Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:40, контрольная работа
Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
   Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике.………………….5
    1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления………………………………………………………………………...5
    1.2. Типология экономических кризисов……………………………………15
Глава 2. Типология кризисов в организации…………………………………..24
    2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации………………………………………………………………………24
    2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации………………………………………………………………………27
    2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации………………………………………………………………………33
    2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф ……………...36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы ……………………………
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф
Сформировавшаяся в 70-х гг. прошлого века математическая теория катастроф описывает резкие переходы, что в экономических системах характерно для антикризисного менеджмента.
Кризисное состояние 
организации описывается 
Особую сложность 
в прогнозировании результатов 
управленческих действий представляет 
кризисное состояние 
Согласно теории 
катастроф результативность антикризисного 
менеджмента существенно 
В числе симптомов 
предкатастрофического 
1. Длительная 
безрезультативность вложений 
2. Высокая изменчивость 
базовых параметров 
3. Наличие нескольких 
вариантов устойчивого 
4. Необратимость 
отклонений в деятельности 
5. Неуклонное нарастание задолженности по налогам и платежам в темпе не менее 10% в квартал с учетом инфляции.
6. Рост задолженности по зарплате в темпе не менее 10% в месяц.
7. Нарастание 
задолженности перед 
8. Появление 
забастовочных настроений в 
9. Рост неисполнительности 
среди менеджеров среднего 
10. Резкое нарастание 
угнетающих действий со 
11. Резкое усиление 
конфликтности отношений в 
12. Генеральный 
менеджмент не в силах, а 
персонал не желает 
13. Предлагаемые 
правительством схемы 
14. Крупные акционеры, 
владеющие в совокупности 
15. Неспособность 
организации остановить 
16. Групповые 
увольнения руководителей 
17. Резкое нарастание 
конфликтов между 
18. Нехватка оборотных 
средств для расширения 
19. Массовые нежелания 
работников мириться с 
Эти и другие 
симптомы в совокупности или отдельно 
могут сигнализировать о 
В моделировании 
экономических процессов в 
Теория катастроф различает четыре основных типа кризиса убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента . При кризисе сбыта предприятие не может продавать свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причиной кризиса сбыта может быть неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.
При кризисе издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причиной кризиса издержек является завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
При финансовом 
кризисе у предприятия 
При кризисе 
менеджмента предприятие 
На практике, как правило, предприятие сталкивается одновременно со всеми четырьмя типами кризиса . Задачей антикризисного менеджера является проведение анализа особенностей развития кризиса на конкретном предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Типология причин кризиса показывает, что они могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении.
Причины кризиса 
могут быть внешними и внутренними. 
Первые связаны с тенденциями 
и стратегией макроэкономического 
развития или даже развития мировой 
экономики, конкуренцией, политической 
ситуацией в стране, вторые - с 
рискованной стратегией маркетинга, 
внутренними конфликтами, недостатками 
в организации производства, несовершенством 
управления, инновационной инвестиционной 
политикой. Если понимать кризис таким 
образом, можно констатировать то обстоятельство, 
что опасность кризиса 
В понимании 
кризиса большое значение имеют 
не только его причины, но и разнообразные 
последствия: возможно обновление организации 
или ее разрушение, оздоровление или 
возникновение нового кризиса. Выход 
из кризиса не всегда связан с позитивными 
последствиями. Нельзя исключать переход 
в состояние нового кризиса, может 
быть даже еще более глубокого 
и продолжительного. Кризисы могут 
возникать как цепная реакция. Существует 
возможность и консервации 
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Практика показывает, 
что кризисы неодинаковы не только 
по своим причинам и последствиям, 
но и по самой своей сути. Необходимость 
в разветвленной классификации 
кризисов связана с дифференциацией 
средств и способов управления ими. 
Если есть типология и понимание 
характера кризиса, появляются возможности 
снижения его остроты, сокращения времени 
и обеспечения безболезненности 
протекания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
1. Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: Бек, 2004.
2. Антикризисное 
управление предприятиями и 
3. Антикризисное управление / Под ред, Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Антикризисное управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 11/ Под ред. В.И.Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева. М.: Инфра – М, 2005.
5. Антикризисное 
управление в муниципальных 
6. Антикризисное управление: учебник / Р.А.Попов – М.: Высш.шк., 2003.
7. Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., - М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Антикризисное 
управление: Учебное пособие для 
технических вузов/Под ред. Э.
9. Антикризисный менеджмент / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. - Издательство ЭКМОС, 2004.
10. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: уч.-практ. Пособие / Отв.ред. Г.А.Александров – М.: Издательство БЕК, 2009.
11. Бобылева А.З. 
Финансовое оздоровление фирмы:
12. Богомолов 
В.А.,.Богомолова А.В. 
13. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. -СПб.:, 2008.
14. Виссема Х. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация: М.: Издательство Финпресс, 2007.
15. Виханский 
О. С. Стратегическое 
16. Дондуков А.Н., 
Юн Г.Б., Рябцева Н.Б. Антикризисное 
управление и реструктуризация 
предприятий в Российской 
17. Коротков Э.М. Концепция Менеджмента. М.: ДеКА, 2003.
18. Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2003.
19. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008.
20. Стратегия 
и тактика антикризисного 
21. Теория и 
практика антикризисного 
22. Телюкина М. В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М.: Дело, 2002.