Типология кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике.………………….5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления………………………………………………………………………...5
1.2. Типология экономических кризисов……………………………………15
Глава 2. Типология кризисов в организации…………………………………..24
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации………………………………………………………………………24
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации………………………………………………………………………27
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации………………………………………………………………………33
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф ……………...36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Типология кризисов.docx

— 107.71 Кб (Скачать)

2.4. Кризисная типология  с точки зрения  теории катастроф

Сформировавшаяся  в 70-х гг. прошлого века математическая теория катастроф описывает резкие переходы, что в экономических  системах характерно для антикризисного менеджмента.

Кризисное состояние  организации описывается сложными математическими зависимостями, характеризующими неоднозначность результатов (функции) от изменения внутренних и внешних  параметров (аргументов). Довольно распространены неоднозначные последствия одних  и тех же управленческих действий в разные моменты времени .

Особую сложность  в прогнозировании результатов  управленческих действий представляет кризисное состояние организации, которое может быть изменено относительно небольшими воздействиями. При этом одному и тому же управленческому  решению могут соответствовать  различные результаты не только в  зависимости от времени, но и других параметров (например, особые условия  крупной оптовой поставки, нарастающая  агрессивность энергоснабжающих организаций, изменчивая лояльность властей, неожиданные  действия кредиторов и т. п.).

Согласно теории катастроф результативность антикризисного менеджмента существенно зависит  от последовательности управленческих действий.

В числе симптомов  предкатастрофического состояния  организации можно выделить следующие :

1. Длительная  безрезультативность вложений в  производство (неверно определен  объект инвестиций, которые лишь  отягчают финансовое положение,  что и приведет к срыву).

2. Высокая изменчивость  базовых параметров организации  от незначительных воздействий.

3. Наличие нескольких  вариантов устойчивого состояния  организации, в которые она  может быть переведена небольшими  усилиями (например, сокращенный вариант  производства, пассивный сбыт, сдача  в аренду площадей, сокращение  персонала, переход под управление  другой организации и др.).

4. Необратимость  отклонений в деятельности организации  и возможных перемен (утрата  способности к восполнению потерь, возвращению кредитов, поставкам продукции по авансовым платежам, возможные перемены в структуре и системе организации меняют ее качество и необратимы).

5. Неуклонное  нарастание задолженности по  налогам и платежам в темпе  не менее 10% в квартал с учетом  инфляции.

6. Рост задолженности  по зарплате в темпе не менее  10% в месяц.

7. Нарастание  задолженности перед организациями  деловой среды (в основном - поставщиками  ресурсов и получателями продукции)  в темпе не менее 30% в год.

8. Появление  забастовочных настроений в коллективе.

9. Рост неисполнительности  среди менеджеров среднего звена  (начальники цехов и отделов)  на почве недовольства действиями  высших руководителей.

10. Резкое нарастание  угнетающих действий со стороны  местных властей и контролирующих  органов (отказ от бартера,  блокировка счетов, повышение расценок  за аренду земли и др.).

11. Резкое усиление  конфликтности отношений в коллективе.

12. Генеральный  менеджмент не в силах, а  персонал не желает функционировать  в существующей системе организации  («верхи не могут, а низы  не хотят жить по-старому»).

13. Предлагаемые  правительством схемы реструктуризации  задолженностей непосильны для  организации.

14. Крупные акционеры,  владеющие в совокупности более  1/3 акций, инициируют расчленение  организации.

15. Неспособность  организации остановить массовые  увольнения кадров базовых профессий  при низкой зарплате.

16. Групповые  увольнения руководителей среднего  звена.

17. Резкое нарастание  конфликтов между подразделениями.

18. Нехватка оборотных  средств для расширения выпуска  наиболее перспективной продукции.

19. Массовые нежелания  работников мириться с задолженностью  по зарплате.

Эти и другие симптомы в совокупности или отдельно могут сигнализировать о приближении  организации к катастрофе и, естественно, требуют от менеджмента срочной  разработки и осуществления предупредительных  мероприятий.

В моделировании  экономических процессов в кризисных  организациях можно воспользоваться  тезисом К. Поппера и Дж. Сороса о том, что одни и те же методы и критерии не могут применяться  как к естественным, так и общественным наукам.

Теория катастроф  различает четыре основных типа кризиса  убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента . При кризисе сбыта  предприятие не может продавать  свою продукцию в объемах, необходимых  для достижения уровня безубыточного  производства. Причиной кризиса сбыта  может быть неконкурентоспособность  продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.

