставших должниками, привело к тому, что при подготовке данного законопроекта его разработчики ориентировались на зарубежные аналоги.
Практически игнорировался законодательный опыт отечественного института банкротства, накопленный в XVIII, XIX вв., первой четверти XX века, хотя история его применения в России была весьма продолжительной. Еще в древнем праве существовала личная ответственность за банкротство, состоящая в том, что несостоятельные должники утрачивали свободу и попадали в кабальное рабство к своему кредитору. С течением времени потеря свободы несостоятельных должников трансформировалась в государственные наказания. В частности, это было зафиксировано в ряде законодательных документов:
– «Банкротский Устав» (1740 г.);
– «Устав о банкротах» (1800 г.);
– «Устав торговой несостоятельности» (1832 г.);
– «Устав судопроизводства Торгового» (1905 г.).
Уголовное
Уложение Российской империи 1885 года также
содержало нормы о банкротстве
и предусматривало
Институт банкротства существовал и в первые годы Советской власти, однако, не продержался даже до конца 30-х годов. В великолепном произведении Ильфа и Петрова «Золотой теленок» мастерски показана закулисная сторона преступного банкротства и фигура претендента на должность «Виц-председателя» в фирме «Рога и копыта».
Итак, проект первого закона был подготовлен, а затем принят Государственной Думой Российской Федерации в 1992 году. Однако оказалось, что данный закон был во многом чужд экономике нашей страны и фактически первые несколько лет не работал. Кроме этой причины, применение закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» сдерживалось отсутствием правового механизма практической реализации основных его положений, а также нечеткостью некоторых норм. К примеру, в этом законе не было дано четкого определения понятия банкротства, не уточнялось понятие неудовлетворительной структуры баланса, которая признавалась одним из признаков банкротства, не определялись границы «частичного удовлетворения требований кредиторов», что приводило к необходимости проведения дополнительных финансовых исследований непосредственно в ходе судебного разбирательства для вынесения обоснованного заключения суда по рассматриваемым вопросам. Имелись в нем и другие упущения.
Однако безусловна и положительная роль данного закона, заключавшаяся в разработке понятийного аппарата процедуры банкротства применительно к отечественным реалиям, юридическом оформлении процедур, связанных с ним и самого прецедента банкротства как инструмента рыночной экономики. В этом законе достаточно хорошо был прописан механизм оздоровления несостоятельных должников и разработки планового его обеспечения, система диагностики финансового состояния.
После его принятия была подготовлена целая серия методических материалов и инструкций по диагностике, разработке бизнес-планов финансового оздоровления (в процессе досудебной санации) и планов внешнего управления (при проведении судебной процедуры банкротства – внешнего управления).
Следует отметить также, что процесс банкротства регулировался не только законами, широко использовались и другие инструменты, формирующие его правовое поле. И до принятия закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», и позднее отдельные нормы, связанные с процедурой банкротства, были развиты и уточнены в различных нормативных документах. Это: Указ Президента РФ от 14.06.92 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур»; Указ Президента РФ от 1.07.92 «О нормализации платежно-расчетных отношений в народном хозяйстве РФ»; Указ Президента РФ от 22.02.93 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Указ Президента РФ от 22.02.93 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Указ Президента РФ от 2.06.94 «О продаже государственных предприятий-должников»; Указ Президента РФ от 14.02.96. «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» и некоторые другие. Принимались и Постановления Правительства РФ по вопросам регулирования отношений несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности, и среди них: «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 (сейчас оно применяется в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.99); «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22.05.98; «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих» от 25.12.1998; «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» от 4.04.2000, а также распоряжения вначале Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), а затем Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), методические рекомендации и другие инструктивные материалы. Особо значимое место в этом процессе, безусловно, занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 году (часть первая) и в 1995 году (часть вторая).
Недостатки, выявленные в содержании
нормативных актов о
Однако отметим, что временной отрезок между принятием первого и второго закона оказался даже меньше десятилетия, то есть фактически предыдущий закон не прошел еще всесторонней проверки практикой, которая могла бы выявить все его слабые стороны и дать необходимое время для подготовки более продуманных нормативных актов, регулирующих этот важнейший и сложнейший аспект строительства рыночной экономики. Тем не менее, он заложил основу для принятия других федеральных законов: «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999 года; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в настоящее время применяющийся в редакции от 02.01.2000 года, а также для внесения многочисленных поправок и корректировок. Учитывая, однако, что в рассматриваемый нами период в стране происходил активный более детально не выверенный, использовался (иногда используется и сейчас) в качестве инструмента этого передела. По-видимому, законодателю нужно было это иметь в виду, поскольку отлаженность работы этого института в странах с развитой рыночной экономикой и эффективное функционирование аналогичного законодательства во многом обеспечивалось устоявшимися уже экономическими отношениями и потому не вызывает таких масштабных негативных последствий, как в нашей стране.
Можно предполагать, что и более совершенные законодательные инструменты в такой ситуации могли бы иметь практически тот же результат. В этой связи более высокую результативность мер в плане восстановления и оздоровления национальной экономики, по нашему мнению, имело бы совершенствование законодательства в направлении обеспечения условий для ее эффективного функционирования, ведь легче предупредить болезнь, чем лечить затем весьма запущенную.
Информация о работе Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в новейшей истории России