Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:40, контрольная работа
Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике.………………….5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления………………………………………………………………………...5
1.2. Типология экономических кризисов……………………………………15
Глава 2. Типология кризисов в организации…………………………………..24
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации………………………………………………………………………24
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации………………………………………………………………………27
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации………………………………………………………………………33
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф ……………...36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы ……………………………
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф
Сформировавшаяся в 70-х гг. прошлого века математическая теория катастроф описывает резкие переходы, что в экономических системах характерно для антикризисного менеджмента.
Кризисное состояние
организации описывается
Особую сложность
в прогнозировании результатов
управленческих действий представляет
кризисное состояние
Согласно теории
катастроф результативность антикризисного
менеджмента существенно
В числе симптомов
предкатастрофического
1. Длительная
безрезультативность вложений
2. Высокая изменчивость
базовых параметров
3. Наличие нескольких
вариантов устойчивого
4. Необратимость
отклонений в деятельности
5. Неуклонное нарастание задолженности по налогам и платежам в темпе не менее 10% в квартал с учетом инфляции.
6. Рост задолженности по зарплате в темпе не менее 10% в месяц.
7. Нарастание
задолженности перед
8. Появление
забастовочных настроений в
9. Рост неисполнительности
среди менеджеров среднего
10. Резкое нарастание
угнетающих действий со
11. Резкое усиление
конфликтности отношений в
12. Генеральный
менеджмент не в силах, а
персонал не желает
13. Предлагаемые
правительством схемы
14. Крупные акционеры,
владеющие в совокупности
15. Неспособность
организации остановить
16. Групповые
увольнения руководителей
17. Резкое нарастание
конфликтов между
18. Нехватка оборотных
средств для расширения
19. Массовые нежелания
работников мириться с
Эти и другие
симптомы в совокупности или отдельно
могут сигнализировать о
В моделировании
экономических процессов в
Теория катастроф различает четыре основных типа кризиса убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента . При кризисе сбыта предприятие не может продавать свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причиной кризиса сбыта может быть неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.
При кризисе издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причиной кризиса издержек является завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
При финансовом
кризисе у предприятия
При кризисе
менеджмента предприятие
На практике, как правило, предприятие сталкивается одновременно со всеми четырьмя типами кризиса . Задачей антикризисного менеджера является проведение анализа особенностей развития кризиса на конкретном предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Типология причин кризиса показывает, что они могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении.
Причины кризиса
могут быть внешними и внутренними.
Первые связаны с тенденциями
и стратегией макроэкономического
развития или даже развития мировой
экономики, конкуренцией, политической
ситуацией в стране, вторые - с
рискованной стратегией маркетинга,
внутренними конфликтами, недостатками
в организации производства, несовершенством
управления, инновационной инвестиционной
политикой. Если понимать кризис таким
образом, можно констатировать то обстоятельство,
что опасность кризиса
В понимании
кризиса большое значение имеют
не только его причины, но и разнообразные
последствия: возможно обновление организации
или ее разрушение, оздоровление или
возникновение нового кризиса. Выход
из кризиса не всегда связан с позитивными
последствиями. Нельзя исключать переход
в состояние нового кризиса, может
быть даже еще более глубокого
и продолжительного. Кризисы могут
возникать как цепная реакция. Существует
возможность и консервации
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Практика показывает,
что кризисы неодинаковы не только
по своим причинам и последствиям,
но и по самой своей сути. Необходимость
в разветвленной классификации
кризисов связана с дифференциацией
средств и способов управления ими.
Если есть типология и понимание
характера кризиса, появляются возможности
снижения его остроты, сокращения времени
и обеспечения безболезненности
протекания.
Список использованной литературы
1. Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: Бек, 2004.
2. Антикризисное
управление предприятиями и
3. Антикризисное управление / Под ред, Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Антикризисное управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 11/ Под ред. В.И.Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева. М.: Инфра – М, 2005.
5. Антикризисное
управление в муниципальных
6. Антикризисное управление: учебник / Р.А.Попов – М.: Высш.шк., 2003.
7. Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., - М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Антикризисное
управление: Учебное пособие для
технических вузов/Под ред. Э.
9. Антикризисный менеджмент / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. - Издательство ЭКМОС, 2004.
10. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: уч.-практ. Пособие / Отв.ред. Г.А.Александров – М.: Издательство БЕК, 2009.
11. Бобылева А.З.
Финансовое оздоровление фирмы:
12. Богомолов
В.А.,.Богомолова А.В.
13. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. -СПб.:, 2008.
14. Виссема Х. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация: М.: Издательство Финпресс, 2007.
15. Виханский
О. С. Стратегическое
16. Дондуков А.Н.,
Юн Г.Б., Рябцева Н.Б. Антикризисное
управление и реструктуризация
предприятий в Российской
17. Коротков Э.М. Концепция Менеджмента. М.: ДеКА, 2003.
18. Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2003.
19. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008.
20. Стратегия
и тактика антикризисного
21. Теория и
практика антикризисного
22. Телюкина М. В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М.: Дело, 2002.