При кризисе  издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать  себе в убыток, что неизбежно ведет  к банкротству. Причиной кризиса  издержек является завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в  управлении и т. д.

При финансовом кризисе у предприятия отсутствуют  денежные средства на возобновление  производства, уплату налогов, выплату  заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т. д.

При кризисе  менеджмента предприятие испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров всех уровней. Кризис менеджмента  вызывается тем, что при возникновении  на предприятий кризисной ситуации ее в первую очередь покидают наиболее опытные и квалифицированные  сотрудники. Этот тип кризиса занимает особое положение, поскольку, не решив  проблему управления и управляющих, невозможно преодолеть остальные негативные явления.

На практике, как правило, предприятие сталкивается одновременно со всеми четырьмя типами кризиса . Задачей антикризисного менеджера  является проведение анализа особенностей развития кризиса на конкретном предприятии  и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что  кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Типология причин кризиса показывает, что они могут  быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении.

Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с  рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством  управления, инновационной инвестиционной политикой. Если понимать кризис таким  образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании  кризиса большое значение имеют  не только его причины, но и разнообразные  последствия: возможно обновление организации  или ее разрушение, оздоровление или  возникновение нового кризиса. Выход  из кризиса не всегда связан с позитивными  последствиями. Нельзя исключать переход  в состояние нового кризиса, может  быть даже еще более глубокого  и продолжительного. Кризисы могут  возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных  ситуаций на довольно продолжительное  время. Это может объясняться  определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим  образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Кризисы также  могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые  кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и  вызываются объективными причинами  накопления факторов возникновения  кризиса - потребности реструктуризации производства, изменение структуры  интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы  часто бывают результатом или  грубых ошибок в управлении, или  каких-либо природных явлений, или  экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных  кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость  в разветвленной классификации  кризисов связана с дифференциацией  средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание  характера кризиса, появляются возможности  снижения его остроты, сокращения времени  и обеспечения безболезненности протекания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Александров  Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: Бек, 2004.

2. Антикризисное  управление предприятиями и банками:  Учеб.-практ.пособие.-М.:Дело,2008.

3. Антикризисное  управление / Под ред, Э. М. Короткова.  М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Антикризисное  управление. Модульная программа  для менеджеров. Модуль 11/ Под ред.  В.И.Кошкина, Л.П. Белых, С.Г.  Беляева. М.: Инфра – М, 2005.

5. Антикризисное  управление в муниципальных образованиях: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2007.

6. Антикризисное  управление: учебник / Р.А.Попов –  М.: Высш.шк., 2003.

7. Антикризисное  управление. Учебное пособие под  ред. Короткова Э.М., - М.: ИНФРА-М, 2002.

8. Антикризисное  управление: Учебное пособие для  технических вузов/Под ред. Э.С.  Минаева и В.П. Панагушина. - М.:ПРИОР, 2004.

9. Антикризисный  менеджмент / Под. ред. проф. А.Г.  Грязновой - М.: Ассоциация авторов  и издателей ТАНДЕМ. - Издательство  ЭКМОС, 2004.

10. Антикризисное  управление: теория, практика, инфраструктура: уч.-практ. Пособие / Отв.ред. Г.А.Александров  – М.: Издательство БЕК, 2009.

11. Бобылева А.З.  Финансовое оздоровление фирмы:  теория и практика. - М.: Дело, 2003.

12. Богомолов  В.А.,.Богомолова А.В. Антикризисное  регулирование экономики. Теория  и практика. Учебное пособие для  вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

13. Валдайцев  С.В. Антикризисное управление  на основе инноваций. -СПб.:, 2008.

14. Виссема Х.  Стратегический анализ: технология, инструменты, организация: М.: Издательство  Финпресс, 2007.

15. Виханский  О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 2004.

16. Дондуков А.Н., Юн Г.Б., Рябцева Н.Б. Антикризисное  управление и реструктуризация  предприятий в Российской Федерации.  М.: Российская гильдия профессиональных  антикризисных управляющих, 2007.

17. Коротков Э.М.  Концепция Менеджмента. М.: ДеКА, 2003.

18. Попов Р.А.  Антикризисное управление. - М.: Высшая  школа, 2003.

19. Родионова  Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008.

20. Стратегия  и тактика антикризисного управления  фирмой/ Градов А.П., Кузин Б.И., Федотов  А.В. и др.: Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 2007.

21. Теория и  практика антикризисного управления. Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева,  В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 2006.

22. Телюкина М.  В. Конкурсное право. Теория  и практика несостоятельности  (банкротства). М.: Дело, 2002.

Информация о работе Типология кризисов